Видеодокументалистика как средство формирования надпредметных умений и навыков учащихся

Разделы: Общепедагогические технологии


Что такое современная школа? На этот вопрос уже долгие годы стараются дать ответ многие видные деятели российского образования и науки. Каждый видит в нем что-то свое и называет разные его компоненты наиболее важными и ценными. Не так давно бытовало мнение, что традиционную обучающую и воспитывающую среду необходимо вывести из-под влияния партии, переведя в современное, европейское русло. Другие говорили, что только за информатизацией будущее российской науки. А школа как существовала, взращивая поколения юных граждан, так и продолжает выполнять эту свою основную функцию.

Но, давайте согласимся с тем, что одним только внедрением ИКТ процесс развития образования не завершается. Достигнув определенного этапа, масса накопленного знания переходит в новую форму, расширяя сферы своего воздействия. Именно так начинаются процессы интеграции и взаимного проникновения ИКТ с предметами общеобразовательного цикла, которые ведут к рождению новых форм взаимного творчества педагога -ученика-родителя, о которых я сегодня и хотел бы рассказать, исходя из собстенной практики.

Я занимаюсь преподавательской деятельностью с 2002 года. За это время прошел путь от лаборанта вновь установленного компьютерного класса до заместителя директора школы и методиста окружного методического центра. Сегодня я руковожу окружным медиа-центром [про]движение, суть работы которого в самом активном налаживании творческих и профессиональных связей с подрастающим поколением, основанных на информатизации. В него входят учащиеся школ ЦАО, проявляющие повышенный интерес к информационным технологиям.

Идея снимать фильмы пришла в голову мне не так давно. В канун празднования победы в Московской битве родился первый документальный проект "Битва за Москву: последняя линия обороны". Он был подготовлен учениками 9-11 классов: сценарная группа работала в очень плотном графике (дата была уже совсем близко, а желание выразить свое отношение к этому событию - велико). Съемки проходили три дня, а окончательный монтаж фильма продлился две недели. Но этому этапу предшествовала большая и кропотливая работа над подбором материала, консультацией с моими коллегами-историками, связям с ГосТелеРадиоФондом и т.д. Учащиеся школ ЦАО, входящие в состав окружного медиа-центра [про]движение, принимали, пожалуй, самое активное участие, становясь паровозами, тянущими на себе большую часть рутинных внутрипроектных дел. Ими был подготовлен сценарий, графическая составляющая и отобран для финального монтажа видеоматериал - хроника военных лет.

В итоге, мы получили 26-минутный обучающий фильм, который окружным управлением образования был распространен по всем школам округа в качестве методического пособия к уроку по теме Московской битвы.

Да, мы не ожидали такого эффекта от своего пилотного видеопроекта. Не долго празднуя победу, в конце 2006/2007 учебного года нами были запланированы несколько новых проектов, к которым и началась подготовка.

Первым и вторым стали документальные фильмы о блокаде Ленинграда ("900 дней воли") и Великой Октябрьской социалистической революции ("Век революций: Первая Русская"). Сценарная группа, уже имея опыт оперативного составления плана съемок, выехала в Санкт-Петербург весной 2007 года. С определением и утверждением мест "стендовой" записи две съемочные группы приступили к работе. В кадрах этих фильмов за спиной у ведущего появляются самые знаменитые достопримечательности Санкт-Петербурга, которые за весь прошлый век были свидетелями судьбоносных и трагических событий для нашей страны.

Стоит оговориться и сказать пару слов о системе обучения сотрудников проектных групп, ведь ни для кого не секрет, что разрабатывая новые направления в области ИТ ребятам нужно где-то получать навыки их использования и применения. Для того, чтобы восполнить "пробелы" в этих областях при медиа-центре [про]движение постоянно функционирует учебный центр, где проходят обучающие занятия по разным программным продуктам, необходимым в работе над проектами. Основными темами таких занятий можно назвать: графика в среде Adobe Photoshop, нелинейный видеомонтаж на примере Adobe Premiere и т.д. Преподавателями на этих практических курсах, которые проходят на базе Научно-методического центра ЦОУО ДО г.Москвы, становятся как наиболее квалифицированные специалисты в области ИТ школ центрального округа, так и сам руководитель медиа-центра [про]движение - Евдокимов Е.О.

Работая над новыми проектами, ребята не только осваивают новые программные продукты и работу с ними, но и получают навыки грамотной сортировки и изложения информации, представления ее на публике, часто работают в качестве журналистов и репортеров, что во многом определяет их дальнейший вектор развития. И поводов говорить об этом достаточно: многие выпускники школ ЦАО? Некогда принимавшие участие в работе медиа-центра [про]движение приняли решение связать свои судьбы с журналистикой, телевидением, дизайном и интернет-технологиями.

