Актуальность курса
Отрицательные последствия неправильно
выбранной профессии затрагивают как самого
человека, так и всё общество. По подсчётам учёных
правильный выбор профессии в 2–2,5 раза уменьшает
текучесть кадров на 10–15%, увеличивает
продолжительность труда и в 1,5–2 раза
уменьшается стоимость обучения кадров.
Любой выбор профессии можно рассматривать как
взаимодействие двух сторон: подростка и его
индивидуальные способности, которые проявляются
в физическом развитии, возможностях, интересах,
склонностях, характере, темпераменте и
специальности, с теми требованиями, которые она
предъявляет человеку. При правильном выборе
индивидуальные способности школьника совпадают
с требованиями профессии. Помочь школьнику
правильно решить проблему профессионального
выбора призвана профориентация. Школьники, как и
их родители часто даже не подозревают о фактах,
определяющих степень профессиональной и
социальной адаптации молодого человека. Для
правильного выбора профессии школьник должен
располагать информацией о будущей профессии.
Каждому гражданину нашей страны предоставлено
право выбора профессии, рода занятий и работы.
Однако это право, как показывает практика, очень
трудно реализовать – не хватает знаний о самих
профессиях и тех требований, которые они
предъявляют к личности работающего и умения
оценить собственные способности, выявить свои
интересы и склонности. Приобрести эти знания,
умения поможет элективный курс «Знакомство с
профессиями».
Пояснительная записка
Элективный курс «Знакомство с профессиями» –
курс профильной ориентации для обучающихся 9-х
классов.
Программа курса рассчитана на 17 часов (1 час в
неделю в течение полугодия).
Данный курс даёт школьникам представления об
основах выбора профессии. Знание их обеспечивает
обучающимся принятие адекватного решения, как о
выборе конкретного профиля, так и о пути
дальнейшего образования.
Данная программа составлена на основе программы
Е.Н. Прощицкой «Выбирайте профессию» М:
«Просвещение» 1991 г. и Г. Резапкиной «Выбор
профессии». Журнал «Школьный психолог» – №14 2006
г.
Цель программы.
Создание и активизация интереса девятиклассников к осознанному и самостоятельному выбору профиля обучения.
Задачи курса.
– Ознакомить старшеклассников с
классификацией профессий, с перечнем трудовых
действий и качеств личности, как основами выбора
профессии.
– Исследовать через самодиагностику свойства
личности обучающегося: способности, интересы и
склонности, характер, темперамент, тип
интеллекта.
– Выработать умение адекватно понять себя,
всесторонне и объективно оценить личные запросы
и подробности в выборе профессии. Определить
«формулу» будущей профессии.
Ожидаемые результаты осуществления программы.
– Выработка у детей способности правильно
оценивать свои склонности и возможности,
анализировать их с предлагаемыми профилями
обучения.
– Предупреждение или снижение случаев
неосознанного выбора профессии.
– Выявление детей, нуждающихся в
психологической поддержке и индивидуальном
подходе.
– Уметь грамотно мотивировать выбор будущей
профессии.
В результате изучения данного курса у школьников должны быть сформированы:
- Знания и представления:
- о требованиях современного общества к профессиональной деятельности человека;
- о возможностях получения образования по избранному профилю и о перспективе.
- Умение:
- находить выбор из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля обучения и профессии;
- ставить цели и планировать действия для их достижения.
Формы и методы работы.
– Лекции.
– Экскурсии.
– Практические работы.
– Дискуссии.
– Ролевые игры.
– Анализ конкретных ситуаций.
– Психотренинги.
– Психодиагностические процедуры.
Критерии оценивания курса:
– Логика рассуждений.
– Учёт интересов и способностей.
– Учёт ошибок при выборе профессии.
– Учёт спроса на рынке труда.
– Знания психологических и
психофизиологических требований к профессии.
– Мотивы выбора профессии.
– Пути получения профессии.
– Навыки самопрезентации.
– Предметы, нужные для поступления.
– Знание учебного заведения для поступления.
– План по самовоспитанию.
Учебно-тематический план.
