Урок русского языка "Парные звонкие и глухие согласные звуки". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • Формирование умения различать парные звонкие и глухие согласные.
  • Развитие умения анализировать звуковой состав слова.

Оборудование: поезд, названия станций, рисунки животных, жук-буквоед, домики звуков, сигнальные карточки.

Музыкальный ряд: песня "Голубой вагон".

Ход урока

1. Организационный момент:

Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке,
Книга, ручка и тетрадка?

2. Минутка чистописания:

- Сели ровно, тетрадь положили правильно, пропишите образец (строчная буква з чередуется с петелькой такой же длины).
- Какое соединение используем?

Записали число, классная работа.

3. Вступительное слово учителя:

- Сегодня, ребята, мы побываем в одном городе, где расширим свои знания о звуках.
- Ребята, скажите, какие мы знаем виды транспорта? (воздушный, водный, подземный, наземный, железнодорожный). Мы будем путешествовать на поезде.
- К какому виду транспорта относится наш поезд?

4. Путешествие. (Звучит песня "Голубой вагон")

- Начнем наше путешествие с 1 станции, на ней мы должны вспомнить правила изученные нами ранее, я называю пример, вы – правило.

"Вспоминай-ка"

1. Серёжа, Москва, Дружок. (Имя собственное)
2. Форточка, ёлочка, сказочка. (Сочетание чк – чн)
3. Соль, окунь, лень. (Мягкий знак – показатель мягкости)
4. Наступил первый месяц зимы . (Предложение)

- Что знаем о предложении ?

5. Ребята во дворе делают ледяную горку. Дружно трудятся девочки и мальчики. Хорошая получилась горка. (Текст)

- Что знаем о тексте?
- Что мы знаем о переносе слов?
- Пока мы повторяли правила, мы добрались до следующей станции. Здесь при помощи сигнальных карточек вставим пропущенные буквы в словарных словах.

"Словария"

м . дведь
к . р . ндаш
п . суда
з . вод
р . бята
т . традь
яг . да
м . шина

- Разделите слова на 2 группы по слогам.
- Назовите гласные буквы в этих словах, которые обозначают мягкость согласного звука (е ,я ,и , ь )
- Чтение словарных слов орфографически правильно для запоминания и записи по памяти.

После записи проверка с доски .

5. Сообщение цели урока:

- Я не зря выделила слова: медведь, завод, тетрадь. Внимательно послушайте, как я прочитаю их и скажите, где можно ещё ошибиться?
- Какой звук мы слышим на конце слова, а какую букву пишем? ( (т) – д )
- Сегодня мы в нашем путешествии начнём изучать новую тему, которая поможет ответить на вопрос: почему в слове слышится один согласный звук ,а записывается другая буква.

Чтение темы в учебнике.

- Закройте глаза и представьте, что наш поезд продолжает путь. Мы слышим постукивание колёс, за окном мелькают озёра и реки, поля и леса, мы проезжаем мимо деревень, сёл. И вот наш поезд в городе Звуков. (тихо звучит песня "Голубой вагон")

- Скажите, чем отличаются звуки от букв?
- Взгляните на город, вы заметили, что дома в нём разного цвета, подумайте почему? (красные – гласные, синие – согласные твёрдые , зелёные – согласные мягкие)

Чуть позже мы узнаем, какие звуки живут в этих домах.

- Пока мы добирались до этого города, здесь похозяйничал Жук -Буквоед, он обглодал буквы у слов, давайте восстановим их и прочитаем слова.

После восстановления на доске:

Жар Вот День Горка Бочка
Шар Флот Тень Корка Дочка

- Эти слова похожи друг на друга, но чем они отличаются? (первой буквой)
- Эти буквы крепко дружат между собой и даже живут вместе, по двое, по парам.
- В каких домиках, по цвету, они будут жить и почему? (В синих , потому что они согласные)
- Эти дружные звуки построили даже свою улицу. Они живут по парам и эти пары они образовали так, что среди них одна звонкая, другая – глухая.

Чтобы не ошибиться и сказать какая среди них глухая, а какая звонкая, мы послушаем их. Про износим звук, прижимая пальчиком уши. Какой звук мы будем слышать громче, тот звонкий, если тише – глухой. Постепенно открываются ставни домов. Когда все ставни открыты делаем

Вывод:

Глухие произносятся с шумом, а звонкие – с голосом и с шумом.

- Обратите внимание, что ставни закрашены по разному:

Есть сине-зелёные – эти буквы могут давать твёрдые и мягкие звуки.
Есть синие – эти буквы дают только твёрдые звуки. (ж , ш)

Чтение правила в учебнике.

- На следующей станции мы отдохнём.

"Отдыхай-ка" (физкультминутка)

Едим, едим, долго едим,
Очень длинен этот путь
Скоро до Москвы доедим,
Там мы сможем отдохнуть
Вот поезд наш едет
Колёса стучат,
А в поезде нашем ребята сидят
Чу-чу-чу, чу-чу-чу!
Бежит паровоз
Далеко – далеко ребят он повёз.

6. Упражнение в распознавании парных согласных.

- Мы отдохнули , а теперь продолжим путь . Впереди остановка

"Отгадай-ка"

-Нужно найти пары слов , которые отличаются одной буквой :

Устно Письменно
Гол Бой дело - ……..(тело)
Жить Бил гора- ……..(кора)
Пил Кол точка - . …...(дочка)
Том Шить тоска- …….(доска)
Палка Дом код- …… .(год , кот )
Пой Балка борт - . ……..(порт)
Соединяют стрелочками. Работа в парах.

- Последней нашей станцией, на которой закончится наше путешествие:

"Помогай-ка".

- Ребята, поможем дрессировщику отобрать и усадить животных в наш поезд, в названии которых есть парные согласные?

Будьте внимательны, мы слышим один звук, а записываем другую букву.

Лошадь, лиса, заяц, ёж, верблюд, кабан, жираф, медведь, рысь, волк.

7. Итог: Наше путешествие подошло к концу.

- Понравилось ли оно вам?
- Что нового, вы узнали о согласных буквах?
- В словах, где встречаются парные согласные можно и очень часто допускаются ошибки, а чтобы не ошибаться, мы с вами будем учиться подбирать проверочные слова, а как это нужно делать мы узнаем на следующем уроке.

8. Дом. зад.: Выучить пары.