Еще одним значимым проектом (осуществить который посодействовала международная общественная организация "Центр ПРИПЯТЬ.com") стал двухсерийный документальный фильм об аварии на Чернобыльской Атомной электростанции в 1986 году. Нужно сказать, что сама идея фильма ("Зеркальный город") явилась нам совершенно случайно. Спустя время, в разговоре с учениками я обмолвился о такой задумке и они поддержали меня, вызвавшись помочь в создании такого фильма. По счастливому стечению обстоятельств мы узнали, что в одной из школ ЦАО, занимая должность заместителя директора по ГОЧС, работает бывший ликвидатор аварии - Веселов Сергей Владимирович.

Первая серия фильма - интервью с Сергеем Владимировичем, во время которого он в подробностях рассказывает о том, как судьба столкнула его с Чернобыльской аварией. В этом фильме много фотографий, которые Сергей Владимирович любезно согласился предоставить для использования в видеоряде. Безусловно, нельзя было обойтись и без кадров хроники - ужасающих и пугающих неотвратимостью действительности.

Нужно отметить, что мне удалось наладить хорошие дружеские контакты с киевской рок-группой "Армада", которая написала музыкальную композицию к 20 годовщине аварии. Именно эта песня - "Синий атом" - стала лейтмотивом всей первой части фильма.

Вторая серия фильма "Зеркальный город" - событие, которого ждала вся проектная группа, работавшая над ним и лично я, т.к. именно от меня зависело, сможет ли она вообще быть снятой. Суть вопроса заключалась в том, что вторую часть мы планировали как часть, посвященную современному состоянию АЭС и города энергетиков Припять, находящегося в 2 километрах от самой станции. Мы не хотели использовать съемки, сделанные не нами, и подошел момент, когда остро встал вопрос о личном посещении Чернобыльской Зоны Отчуждения. 1 июля 2007 года я привез в Москву 4 часа отснятого материала из которого и была смонтирована вторая часть фильма "Зеркальный город".

Да, я видел станцию и почти разрушенный временем город. Да, эти воспоминания останутся со мной на долгие годы, но то, что я привез сюда, не меряется только моим личным потрясением. Ребята, работавшие над фильмом и те, кто его увидел в готовом варианте, конечно, были поражены увиденным. Но это подтолкнуло их к более острому осознанию необходимости трепетного отношения как к человеческой жизни, так и к ответственности Человека за свои поступки перед Человечеством.

Подходя к завершению описания представляемых на конкурс работ медиа-центра [про]движение, руководителем которого я являюсь, нельзя не сказать и о документальном фильме "Третья мировая: раунд I", который был создан при активной поддержке директора экспозиционного комплекса "Противостояние" (Москва, 5-й Котельнический пер., дом 11) Архаровой Ольги Викторовны. Фильм рассказывает о периоде российской истории, называемом "Холодная война". Ну а для того, чтобы попытаться в полной мере передать эмоциональный накал той эпохи, для съемок мы выбрали тот самый экспозиционный комплекс "Противостояние" - одном из самых засекреченных военных объектов СССР - Защищенный Командный Пункт "Таганский" (ГО-42) - находящийся на глубине 65 метров под землей. Бетонные стены, свинцовые люки - вот антураж той самой Холодной войны, которая шла не только в речах политиков, но и готовилась в недрах таких укрепленных пунктов, готовых в любой момент отдать приказ - "ракеты в воздух".

Зачем я это делаю? Для чего мне нужна работа над этими проектами? В первую очередь я увлекаю ребят интересными фактами истории и культуры нашей страны. Необычной тут является выбранная мной форма работы - видеодокументалистика. Облекая проекты в форму фильма у нашего коллектива - медиа-центра [про]движение - появляется уникальная возможность сделать работы более доступными как для широких масс интересующихся, так и для узкого круга увлеченных историей и культурой страны.

Во-вторых: наши фильмы - отличное методическое пособие для учителей истории, обществознания, москвоведения и т.д. Они не займут на урочном занятии много времени, - длительность их не превышает 25 минут в редких случаях - что позволяет учителю провести предварительную вводную беседу с классом и завершить тематический урок обсуждением увиденного. Нужно сказать, что закадровый текст в каждом из фильмов достаточно прост для понимания и адаптирован для аудитории 5-11 классов, что ни в коем случае не делает его поверхностным и невнятным.

Третьей причиной работы медиа-центра [про]движение в среде видеодокументалистики можно назвать огромный педагогический потенциал учителей - участников медиа-центра - и образовательный потенциал их учеников, которые в рамках постоянно действующих практических курсов с большим удовольствием изучают современные программные средства для работы с графикой, звуком и видео, открывают для себя азы и приемы журналистики и т.д.

В планах на ближайшее будущее у нас есть еще несколько проектов, которые конечно же вписываются в общую концепцию видеодокументалистики. Два из них связаны с городом-героем Брест: первый - фильм об обороне Брестской крепости летом 1941 года; второй - фильм о заключении Брестского мира, так сильно повлиявшего не ход истории России начала ХХ века. А третий проект - документальная экскурсия по Москве, описанной Владимиром Маяковским в своих произведениях: мы побываем во многих местах Москвы, которые так или иначе были упомянуты в работах этого автора.