№ п/п |
Тема | Кол-во часов |
Виды деятельности |
1 | Введение в мир профессий. Ознакомление с темами итоговых работ. (Приложения 1, 2, 3, 7) | 1 | Слушание лекции. Игры: «Знакомство»,«Один день из жизни». |
2 | Типы профессий. Какого типа твоя будущая профессия. (Приложения 4, 7) | 1 | Тест ДДО Климова. Игра «Цепочка профессий», «Моя вселенная». |
3 | Классы профессий, средства и условия труда. Отделы труда. Выведение «формулы» своей профессии. (Приложения 5 «а», 5 «б», 7) | 1 | Практическая работа «Выведение своей формулы профессии». Игра «Самая – самая». |
4 | Профессии «человек – человек» и тип мышления. (Приложение 6 «а», 6 «б», 7). | 1 | Самодиагностика – тест «Тип мышления». Игра «Круг уверенности». |
5 | Психологические и психофизеологические требования к профессии. (Приложение 7, 8) | 1 | Мини – исследование своих психологических и психофизиологических способностей. Упражнение «Держим осанку». |
6 | Ошибки в выборе профессии. Профессии «человек – техника». (Приложение 7). | 1 | Слушание лекции. Упражнение «Карандаши», «Цепочка профессий». |
7 | Чувства и эмоции человека. Профессии «человек – знаковая система». (Приложения 7, 9) | 1 | Самодиагностика «Тест эмоций». Упражнение «Я – высказывание». |
8 | Учёт общих и специальных способностей при выборе профессии. Знакомство с профессиями «человек – художественный образ». (Приложение 7, 10). | 1 | Практическая работа «Определи свои способности». Упражнение «Цепочка профессий». |
9 | Характер и профессия. Профессии «человек – природа». (Приложение 7, 11) | 1 | Диагностика «Какой у вас характер». Упражнение «Чем мы похожи», «Я желаю тебе быть…». |
10 | Темперамент и профессия. (Приложение 7, 12). | 1 | Слушание иллюстрированной лекции. Диагностика своего темперамента. Игра «Чем мы не похожи». |
11 | Интересы и склонности в выборе профессии. (Приложение 7, 13). | 1 | Практическая работа. Изучение своих профессиональных интересов. Тест «Карта интересов», игра «Интервью». |
12 | Мотивы выбора профессии.(Приложение 7, 14). | 1 | Консультация «Восемь основных факторов выбора профессии». Самодиагностика мотивов выбора профессии. Игра «Лучший мотив». |
13 | Современный рынок труда. (Приложение 7). | 1 | Беседа о рынке труда. Разбор проблемных ситуаций «Почтовая пирамида», «Домашний офис», «Испытательный срок», «Сизифов труд». Игра «Радуга» |
14 | Пути получения профессий. (Приложение 3,7). | 1 | Знакомство со справочниками для поступающих. Игра «Путь к цели», «Карта карьеры». |
15 | Профессиограмма. Навыки самопрезентации.(Приложение 15, 16, 17). | 1 | Составление профессиограммы, работа с матрицей профессионального выбора. Реклама своей профессии. |
16 | Зачёт. 1.ЭССЕ «Моя будущая профессия» 2.Реферат «Всё о моей профессии» 3. Составление личной профессиональной перспективы (ЛПП). |
2 |
Содержание курса
Данная программа предполагает изучение
внутреннего мира обучающихся, изучение их
личностных особенностей. Старшеклассники учатся
строить свой личностный профиль, временную
перспективу. Раскрывает широкий спектр
многообразия и сложности мира человека,
трудности выбора профессии.
В содержательном плане курс построен по принципу
«От общего к частному», что находит
подтверждение в тематическом плане.
Большое внимание уделяется психодиагностике как
личностной, так и профессиональной. Подростки,
пройдя данный курс выбирают профиль обучения с
учётом своих способностей и склонностей,
состояния рынка труда. Проектируют
профессиональный план и самостоятельно его
корректируют. Через курс происходит знакомство с
учебными заведениями. Обучающиеся приобретают
личную уверенность в завтрашнем дне.
Тема 1. Понятие о профессии.
