Цели урока:
- Формировать умение обозначать на письме долгие согласные звуки буквами, вырабатывать умение переносить слова с двойными согласными, совершенствовать навыки разбирать слова по составу и на этой основе грамотно писать слова с удвоенными согласными, расширять словарный запас учащихся.
- Развивать фонематический слух, память, мышление, устную речь.
- Содействовать воспитанию чувства гордости за родной язык, прививать интерес к изучению русского языка, способствовать внимательному отношению друг к другу.
Оборудование: картинки животных (гиббон, гиппопотам, горилла, аллигатор, колли), схема «Удвоенные согласные», таблица с именами, карточки для индивидуальной работы.
Ход урока
I. Психологический настрой на урок.
На доске рисунки облаков: первое – весёлое, второе – спокойное, третье – грустное.
Учитель: Дети, посмотрите на облака. Выберите то, которое соответствует вашему настроению на начало урока. У кого весёлое? Спокойное? Грустное? Надеюсь, что те ребята, у которых сейчас настроение грустное, значительно улучшат его к концу урока.
II. Орг. момент.
Сколько правил, правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь.
Будь внимательным, и только,
Любознательным, и только,
Аккуратным будь, и только…
Всё запомнишь, всё поймёшь!
III. Введение в тему урока:
– Посмотрите какие животные изображены на картинках.
ГИППОПОТАМ
ГИББОН
ГОРИЛЛА
КОЛЛИ
АЛЛИГАТОР
– Назовите лишнее слово. Почему?
– Послушайте, как я буду произносить эти слова. Что общего вы заметили? (Слышится долгий согласный звук).
– А как на письме обозначается долгий согласный звук?
(Удвоенной буквой).
Учитель открывает надписи под картинками.
– Правильно, все эти слова пишутся с удвоенными согласными.
–Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? Чем мы будем заниматься?
(Ответы детей).
IV. Актуальное повторение.
1. Из каждой строчки слов составьте предложения и запишите. Подчеркните слова с удвоенными согласными. Объясните орфограммы.
грамматика, идёт, урок
пишут, ребята, с , согласными, слова, удвоенными
нет, ошибок
Ивановна, Анна, довольна
2. Индивидуальная работа у доски.
1 ученик. Задание: запиши по памяти слова с удвоенными согласными, которые изучали на прошлом уроке.
2 ученик. Задание: раздели данные слова для переноса. (Класс, касса, суббота, группа, программа, телеграмма, грипп, коллекция).
3. Проверка индивидуальной работы
– Что знаете о словах с удвоенными согласными?
– Как нужно переносить такие слова?
4. Проверка работы по воссозданию текста. (Дети читают текст, объясняют орфограммы).
– Обратите внимание на имя, которое встретилось в этом тексте. Есть много имён, которые пишутся с двойными согласными. Посмотрите на таблицу. Прочитайте. Понаблюдайте, что вы заметили.
Анна – Аня, Анка, Анечка.
Геннадий – Геночка, Генка.
Жанна – Жанночка, Жанка.
Кирилл – Кирилка.
Римма – Римочка.
Филипп – Филипок.
– Интересно то, что в полных именах пишутся удвоенные согласные, а когда имена сокращаются, удвоенные согласные уходят, и остаётся одна.
– Ребята, вам приятнее, когда вас называют ласковыми именами или грубыми? (Ответы детей)
– При общении с другими людьми помните, что им тоже приятно, когда их называют ласковыми словами.
IV. Изучение нового материала.
– А сегодня мы с вами должны найти ответ на сложный вопрос: как и когда в словах появляется удвоенная буква?
Запишите слова: касса, класс, суббота, группа.
– Разберите их по составу. Составьте модель слова. Обозначьте в модели удвоенные согласные.
– Какую закономерность вы увидели?
Дети: Удвоенные согласные стоят в корне.
Уч. – Когда удвоенные согласные стоят в корне, то слово нужно запомнить. Обратите внимание, что таких слов много в русском языке. Русский язык трудный, но богатый и очень интересный. И какими внимательными нужно быть, как тщательно изучать родной язык, чтобы не сделать ошибок и писать грамотно.
– А всегда ли удвоенные согласные находятся в корне? Вы можете ответить? Хотите узнать? Попробуем вместе ответить на этот вопрос.
Запишите слова: беззвёздный, ввертел. Объясните лексическое значение слова «ввертел».
– Разберите слова по составу, составьте модель, обозначьте в модели удвоенные согласные.
– Объясните написание удвоенных согласных.
(Удвоенные согласные пишутся тогда, когда встречаются одиночный согласный на конце приставки и вначале корня).
(Постепенно заполняется схема на доске).
– Посмотрите на схему. Попробуем выяснить ещё один способ образования удвоенных согласных.
Запишите слова: сонный, матросский.
Составьте модель.
– Объясните написание удвоенных согласных.
(Удвоенные согласные пишутся, когда встречаются одиночный согласный звук на конце корня и в суффиксе).
(Заполняется схема).
Уч. Мы заполнили схему. Она поможет вам сделать общий вывод.
– В каких случаях пишутся удвоенные согласные? (Ответы детей).
V. Работа с учебником.
С. 53, упр. 161.
–Назовите сначала слова, в которых удвоенные согласные стоят в корне слова, затем на стыке приставки и корня, и на стыке корня и суффикса.
VI. Работа по карточкам.
(Учитель может выбрать тексты на своё усмотрение).
3 уровень. Вставь пропущенные удвоенные согласные. Объясни их написание. Составь из слов связный текст.
Су…ота, кла…, ра…ие, весе…ие, жу…ат, мо…евельник, гру…а.
2 уровень. Вставь в слова удвоенные согласные: пп, бб, сс, нн, жж и другие. Объясни написание. Составь из данных слов 2 предложения.
Мо.. юск, жу….ать, шо…е, гри…, те…итория, су…ота, ми…ион.
1 уровень. Спиши слова с удвоенными согласными. Объясни написание. Подчеркни их в словах. С любым из слов составь предложение.
Грипп, аппетит, бассейн, весенний, беззубый, ранний, перрон, аппликация.
VII. Итог урока.
–Давайте проверим, как хорошо вы разобрались в теме сегодняшнего урока. В каких случаях пишутся удвоенные согласные? (Ответы детей).