Элективный курс "Знакомство с профессиями"

Разделы: Общепедагогические технологии


Актуальность курса

Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и всё общество. По подсчётам учёных правильный выбор профессии в 2–2,5 раза уменьшает текучесть кадров на 10–15%, увеличивает продолжительность труда и в 1,5–2 раза уменьшается стоимость обучения кадров.
Любой выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон: подростка и его индивидуальные способности, которые проявляются в физическом развитии, возможностях, интересах, склонностях, характере, темпераменте и специальности, с теми требованиями, которые она предъявляет человеку. При правильном выборе индивидуальные способности школьника совпадают с требованиями профессии. Помочь школьнику правильно решить проблему профессионального выбора призвана профориентация. Школьники, как и их родители часто даже не подозревают о фактах, определяющих степень профессиональной и социальной адаптации молодого человека. Для правильного выбора профессии школьник должен располагать информацией о будущей профессии. Каждому гражданину нашей страны предоставлено право выбора профессии, рода занятий и работы. Однако это право, как показывает практика, очень трудно реализовать – не хватает знаний о самих профессиях и тех требований, которые они предъявляют к личности работающего и умения оценить собственные способности, выявить свои интересы и склонности. Приобрести эти знания, умения поможет элективный курс «Знакомство с профессиями».

Пояснительная записка

Элективный курс «Знакомство с профессиями» – курс профильной ориентации для обучающихся 9-х классов.
Программа курса рассчитана на 17 часов (1 час в неделю в течение полугодия).
Данный курс даёт школьникам представления об основах выбора профессии. Знание их обеспечивает обучающимся принятие адекватного решения, как о выборе конкретного профиля, так и о пути дальнейшего образования.
Данная программа составлена на основе программы Е.Н. Прощицкой «Выбирайте профессию» М: «Просвещение» 1991 г. и Г. Резапкиной «Выбор профессии». Журнал «Школьный психолог» – №14 2006 г.

Цель программы.

Создание и активизация интереса девятиклассников к осознанному и самостоятельному выбору профиля обучения.

Задачи курса.

– Ознакомить старшеклассников с классификацией профессий, с перечнем трудовых действий и качеств личности, как основами выбора профессии.
– Исследовать через самодиагностику свойства личности обучающегося: способности, интересы и склонности, характер, темперамент, тип интеллекта.
– Выработать умение адекватно понять себя, всесторонне и объективно оценить личные запросы и подробности в выборе профессии. Определить «формулу» будущей профессии.

Ожидаемые результаты осуществления программы.

– Выработка у детей способности правильно оценивать свои склонности и возможности, анализировать их с предлагаемыми профилями обучения.
– Предупреждение или снижение случаев неосознанного выбора профессии.
– Выявление детей, нуждающихся в психологической поддержке и индивидуальном подходе.
– Уметь грамотно мотивировать выбор будущей профессии.

В результате изучения данного курса у школьников должны быть сформированы:

  • Знания и представления:
    • о требованиях современного общества к профессиональной деятельности человека;
    • о возможностях получения образования по избранному профилю и о перспективе.
  • Умение:
    • находить выбор из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля обучения и профессии;
    • ставить цели и планировать действия для их достижения.

Формы и методы работы.

– Лекции.
– Экскурсии.
– Практические работы.
– Дискуссии.
– Ролевые игры.
– Анализ конкретных ситуаций.
– Психотренинги.
– Психодиагностические процедуры.

Критерии оценивания курса:

– Логика рассуждений.
– Учёт интересов и способностей.
– Учёт ошибок при выборе профессии.
– Учёт спроса на рынке труда.
– Знания психологических и психофизиологических требований к профессии.
– Мотивы выбора профессии.
– Пути получения профессии.
– Навыки самопрезентации.
– Предметы, нужные для поступления.
– Знание учебного заведения для поступления.
– План по самовоспитанию.

Учебно-тематический план.