Раскрыть детям понятие «профессия», «специальность». Расширить кругозор о профессиях в современном мире. Познакомить с темами итоговых работ.
Тема 2. Типы профессий по «предмету труда».
Можно выделить пять типов профессий: «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ».
Тема 3. Классы профессий. Средства и условия труда. Отделы профессий.
Выведение «формулы» своей профессии. В зависимости от цели труда можно выделить три класса профессий.
- гностические профессии;
- преобразующие профессии;
- изыскательные профессии.
Классификация профессий по условиям труда. Выделяют четыре группы профессии:
- труд в условиях обычного климата;
- труд на открытом воздухе;
- труд в необычных условиях: под землёй, под водой и т.д.;
- труд с повышенной моральной и материальной ответственностью за жизнь людей.
Средства труда:
- ручные и простые приспособления;
- механические;
- автоматические;
- функциональные;
- знания, способы мышления.
Отделы профессий. В зависимости от средств труда профессии подразделяются на отделы:
- профессии, связанные с использованием машин с ручным управлением;
- профессии, связанные с использованием ручных орудий труда;
- профессии, связанные с использованием автоматизированных систем;
- профессии, в которых преобладают функциональные средства, и орудия труда.
Тема 4. Профессия «человек – человек», тип интеллекта и тип мышления.
Профессии «человек – человек» имеют социальную значимость. Главное содержание труда в этих профессиях – эффективное взаимодействие между людьми. Одни качества способствуют успешной работе, а другие – осложняют её. Тип мышления – это индивидуальный способ переработки информации. Зная свой тип мышления, можно прогнозировать успешность в конкретных видах профессиональной деятельности. Различают пять типов мышления, которые влияют на успешность выбранной профессии:
- предметно-действенное мышление свойственно людям, которые усваивают информацию через движения (спортсмены, танцоры, артисты);
- абстрактно-символическим мышлением обладают многие учёные – физики-теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики;
- словесно-логическое мышление отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом: преподаватели, переводчики, филологи, журналисты, писатели;
- наглядно-образным мышлением обладают люди с художественным складом ума. Это художники, поэты, писатели, режиссёры, архитекторы, дизайнеры, конструкторы;
- креативность – это способность мыслить творчески, находить не стандартные решения задач. Это незаменимое качество талантливых людей в любой сфере деятельности.
В чистом виде эти типы мышления встречаются очень редко, сочетание разных типов мышления называют синтетическим.
Тема 5. Психологические и психофизические требования профессии.
Понятие о психологических и психофизиологических качествах человека.
Психологические качества личности:
- внимание – способность следить за окружающей обстановкой, её изменениями, произвольно управляя различными параметрами восприятия, – необходимо в любой профессии;
- память – способность воспринимать, хранить и воспроизводить информацию. Без памяти не обходится ни одна профессия, но для актёра, например, повышенные требования к словесной памяти, для художника – к образной;
- мышление – деятельность мозга, основанная на способности человека познавать окружающий мир не только образами, которые воспринимаются органами чувств, но и узнавать скрытые от них связи и отношения предметов и явлений. Профессии умственного труда предъявляют мышлению повышенные требования;
- воображение – способность человека представлять что-либо в своём сознании, мысленно, особенно важно иметь развитое воображение людям творческих профессий (писателям, художникам, конструкторам, изобретателям);
- психофизиологические качества: быстрота реакции нужна водителям транспорта, кинодублёрам, испытателям; координация движений имеет важное значение для многих видов труда (тонкая обработка материалов, прикладные искусства); выносливость в сложных условиях (давление, шум, перегрузки) необходимы для космонавтов, гонщиков, водолазов.
Тема 6. Ошибки в выборе профессии:
- выбор из соображений престижа;
- выбор профессии за компанию;
- отождествление интереса к преподавателю, и его предмету со своей будущей профессией;
- интерес профессии под влиянием прочитанной книги или увиденного фильма.
Ознакомление с профессиями «человек –
техника».
