"В сказочном подводном царстве". Урок ИЗО в 3-м классе

Разделы: МХК и ИЗО


Тема урока: «В сказочном подводном царстве».

Цели и задачи урока:

  • совершенствовать композиционные навыки, отрабатывать понятие равновесия в композиции через анализ положения каждой отдельной фигуры и ее место во всей композиции;
  • учить применять ранее полученные знания о композиции, цвете и цветовых контрастах;
  • развивать творческую фантазию и чувство гармонии;
  • вырабатывать навыки оценивания своей работы; работы группы и умения отстаивать свою точку зрения.
  • вызвать интерес, эмоциональную отзывчивость, эмоциональное восприятие темы;
  • воспитывать чувство коллективизма, дружбы, умения работать коллективно в группах.

Оборудование и материалы урока: телевизор, DVD-плеер, DVD-диски с м/ф студии У. Диснея «Русалочка», и музыкой; трезубец, корона, палитра и кисти; магниты около 40 штук; сундучки из бумаги для «морских даров», «морские дары» - печенье в форме рыбок.

Зрительный ряд: фрагмент м/ф студии У. Диснея «Русалочка»; изображение морского царства размером в три листа ватмана в центре Царь Нептун — основа для коллективного панно; таблички с прилагательными, обозначающими цвет и изображения медуз, соответствующих цветов.

Литературный ряд: отрывки из сказки А.Дюма «Сиреночка» (распечатка у каждого на столе).

Музыкальный ряд: Н. Римский-Корсаков «Пляска златоперых и сереброчешуйных рыбок», «Подводное царство», «Пляски обитателей царства подводного» (из оперы «Садко»), спокойная музыка из сборников «Одинокий пастух».

Материалы для учащихся: альбом, акварельные краски, кисти, простой карандаш, ластик, баночки для воды, ножницы, магнитики, маркеры по одному на группу.

Оформление класса: класс подготовлен для работы в группах: 5 групп по 5 человек. Парты составлены по две. Все материалы, необходимые для работы подготовлены до урока и лежат на партах. На стенах выставка работ учащихся, изображение подводного царства прикреплено на доске и в начале урока прикрыто боковыми створками.

Сценарий урока:

Со звонком ребята входят в класс и занимают места согласно делению на группы. Главные художники докладывают о готовности своей группы к уроку.

Учитель: Ребята, сегодня у нас на уроке гостья. Это знаменитая художница Краска Акварельевна.

(Входит девочка, исполняющая роль Краски Акварельевны. В руке у нее палитра и кисти)

Краска Акварельевна: Здравствуйте, ребята! Давайте познакомимся. Меня зовут Краска Акварельевна. Я люблю рисовать и знаю, что вы тоже любите рисовать. А сказки вы любите? (Ответы детей)

Краска Акварельевна: Знаете, ребята, я тоже люблю сказки, и сегодня я пришла к вам с необычной сказкой о подводном царстве.

(Просмотр фрагмента м/ф «Русалочка», 1,5 мин. Затем звук приглушается)

Краска Акварельевна: Ребята, а вы знаете, кто создал этот прекрасный подводный мир?

Ответы детей: Художники-мультипликаторы студии Уолта Диснея.

Краска Акварельевна: А кто написал сказку «Русалочка» вы знаете?

Ответы детей: Г.Х.Андерсен.

(Завершение просмотра видеофрагмента)

Краска Акварельевна: Ребята, а какие еще сказки о подводном царстве вам известны.

Ответы детей: «Садко», «Огонь, вода и медные трубы», «Сиреночка».

Выходят чтецы, читают отрывки из сказки «Сиреночка», в которых ярко и образно описывается подводный мир, остальные ребята читают с листа-распечатки на местах. (Приложение 1)

Учитель: Спасибо! Молодцы! Ребята, давайте-ка покажем Краске Акварельевне, как мы разбираемся в красках, а заодно проверим, какие вы внимательные. Найдите в тексте прилагательные, которые обозначают цвет.

Ответы детей: Голубой, розовый, зеленый, черный, красный, синий, золотой, коралловый, рубиновый, изумрудный, сапфировый, лазурный.
Когда называются цвета коралловый, рубиновый, изумрудный, сапфировый, лазурный учитель прикрепляет на доску таблички с этими прилагательными. (Приложение 2)

Учитель: Молодцы, дети! Много прилагательных нашли! А вот что-же это за цвета такие (показывает на доску где расположены таблички)? Помогите-ка мне расставить вот эти разноцветные медузы напротив прилагательного, обозначающего ее цвет.

Учитель показывает рисунок медузы, дети называют прилагательное. Если прилагательное соответствует цвету медузы, то она помещается радом с табличкой, обозначающей цвет. (Приложение 3)

Учитель: (показывая медузу ярко красного цвета) Какого цвета эта медуза?

Ответы детей: Кораллового.

Учитель: Верно, кораллового (прикрепляет медузу рядом с табличкой «коралловый» и показывает медузу синего цвета). А эта, какого цвета? Ребята, кто внимательно слушал ? Где в тексте была подсказка?