п/п
Тема Кол-во
часов
Виды деятельности
1 Введение в мир профессий. Ознакомление с темами итоговых работ. (Приложения 1, 2, 3, 7) 1 Слушание лекции. Игры: «Знакомство»,«Один день из жизни».
2 Типы профессий. Какого типа твоя будущая профессия. (Приложения 4, 7) 1 Тест ДДО Климова. Игра «Цепочка профессий», «Моя вселенная».
3 Классы профессий, средства и условия труда. Отделы труда. Выведение «формулы» своей профессии. (Приложения 5 «а», 5 «б», 7) 1 Практическая работа «Выведение своей формулы профессии». Игра «Самая – самая».
4 Профессии «человек – человек» и тип мышления. (Приложение 6 «а», 6 «б», 7). 1 Самодиагностика – тест «Тип мышления». Игра «Круг уверенности».
5 Психологические и психофизеологические требования к профессии. (Приложение 7, 8) 1 Мини – исследование своих психологических и психофизиологических способностей. Упражнение «Держим осанку».
6 Ошибки в выборе профессии. Профессии «человек – техника». (Приложение 7). 1 Слушание лекции. Упражнение «Карандаши», «Цепочка профессий».
7 Чувства и эмоции человека. Профессии «человек – знаковая система». (Приложения 7, 9) 1 Самодиагностика «Тест эмоций». Упражнение «Я – высказывание».
8 Учёт общих и специальных способностей при выборе профессии. Знакомство с профессиями «человек – художественный образ». (Приложение 7, 10). 1 Практическая работа «Определи свои способности». Упражнение «Цепочка профессий».
9 Характер и профессия. Профессии «человек – природа». (Приложение 7, 11) 1 Диагностика «Какой у вас характер». Упражнение «Чем мы похожи», «Я желаю тебе быть…».
10 Темперамент и профессия. (Приложение 7, 12). 1 Слушание иллюстрированной лекции. Диагностика своего темперамента. Игра «Чем мы не похожи».
11 Интересы и склонности в выборе профессии. (Приложение 7, 13). 1 Практическая работа. Изучение своих профессиональных интересов. Тест «Карта интересов», игра «Интервью».
12 Мотивы выбора профессии.(Приложение 7, 14). 1 Консультация «Восемь основных факторов выбора профессии». Самодиагностика мотивов выбора профессии. Игра «Лучший мотив».
13 Современный рынок труда. (Приложение 7). 1 Беседа о рынке труда. Разбор проблемных ситуаций «Почтовая пирамида», «Домашний офис», «Испытательный срок», «Сизифов труд». Игра «Радуга»
14 Пути получения профессий. (Приложение 3,7). 1 Знакомство со справочниками для поступающих. Игра «Путь к цели», «Карта карьеры».
15 Профессиограмма. Навыки самопрезентации.(Приложение 15, 16, 17). 1 Составление профессиограммы, работа с матрицей профессионального выбора. Реклама своей профессии.
16 Зачёт.
1.ЭССЕ «Моя будущая профессия»
2.Реферат «Всё о моей профессии»
3. Составление личной профессиональной перспективы (ЛПП).
2  

Содержание курса

Данная программа предполагает изучение внутреннего мира обучающихся, изучение их личностных особенностей. Старшеклассники учатся строить свой личностный профиль, временную перспективу. Раскрывает широкий спектр многообразия и сложности мира человека, трудности выбора профессии.
В содержательном плане курс построен по принципу «От общего к частному», что находит подтверждение в тематическом плане.
Большое внимание уделяется психодиагностике как личностной, так и профессиональной. Подростки, пройдя данный курс выбирают профиль обучения с учётом своих способностей и склонностей, состояния рынка труда. Проектируют профессиональный план и самостоятельно его корректируют. Через курс происходит знакомство с учебными заведениями. Обучающиеся приобретают личную уверенность в завтрашнем дне.

Тема 1. Понятие о профессии.

Раскрыть детям понятие «профессия», «специальность». Расширить кругозор о профессиях в современном мире. Познакомить с темами итоговых работ.

Тема 2. Типы профессий по «предмету труда».

Можно выделить пять типов профессий: «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ».