К этой группе относятся профессии, связанные с
производством, обслуживанием и проектированием
любой техники (инженер, конструктор, лётчик,
машинист, строитель и др.). особенность
технических объектов в том, что они могут быть
точно измерены и просчитаны, поэтому профессии
этой группы требуют от человека сочетания
практического склада ума и творческих
способностей, точности, хорошего здоровья.
Тема 7. Чувства и эмоции человека.
Наши чувства и эмоции – это выражение нашего отношения к людям, событиям, явлениям. Наряду со способностью человека чувствовать природа наделила его способностью эти чувства выражать. Людям, которые не умеют управлять своими эмоциями, не следует выбирать профессии, связанные с общением, обслуживанием, воспитанием, обучением – то есть все профессии, связанные с людьми. Даже обращение с животными требует умение контролировать себя, сдерживать гнев и раздражение.
Тема 8. Учёт общих и специальных способностей при выборе профессии.
Знакомство с профессиями «человек – художественный образ». Дать понятие способностей, общих и специальных.
Способности – индивидуально-психологические
особенности человека, определяющие успешность
выполнения им какой-либо деятельности. Различают
общие способности, одинаково необходимые для
работы в различных сферах труда (интеллект,
работоспособность, целеустремлённость), и
специальные, применяемые в конкретной
профессиональной сфере (педагогические,
технические, художественные, коммуникативные,
музыкальные) способности. Об общих способностях
можно судить по проявлениям человека в любом
виде деятельности, в том числе учебной,
специальные же способности выявляются с помощью
профессиональных проб и тестов, наблюдений и
самонаблюдения в процессе самой деятельности.
Физические способности необходимы
представителям многих профессий: тем, кто выбрал
профессию, связанную с военной службой, охраной,
спортом, пожарными и аварийно-спасательными
работами.
Успешность юриста, врача, учителя, менеджера во
многом зависит от их эмоциональной устойчивости,
умения общаться и коммуникативных способностей.
Зная свой тип мышления, можно прогнозировать
успешность работы учителя, врача, юриста,
психолога, инженера, экономиста…
Профессия «Художественный образ». К этой группе
относятся профессии, связанные с
изобразительной, музыкальной,
литературно-художественной,
актёрско-сценической деятельностью. Создания
произведений искусства – особый процесс. Для
освоения этих творческих профессий мало одного
желания – необходимы творческие способности,
талант, трудолюбие.
Тема 9. Характер и профессия.
Характером называется индивидуальное
состояние устойчивых психических особенностей
человека, которые определяют типичный для него
способ поведения.
Различают четыре группы свойств характера:
- Отношение человека к коллективу, другим людям (доброжелательность, справедливость, общительность, эгоизм, чуткость, искренность);
- Отношение к труду (трудолюбие, обязательность, добросовестность, дисциплинированность);
- Отношение к самому себе ( уверенность, гордость, талантливость, самовлюблённость, зазнайство);
- Отношение к природе, вещам (аккуратность, любознательность, гуманность, бережливость).
Для любой профессии важны целеустремлённость,
трудолюбие, сила воли.
Работа над характером через самовоспитание.
Тема 10. Темперамент и профессия.
Темпераментом обычно называют врожденные особенности человека – степень уравновешенности, эмоциональной подвижности. Темперамент оказывает серьёзное влияние на личность, но не определяет социальной значимости человека. В большинстве профессий учёт этих особенностей необходим не для отбора, а для выработки успешного индивидуального стиля работы, который позволит сгладить недостатки и полностью использовать достоинства. Научиться управлять своим темпераментом можно лишь в том случае, если человек обладает сильным характером. При сильном характере холерик сдержит природную неуравновешенность и вспыльчивость, флегматик преодолеет свою медлительность, а меланхолик – застенчивость, а сангвиник – умение доводить начатое до конца. Однако, чтобы работа не была в тягость, надо учитывать особенности своей нервной системы и соотносить их с выбором профессии.
Теме 11. Интересы и склонности в выборе профессий.
