Урок русского языка в 3-м классе по теме "Слова с удвоенными согласными"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Формировать умение обозначать на письме долгие согласные звуки буквами, вырабатывать умение переносить слова с двойными согласными, совершенствовать навыки разбирать слова по составу и на этой основе грамотно писать слова с удвоенными согласными, расширять словарный запас учащихся.
  2. Развивать фонематический слух, память, мышление, устную речь.
  3. Содействовать воспитанию чувства гордости за родной язык, прививать интерес к изучению русского языка, способствовать внимательному отношению друг к другу.

Оборудование: картинки животных (гиббон, гиппопотам, горилла, аллигатор, колли), схема «Удвоенные согласные», таблица с именами, карточки для индивидуальной работы.

Ход урока

I. Психологический настрой на урок.

На доске рисунки облаков: первое – весёлое, второе – спокойное, третье – грустное.

Учитель: Дети, посмотрите на облака. Выберите то, которое соответствует вашему настроению на начало урока. У кого весёлое? Спокойное? Грустное? Надеюсь, что те ребята, у которых сейчас настроение грустное, значительно улучшат его к концу урока.

II. Орг. момент.

Сколько правил, правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь.
Будь внимательным, и только,
Любознательным, и только,
Аккуратным будь, и только…
Всё запомнишь, всё поймёшь!

III. Введение в тему урока:

– Посмотрите какие животные изображены на картинках.


ГИППОПОТАМ

ГИББОН

ГОРИЛЛА

КОЛЛИ

АЛЛИГАТОР

– Назовите лишнее слово. Почему?

– Послушайте, как я буду произносить эти слова. Что общего вы заметили? (Слышится долгий согласный звук).

– А как на письме обозначается долгий согласный звук?

(Удвоенной буквой).

Учитель открывает надписи под картинками.

– Правильно, все эти слова пишутся с удвоенными согласными.

–Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? Чем мы будем заниматься?

(Ответы детей).

IV. Актуальное повторение.

1. Из каждой строчки слов составьте предложения и запишите. Подчеркните слова с удвоенными согласными. Объясните орфограммы.

грамматика, идёт, урок
пишут, ребята, с , согласными, слова, удвоенными
нет, ошибок
Ивановна, Анна, довольна

2. Индивидуальная работа у доски.

1 ученик. Задание: запиши по памяти слова с удвоенными согласными, которые изучали на прошлом уроке.

2 ученик. Задание: раздели данные слова для переноса. (Класс, касса, суббота, группа, программа, телеграмма, грипп, коллекция).

3. Проверка индивидуальной работы

– Что знаете о словах с удвоенными согласными?

– Как нужно переносить такие слова?

4. Проверка работы по воссозданию текста. (Дети читают текст, объясняют орфограммы).

– Обратите внимание на имя, которое встретилось в этом тексте. Есть много имён, которые пишутся с двойными согласными. Посмотрите на таблицу. Прочитайте. Понаблюдайте, что вы заметили.

Анна – Аня, Анка, Анечка.
Геннадий – Геночка, Генка.
Жанна – Жанночка, Жанка.
Кирилл – Кирилка.
Римма – Римочка.
Филипп – Филипок.

– Интересно то, что в полных именах пишутся удвоенные согласные, а когда имена сокращаются, удвоенные согласные уходят, и остаётся одна.

– Ребята, вам приятнее, когда вас называют ласковыми именами или грубыми? (Ответы детей)

– При общении с другими людьми помните, что им тоже приятно, когда их называют ласковыми словами.

IV. Изучение нового материала.

– А сегодня мы с вами должны найти ответ на сложный вопрос: как и когда в словах появляется удвоенная буква?

Запишите слова: касса, класс, суббота, группа.

– Разберите их по составу. Составьте модель слова. Обозначьте в модели удвоенные согласные.

– Какую закономерность вы увидели?

Дети: Удвоенные согласные стоят в корне.

Уч. – Когда удвоенные согласные стоят в корне, то слово нужно запомнить. Обратите внимание, что таких слов много в русском языке. Русский язык трудный, но богатый и очень интересный. И какими внимательными нужно быть, как тщательно изучать родной язык, чтобы не сделать ошибок и писать грамотно.

– А всегда ли удвоенные согласные находятся в корне? Вы можете ответить? Хотите узнать? Попробуем вместе ответить на этот вопрос.

Запишите слова: беззвёздный, ввертел. Объясните лексическое значение слова «ввертел».

– Разберите слова по составу, составьте модель, обозначьте в модели удвоенные согласные.

– Объясните написание удвоенных согласных.

(Удвоенные согласные пишутся тогда, когда встречаются одиночный согласный на конце приставки и вначале корня).

(Постепенно заполняется схема на доске).

– Посмотрите на схему. Попробуем выяснить ещё один способ образования удвоенных согласных.

Запишите слова: сонный, матросский.

Составьте модель.

– Объясните написание удвоенных согласных.

(Удвоенные согласные пишутся, когда встречаются одиночный согласный звук на конце корня и в суффиксе).

(Заполняется схема).

Уч. Мы заполнили схему. Она поможет вам сделать общий вывод.

– В каких случаях пишутся удвоенные согласные? (Ответы детей).

V. Работа с учебником.

С. 53, упр. 161.

–Назовите сначала слова, в которых удвоенные согласные стоят в корне слова, затем на стыке приставки и корня, и на стыке корня и суффикса.

VI. Работа по карточкам.

(Учитель может выбрать тексты на своё усмотрение).

3 уровень. Вставь пропущенные удвоенные согласные. Объясни их написание. Составь из слов связный текст.

Су…ота, кла…, ра…ие, весе…ие, жу…ат, мо…евельник, гру…а.

2 уровень. Вставь в слова удвоенные согласные: пп, бб, сс, нн, жж и другие. Объясни написание. Составь из данных слов 2 предложения.

Мо.. юск, жу….ать, шо…е, гри…, те…итория, су…ота, ми…ион.

1 уровень. Спиши слова с удвоенными согласными. Объясни написание. Подчеркни их в словах. С любым из слов составь предложение.

Грипп, аппетит, бассейн, весенний, беззубый, ранний, перрон, аппликация.

VII. Итог урока.

–Давайте проверим, как хорошо вы разобрались в теме сегодняшнего урока. В каких случаях пишутся удвоенные согласные? (Ответы детей).