Тема 3. Классы профессий. Средства и условия труда. Отделы профессий.

Выведение «формулы» своей профессии. В зависимости от цели труда можно выделить три класса профессий.

  • гностические профессии;
  • преобразующие профессии;
  • изыскательные профессии.

Классификация профессий по условиям труда. Выделяют четыре группы профессии:

  • труд в условиях обычного климата;
  • труд на открытом воздухе;
  • труд в необычных условиях: под землёй, под водой и т.д.;
  • труд с повышенной моральной и материальной ответственностью за жизнь людей.

Средства труда:

  • ручные и простые приспособления;
  • механические;
  • автоматические;
  • функциональные;
  • знания, способы мышления.

Отделы профессий. В зависимости от средств труда профессии подразделяются на отделы:

  • профессии, связанные с использованием машин с ручным управлением;
  • профессии, связанные с использованием ручных орудий труда;
  • профессии, связанные с использованием автоматизированных систем;
  • профессии, в которых преобладают функциональные средства, и орудия труда.

Тема 4. Профессия «человек – человек», тип интеллекта и тип мышления.

Профессии «человек – человек» имеют социальную значимость. Главное содержание труда в этих профессиях – эффективное взаимодействие между людьми. Одни качества способствуют успешной работе, а другие – осложняют её. Тип мышления – это индивидуальный способ переработки информации. Зная свой тип мышления, можно прогнозировать успешность в конкретных видах профессиональной деятельности. Различают пять типов мышления, которые влияют на успешность выбранной профессии:

  • предметно-действенное мышление свойственно людям, которые усваивают информацию через движения (спортсмены, танцоры, артисты);
  • абстрактно-символическим мышлением обладают многие учёные – физики-теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики;
  • словесно-логическое мышление отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом: преподаватели, переводчики, филологи, журналисты, писатели;
  • наглядно-образным мышлением обладают люди с художественным складом ума. Это художники, поэты, писатели, режиссёры, архитекторы, дизайнеры, конструкторы;
  • креативность – это способность мыслить творчески, находить не стандартные решения задач. Это незаменимое качество талантливых людей в любой сфере деятельности.

В чистом виде эти типы мышления встречаются очень редко, сочетание разных типов мышления называют синтетическим.

Тема 5. Психологические и психофизические требования профессии.

Понятие о психологических и психофизиологических качествах человека.

Психологические качества личности:

  • внимание – способность следить за окружающей обстановкой, её изменениями, произвольно управляя различными параметрами восприятия, – необходимо в любой профессии;
  • память – способность воспринимать, хранить и воспроизводить информацию. Без памяти не обходится ни одна профессия, но для актёра, например, повышенные требования к словесной памяти, для художника – к образной;
  • мышление – деятельность мозга, основанная на способности человека познавать окружающий мир не только образами, которые воспринимаются органами чувств, но и узнавать скрытые от них связи и отношения предметов и явлений. Профессии умственного труда предъявляют мышлению повышенные требования;
  • воображение – способность человека представлять что-либо в своём сознании, мысленно, особенно важно иметь развитое воображение людям творческих профессий (писателям, художникам, конструкторам, изобретателям);
  • психофизиологические качества: быстрота реакции нужна водителям транспорта, кинодублёрам, испытателям; координация движений имеет важное значение для многих видов труда (тонкая обработка материалов, прикладные искусства); выносливость в сложных условиях (давление, шум, перегрузки) необходимы для космонавтов, гонщиков, водолазов.

Тема 6. Ошибки в выборе профессии:

  • выбор из соображений престижа;
  • выбор профессии за компанию;
  • отождествление интереса к преподавателю, и его предмету со своей будущей профессией;
  • интерес профессии под влиянием прочитанной книги или увиденного фильма.

Ознакомление с профессиями «человек – техника».
К этой группе относятся профессии, связанные с производством, обслуживанием и проектированием любой техники (инженер, конструктор, лётчик, машинист, строитель и др.). особенность технических объектов в том, что они могут быть точно измерены и просчитаны, поэтому профессии этой группы требуют от человека сочетания практического склада ума и творческих способностей, точности, хорошего здоровья.

