Такие интересные приставки на З-С

Разделы: Начальная школа


Цель:

1) научиться правильно определять написание слов с приставками на З-С;

2) уметь находить слова с данными приставками в тексте и объяснять их написание; образовывать слова с приставками на З-С.

3) развивать внимание, наблюдательность, интерес к изучаемому материалу;

4) воспитывать усидчивость, аккуратность, любовь к природе.

Методы:

  • фронтальный опрос,
  • беседа,
  • инсценировка,
  • работа с текстом,
  • работа с тестами по вариантам.

Оборудование:

Ход урока

1) Сообщение темы и цели урока. СЛАЙД №2 (презентация).

2) Опрос:

- Какие приставки вам известны? (дети устно перечисляют все известные приставки).

3) а) Запишите приставки, оканчивающиеся на согласную (проверить).

Какие из этих приставок пишутся всегда одинаково?

б) Подчеркните те приставки, в которых согласный звук может изменяться (назовите их). СЛАЙД №3 (и на карточке на доску приставки на З-С.)

4) А сейчас вам будет предложен маленький текст. СЛАЙД №4. За окном январь, поэтому текст будет о зиме.

а) СЛАЙД №5. Прочитать. Указать стиль текста (художественный).

б) Какова тема текста? Какова идея или что хотел сказать автор?

в) Укажите тип речи (повествование). Можно задать вопрос:- Что происходило?

ЗАДАНИЕ: выписать из текста слова с данными приставками.

5) Самопроверка. СЛАЙД №6. Оцените сами себя (1ошибка-«4»; без ошибок «5»).

6) ПОДУМАЙТЕ, почему среди слов на слайде нет слова ЗДЕСЬ (потому что в словах ЗДЕСЬ, ЗДАНИЕ, ЗДОРОВЬЕ буква З не является приставкой. Это часть корня. Эти слова в словаре. Приставки З- нет.)

- Чтобы ещё лучше запомнить написание этих слов, послушаем стихотворение.(Чтение стихотворения).

Буква З

Ученик, тебе задание:
Как напишешь слово ЗДАНИЕ?
Всё учти, продумай, взвесь.
Не свихнись на слове ЗДЕСЬ.

Помни все условия,
Чтоб писать ЗДОРОВЬЕ.
Чтобы смысл не повредить,
З нельзя в них отделить.

…десь, …доровье, …дание СЛАЙД №7
Лишены содержания.
Верните З, и снова
Заговорят три слова СЛАЙД №8.

Пусть никто никогда не забудет,
Что З приставкой не была и не будет СЛАЙД №9.

7) – Давайте внимательно посмотрим на те слова, которые вы выписали из текста, и подумаем, отчего зависит написание букв З-С в приставках, а в качестве подсказки послушаем сказку (ИНСЦЕНИРОВАНИЕ).

1 уч-к:

Слушайте, слушайте, да внимайте, да на ус мотайте:
Двери открываются, сказка начинается!
Будет сказка занимательна,
Слушайте, дети, её внимательно!
Кто уши хорошо раскроет,
Тот правильно всё усвоит,
А кто невзначай уснёт,
Тот ничего не поймёт.

2 уч-к: Давным-давно в одном сказочном королевстве жила-была королева. И были у неё прекрасные дочери: РАЗ, БЕЗ, ВОЗ, ВЗ, ИЗ. Были они звонкими и дружили только со звонкими: Б, В, Г, Д, Ж, Л, М, Н, Р и, конечно,

с З. Но принцессы были очень любопытны: им хотелось узнать, как живут в соседнем королевстве. И вот однажды ранним утром, когда все еще спали, они потихоньку выбрались из замка. Путь предстоял нелегкий. Долго шли они, перевалили три горы, переплыли три реки, съели три хлеба. Вдруг вдали, сверкая на солнце, показался прекрасный город. Сестры очень обрадовались. В этом городе жили глухие согласные: П, Ф, К, Т, Ш Х, Ц, Ч, Щ во главе с королевой С. Когда принцессы Звонкие постучали в ворота, их спросили:

1 уч-к: - Что вам угодно?

2 уч-к: - Мы пришли посмотреть, как вы живете,-ответили сестры РАЗ, БЕЗ, ВОЗ, ВЗ, ИЗ.

1 уч-к: - Милости просим. Но дело в том, что в нашем городе живут только глухие согласные, и войти к нам вы можете только при одном условии…

2 уч-к: - Ребята, как вы думаете: что это за условие?(поменять звонкую согласную З на С).

Конечно, когда сестры Звонкие поменяли З на С их впустили в город. Жителям этого королевства понравились принцессы РАС, БЕС, ВОС, ВС, ИС, и они подружились с ними.

 С тех пор в русском языке существуют очень похожие между собой приставки, которые отличаются лишь одной буквой. И этим они очень интересны.

Ответы на вопрос.

Чтение правила в учебнике.

8) Образовать слова с приставками СЛАЙД №10. Проверить. Какое правило применяли?

9) РАБОТА ПО ВАРИАНТАМ.

– А теперь каждый из вас побудет в роли учителя и исправит ошибки, допущенные в словах. Выписать только те слова, в которых допущены ошибки

СЛАЙД №11. ПРОВЕРИТЬ. ДОКАЗАТЬ.

10) Работа с тестами по вариантам. Обвести кружком номера только тех слов, которые пишутся: 1вар. с приставкой на З; 2вар. с приставкой на С

11) Мини-сочинение (5-6 предл.), используя слова с изученными приставками. СЛАЙД №12. Проверить 2-3 работы.

12) Итог:

13) Чтение стихотворения о приставках на З-С.

Живут на свете, людям помогая,
Приставки ВОЗ, ИЗ, РАЗ и БЕЗ,
Но если звук глухой согласный их встречает,
Мы пишем их лишь только с буквой «ЭС».
Глухие звуки-это непоседы,
Они спокойно не желают жить.
Они мечтают звонкого соседа
Во что бы то ни стало оглушить.
Ты запомни, что приставки
РАЗ, ИЗ, ВОЗ, БЕЗ
Перед согласными глухими
Всегда меняют З на С.

- Что узнали на уроке и чему научились?

14) Д.З. выучить правило стр.166, упр.№424.

СЛАЙД №134.

Приложение