Цели:
- Формирование умения различать парные звонкие и глухие согласные.
- Развитие умения анализировать звуковой состав слова.
Оборудование: поезд, названия станций, рисунки животных, жук-буквоед, домики звуков, сигнальные карточки.
Музыкальный ряд: песня "Голубой вагон".
Ход урока
1. Организационный момент:
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке,
Книга, ручка и тетрадка?
2. Минутка чистописания:
- Сели ровно, тетрадь положили правильно,
пропишите образец (строчная буква з чередуется
с петелькой такой же длины).
- Какое соединение используем?
Записали число, классная работа.
3. Вступительное слово учителя:
- Сегодня, ребята, мы побываем в одном городе,
где расширим свои знания о звуках.
- Ребята, скажите, какие мы знаем виды транспорта? (воздушный,
водный, подземный, наземный, железнодорожный).
Мы будем путешествовать на поезде.
- К какому виду транспорта относится наш поезд?
4. Путешествие. (Звучит песня "Голубой вагон")
- Начнем наше путешествие с 1 станции, на ней мы должны вспомнить правила изученные нами ранее, я называю пример, вы – правило.
"Вспоминай-ка"
1. Серёжа, Москва, Дружок. (Имя собственное)
2. Форточка, ёлочка, сказочка. (Сочетание чк –
чн)
3. Соль, окунь, лень. (Мягкий знак – показатель
мягкости)
4. Наступил первый месяц зимы . (Предложение)
- Что знаем о предложении ?
5. Ребята во дворе делают ледяную горку. Дружно трудятся девочки и мальчики. Хорошая получилась горка. (Текст)
- Что знаем о тексте?
- Что мы знаем о переносе слов?
- Пока мы повторяли правила, мы добрались до
следующей станции. Здесь при помощи сигнальных
карточек вставим пропущенные буквы в словарных
словах.
"Словария"
м . дведь
к . р . ндаш
п . суда
з . вод
р . бята
т . традь
яг . да
м . шина
- Разделите слова на 2 группы по слогам.
- Назовите гласные буквы в этих словах, которые
обозначают мягкость согласного звука (е ,я ,и , ь
)
- Чтение словарных слов орфографически правильно
для запоминания и записи по памяти.
После записи проверка с доски .
5. Сообщение цели урока:
- Я не зря выделила слова: медведь, завод,
тетрадь. Внимательно послушайте, как я прочитаю
их и скажите, где можно ещё ошибиться?
- Какой звук мы слышим на конце слова, а какую
букву пишем? ( (т) – д )
- Сегодня мы в нашем путешествии начнём изучать
новую тему, которая поможет ответить на вопрос:
почему в слове слышится один согласный звук ,а
записывается другая буква.
Чтение темы в учебнике.
- Закройте глаза и представьте, что наш поезд продолжает путь. Мы слышим постукивание колёс, за окном мелькают озёра и реки, поля и леса, мы проезжаем мимо деревень, сёл. И вот наш поезд в городе Звуков. (тихо звучит песня "Голубой вагон")
- Скажите, чем отличаются звуки от букв?
- Взгляните на город, вы заметили, что дома в нём
разного цвета, подумайте почему? (красные –
гласные, синие – согласные твёрдые , зелёные –
согласные мягкие)
Чуть позже мы узнаем, какие звуки живут в этих домах.
- Пока мы добирались до этого города, здесь похозяйничал Жук -Буквоед, он обглодал буквы у слов, давайте восстановим их и прочитаем слова.
После восстановления на доске:
Жар | Вот | День | Горка | Бочка |
Шар | Флот | Тень | Корка | Дочка |
- Эти слова похожи друг на друга, но чем они
отличаются? (первой буквой)
- Эти буквы крепко дружат между собой и даже живут
вместе, по двое, по парам.
- В каких домиках, по цвету, они будут жить и
почему? (В синих , потому что они согласные)
- Эти дружные звуки построили даже свою улицу. Они
живут по парам и эти пары они образовали так, что
среди них одна звонкая, другая – глухая.
Чтобы не ошибиться и сказать какая среди них глухая, а какая звонкая, мы послушаем их. Про износим звук, прижимая пальчиком уши. Какой звук мы будем слышать громче, тот звонкий, если тише – глухой. Постепенно открываются ставни домов. Когда все ставни открыты делаем
Вывод:
Глухие произносятся с шумом, а звонкие – с голосом и с шумом.
- Обратите внимание, что ставни закрашены по разному:
Есть сине-зелёные – эти буквы могут давать
твёрдые и мягкие звуки.
Есть синие – эти буквы дают только твёрдые звуки.
(ж , ш)
Чтение правила в учебнике.
- На следующей станции мы отдохнём.
"Отдыхай-ка" (физкультминутка)
Едим, едим, долго едим,
Очень длинен этот путь
Скоро до Москвы доедим,
Там мы сможем отдохнуть
Вот поезд наш едет
Колёса стучат,
А в поезде нашем ребята сидят
Чу-чу-чу, чу-чу-чу!
Бежит паровоз
Далеко – далеко ребят он повёз.
6. Упражнение в распознавании парных согласных.
- Мы отдохнули , а теперь продолжим путь . Впереди остановка
"Отгадай-ка"
-Нужно найти пары слов , которые отличаются одной буквой :
Устно | Письменно | |
Гол | Бой | дело - ……..(тело) |
Жить | Бил | гора- ……..(кора) |
Пил | Кол | точка - . …...(дочка) |
Том | Шить | тоска- …….(доска) |
Палка | Дом | код- …… .(год , кот ) |
Пой | Балка | борт - . ……..(порт) |
Соединяют стрелочками. | Работа в парах. |
- Последней нашей станцией, на которой закончится наше путешествие:
"Помогай-ка".
- Ребята, поможем дрессировщику отобрать и усадить животных в наш поезд, в названии которых есть парные согласные?
Будьте внимательны, мы слышим один звук, а записываем другую букву.
Лошадь, лиса, заяц, ёж, верблюд, кабан, жираф, медведь, рысь, волк.
7. Итог: Наше путешествие подошло к концу.
- Понравилось ли оно вам?
- Что нового, вы узнали о согласных буквах?
- В словах, где встречаются парные согласные
можно и очень часто допускаются ошибки, а чтобы
не ошибаться, мы с вами будем учиться подбирать
проверочные слова, а как это нужно делать мы
узнаем на следующем уроке.
8. Дом. зад.: Выучить пары.