Профессиональные интересы проявляются в эмоционально-окрашенном отношении личности к предпочитаемому труду и в стремлении больше узнать о нем. Активные и устойчивые интересы перерастают в склонность – стремление к занятию понравившейся деятельностью. Интересы побуждают овладевать знаниями, расширяют кругозор, помогают преодолевать препятствия. Между интересом и склонностью много общего. Интересы выражаются формулой «Хочу знать», а склонности – «Хочу делать». При выборе профессии следует учитывать:
- желание, интересы и склонности личности – то, что можно обозначить словом «хочу»;
- возможности личности – знания, способности, психологические особенности, состояние здоровья – «могу».
Самодиагностика – тест «Карта интересов» (методика А.Е.Голомштока).
Тема 12. Мотивы выбора профессии.
Мотив – это внутренняя побудительная причина поведения человека. Если расположить мотивы выбора профессии в порядке частоты их встречаемости, выясняется, что люди, впервые выбирающие себе профессию, хотят, чтобы эта профессия:
- была престижной;
- хорошо оплачиваемой;
- была интересной;
- имела хорошие условия труда;
- её легко можно было бы приобрести;
- она соответствовала желанию родителей;
- можно было бы учиться и работать вместе с друзьями;
- можно было бы найти работу по специальности.
- Самодиагностика через тест «Мотивы выбора профессии».
Тема 13. Современный рынок труда.
Рынок труда, или рынок рабочей силы, это система
социально-экономических взаимоотношений между
работодателями и теми, кто ищет работу. Рынок
труда развивается по тем же законам, что и рынок
товаров и услуг. Здесь действует закон спроса и
предложения, формируя цены на особый товар –
рабочую силу. Эта цена называется заработной
платой. Она зависит от квалификации специалиста,
которая складывается из уровня профессиональной
подготовки, опыта работы, личностных и
профессионально важных качеств. Чем больше
специалистов определённой квалификации на рынке
рабочей силы, тем ниже их цена. Результатом
превышения предложением над спросом является
безработица. Идеальный вариант – число
специалистов, предлагающих свои услуги, равно
числу требуемых специалистов. Такая ситуация
называется рыночным равновесием. Ваши ресурсы на
рынке труда – это ваше профессиональное
образование и опыт работы, трудовая мотивация и
личностные качества (ответственность,
работоспособность, способность к
профессиональному и личностному росту).
Разбор проблемных ситуаций о рынке труда.
Тема 14. Пути получения профессии.
Рассмотреть «Матрицу профессионального выбора» и определить профессиональное образование с учётом предмета труда, который тебя привлекает, и вида труда.
Рынок образовательных услуг:
- учреждения высшего;
- среднего;
- начального профессионального образования;
- профессиональные курсы;
- возможности повышения квалификации.09
Формы обучения:
- очная;
- вечерняя;
- заочная;
- дистанционное;
- экстернат.
Знакомство со справочниками для поступающих.
Тема 15. Профессиограмма. Навыки самопрезентации.
Профессиограмма – это описание профессии, включающее в себя основные требования предъявляемые профессией к личностным качествам человека.
Схема построения:
- название профессии;
- вид труда (ручной, механизированный, автоматизированный, нтеллектуальный);
- предмет и продукт труда;
- знания и умения, необходимые для выполнения работы;
- условия работы;
- медицинские противопоказания;
- требования к человеку;
- пути получения профессии.
Навыки самопрезентации помогают получить хорошую работу. Важно знать невербальные средства общения: мимику, жесты, телодвижения, которые передают до 80% информации о другом человеке. Деловое общение предполагает:
- одеваться соответственно месту, времени, возрасту и статусу человека;
- быть активным слушателем;
- уважение и доверие к партнеру;
- соблюдение пространственных позиций (120 – 360 сантиметров для делового общения).
Метод Корнеги «Как понравиться людям и завоевать себе союзников».
- искренне интересуйтесь другими людьми;
- улыбайтесь;
- помните, что имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке;
- будьте хорошим слушателем, и поощряйте партнера говорить о самом себе;
- говорите о том, что интересует вашего собеседника;
- внушайте своему собеседнику сознание его значимости и делайте это как можно искреннее.
Реклама своей профессии.
Тема 16. Зачёт.
1. ЭССЕ «Моя будущая профессия».
2. Реферат «Всё о моей профессии».
3. Составление личной профессиональной
перспективы (ЛПП).