Тема 7. Чувства и эмоции человека.

Наши чувства и эмоции – это выражение нашего отношения к людям, событиям, явлениям. Наряду со способностью человека чувствовать природа наделила его способностью эти чувства выражать. Людям, которые не умеют управлять своими эмоциями, не следует выбирать профессии, связанные с общением, обслуживанием, воспитанием, обучением – то есть все профессии, связанные с людьми. Даже обращение с животными требует умение контролировать себя, сдерживать гнев и раздражение.

Тема 8. Учёт общих и специальных способностей при выборе профессии.

Знакомство с профессиями «человек – художественный образ». Дать понятие способностей, общих и специальных.

Способности – индивидуально-психологические особенности человека, определяющие успешность выполнения им какой-либо деятельности. Различают общие способности, одинаково необходимые для работы в различных сферах труда (интеллект, работоспособность, целеустремлённость), и специальные, применяемые в конкретной профессиональной сфере (педагогические, технические, художественные, коммуникативные, музыкальные) способности. Об общих способностях можно судить по проявлениям человека в любом виде деятельности, в том числе учебной, специальные же способности выявляются с помощью профессиональных проб и тестов, наблюдений и самонаблюдения в процессе самой деятельности. Физические способности необходимы представителям многих профессий: тем, кто выбрал профессию, связанную с военной службой, охраной, спортом, пожарными и аварийно-спасательными работами.
Успешность юриста, врача, учителя, менеджера во многом зависит от их эмоциональной устойчивости, умения общаться и коммуникативных способностей.
Зная свой тип мышления, можно прогнозировать успешность работы учителя, врача, юриста, психолога, инженера, экономиста…
Профессия «Художественный образ». К этой группе относятся профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актёрско-сценической деятельностью. Создания произведений искусства – особый процесс. Для освоения этих творческих профессий мало одного желания – необходимы творческие способности, талант, трудолюбие.

Тема 9. Характер и профессия.

Характером называется индивидуальное состояние устойчивых психических особенностей человека, которые определяют типичный для него способ поведения.
Различают четыре группы свойств характера:

  • Отношение человека к коллективу, другим людям (доброжелательность, справедливость, общительность, эгоизм, чуткость, искренность);
  • Отношение к труду (трудолюбие, обязательность, добросовестность, дисциплинированность);
  • Отношение к самому себе ( уверенность, гордость, талантливость, самовлюблённость, зазнайство);
  • Отношение к природе, вещам (аккуратность, любознательность, гуманность, бережливость).

Для любой профессии важны целеустремлённость, трудолюбие, сила воли.
Работа над характером через самовоспитание.

Тема 10. Темперамент и профессия.

Темпераментом обычно называют врожденные особенности человека – степень уравновешенности, эмоциональной подвижности. Темперамент оказывает серьёзное влияние на личность, но не определяет социальной значимости человека. В большинстве профессий учёт этих особенностей необходим не для отбора, а для выработки успешного индивидуального стиля работы, который позволит сгладить недостатки и полностью использовать достоинства. Научиться управлять своим темпераментом можно лишь в том случае, если человек обладает сильным характером. При сильном характере холерик сдержит природную неуравновешенность и вспыльчивость, флегматик преодолеет свою медлительность, а меланхолик – застенчивость, а сангвиник – умение доводить начатое до конца. Однако, чтобы работа не была в тягость, надо учитывать особенности своей нервной системы и соотносить их с выбором профессии.

Теме 11. Интересы и склонности в выборе профессий.

Профессиональные интересы проявляются в эмоционально-окрашенном отношении личности к предпочитаемому труду и в стремлении больше узнать о нем. Активные и устойчивые интересы перерастают в склонность – стремление к занятию понравившейся деятельностью. Интересы побуждают овладевать знаниями, расширяют кругозор, помогают преодолевать препятствия. Между интересом и склонностью много общего. Интересы выражаются формулой «Хочу знать», а склонности – «Хочу делать». При выборе профессии следует учитывать:

  • желание, интересы и склонности личности – то, что можно обозначить словом «хочу»;
  • возможности личности – знания, способности, психологические особенности, состояние здоровья – «могу».

Самодиагностика – тест «Карта интересов» (методика А.Е.Голомштока).

Тема 12. Мотивы выбора профессии.

Мотив – это внутренняя побудительная причина поведения человека. Если расположить мотивы выбора профессии в порядке частоты их встречаемости, выясняется, что люди, впервые выбирающие себе профессию, хотят, чтобы эта профессия:

  • была престижной;
  • хорошо оплачиваемой;
  • была интересной;
  • имела хорошие условия труда;
  • её легко можно было бы приобрести;
  • она соответствовала желанию родителей;
  • можно было бы учиться и работать вместе с друзьями;
  • можно было бы найти работу по специальности.
  • Самодиагностика через тест «Мотивы выбора профессии».

Тема 13. Современный рынок труда.

Рынок труда, или рынок рабочей силы, это система социально-экономических взаимоотношений между работодателями и теми, кто ищет работу. Рынок труда развивается по тем же законам, что и рынок товаров и услуг. Здесь действует закон спроса и предложения, формируя цены на особый товар – рабочую силу. Эта цена называется заработной платой. Она зависит от квалификации специалиста, которая складывается из уровня профессиональной подготовки, опыта работы, личностных и профессионально важных качеств. Чем больше специалистов определённой квалификации на рынке рабочей силы, тем ниже их цена. Результатом превышения предложением над спросом является безработица. Идеальный вариант – число специалистов, предлагающих свои услуги, равно числу требуемых специалистов. Такая ситуация называется рыночным равновесием. Ваши ресурсы на рынке труда – это ваше профессиональное образование и опыт работы, трудовая мотивация и личностные качества (ответственность, работоспособность, способность к профессиональному и личностному росту).
Разбор проблемных ситуаций о рынке труда.

Тема 14. Пути получения профессии.

Рассмотреть «Матрицу профессионального выбора» и определить профессиональное образование с учётом предмета труда, который тебя привлекает, и вида труда.

Рынок образовательных услуг:

  • учреждения высшего;
  • среднего;
  • начального профессионального образования;
  • профессиональные курсы;
  • возможности повышения квалификации.09

Формы обучения:

  • очная;
  • вечерняя;
  • заочная;
  • дистанционное;
  • экстернат.

Знакомство со справочниками для поступающих.

Тема 15. Профессиограмма. Навыки самопрезентации.

Профессиограмма – это описание профессии, включающее в себя основные требования предъявляемые профессией к личностным качествам человека.

Схема построения:

  • название профессии;
  • вид труда (ручной, механизированный, автоматизированный, нтеллектуальный);
  • предмет и продукт труда;
  • знания и умения, необходимые для выполнения работы;
  • условия работы;
  • медицинские противопоказания;
  • требования к человеку;
  • пути получения профессии.

Навыки самопрезентации помогают получить хорошую работу. Важно знать невербальные средства общения: мимику, жесты, телодвижения, которые передают до 80% информации о другом человеке. Деловое общение предполагает:

  • одеваться соответственно месту, времени, возрасту и статусу человека;
  • быть активным слушателем;
  • уважение и доверие к партнеру;
  • соблюдение пространственных позиций (120 – 360 сантиметров для делового общения).

Метод Корнеги «Как понравиться людям и завоевать себе союзников».

  • искренне интересуйтесь другими людьми;
  • улыбайтесь;
  • помните, что имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке;
  • будьте хорошим слушателем, и поощряйте партнера говорить о самом себе;
  • говорите о том, что интересует вашего собеседника;
  • внушайте своему собеседнику сознание его значимости и делайте это как можно искреннее.

Реклама своей профессии.

Тема 16. Зачёт.

1. ЭССЕ «Моя будущая профессия».
2. Реферат «Всё о моей профессии».
3. Составление личной профессиональной перспективы (ЛПП).

Приложения