Ответы детей: (дети ищут в тексте соответствующий отрывок) Дорожки были усыпаны синим песком, подобно сапфировой пыли.

Учитель: Так какого же цвета эта медуза?

Ответы детей: Сапфирового.

Учитель: (показывая бордовую медузу) А это какой цвет? Где в тексте подсказка?

Ответы детей: Эта медуза рубиновая. «Рубиновые гранаты».

Учитель: Хорошо! Этой медузе мы место тоже нашли (ставит медузу против таблички «рубиновый» и показывает изумрудную медузу). А вот эту медузу, куда мне поставить?

Ответы детей: Изумрудная медуза.

Учитель: Осталась только одна медуза. Какого же она цвета?

Ответы детей: Лазурный оттенок, как будто небо.

Краска Акварельевна: Молодцы, ребята, как много вы знаете о красках, читаете хорошо и рисунки у вас великолепные. Да и я к вам не с пустыми руками пришла (раскрывает доску с изображением морского царства). Вот посмотрите, какое Подводное Царство я нарисовала. А главный в этом Царстве знаете кто – Морской Царь Нептун.

(Входит ученик, исполняющий роль царя Нептуна. На голове у него корона, в руке трезубец).

Нептун: (Смотрит на рисунок, сердито) Так, так и ты говоришь, что нарисовала мое царство. Да, оно же у тебя мертвое получилось. Куда ты всех моих подданных подевала. Где рыбки, осьминожки, медузки, коньки морские и звездочки. Я рассердился!!! (топает ногой и стучит трезубцем по полу) И пока ты не вернешь их, будешь пленницей в моем дворце!

Краска Акварельевна: Да разве я одна справлюсь с этой задачей? Подданных-то у тебя поди, тысячи?

Нептун: Проси помощи у кого хочешь, но царство мое оживи!

Краска Акварельевна: Ребята, выручайте. Я слышала, вы славно помогли Князю Гвидону Город построить так и меня в беде не бросай те.

(Нептун уводит Краску Акварельевну из класса)

Учитель: Ну, что, ребята? Надо выручать Краску Акварельевну и как можно быстрее. А вы уже знаете, что вместе и работа спорится и то, что не под силу одному, вместе легко сделается. Поэтому работать сегодня вы будете в группах:

1 группа — медузы;
2 группа — морские коньки;
3 группа — морские звезды;
4 группа — осьминожки;
5 группа — рыбки;

Учитель: Вам предстоит нарисовать морских обитателей, раскрасить их и вырезать. Ребята, а все ли цвета мы сможем использовать при раскрашивании своих морских обитателей? Конечно, жители подводного царства любят такую окраску, которая позволяет им затеряться в окружающем их мире, но ведь тогда Нептун их тоже не увидит. Да, и сказка ведь у нас! Можно фантазировать, выдумывать, чтобы показать морских обитателей во всей красе, ярких красках! Ведь они все спешат на бал к грозному Нептуну! Давайте подумаем, а все ли цвета мы сможем использовать для раскраски обитателей царства морского?

Ответы детей: Нет синие и зеленые будут сливаться с цветом моря.

Учитель: А кого мы все же сможем окрасить в синий цвет?

Ответы детей: В синий цвет можно раскрасить морскую звезду, потому что она живет на дне, а дно у нас желтого цвета.

Учитель: Верно! Ребята, а как называются цвета, которые усиливают яркость друг друга.

Ответы детей: Такие цвета называются контрастными.

Учитель: А как вы назовете желтый и оранжевый, синий и зеленый?

Ответы детей: Это родственные цвета.

Учитель: Сейчас вы приступите к работе. Подготовьте рабочие места, проверьте, где у вас стоит баночка с водой, краски, как лежат ножницы. С ножницами обращайтесь аккуратнее. Приступайте к работе. Кто закончит работу над своей фигуркой, можете помочь остальным в своей группе. Времени у нас немного. Краска Акварельевна томится у подводного царя. Ребята, покажите-ка морскому Царю, на что вы способны, фантазируйте и выдумывайте! Пусть ваши фигурки будут сказочными и яркими. А главные художники будут руководить и помогать вам по возможности.

Класс работает над рисунками по группам. Учитель подсказывает, помогает. Звучит спокойная музыка.

За 20 мин. до конца урока проводится физкульт-пауза. Включается танец «Рыбок» из оперы «Садко»

Учитель: Ребята, вы напряженно работаете ваши пальчики устали, давайте отдохнем. Закройте глазки и представьте, что вы опустились на морское дно, и превратились в его обитателей.

Один из учащихся проводит физкульт-паузу с места. Класс выполняет движения руками, имитируя поведение морских обитателей)

Ученик:

В Царстве Нептуна рыбки – ПЛЫВУТ
По дну морские звезды — ПОЛЗУТ
Весело рыбки ВИЛЯЮТ хвостом
А медузы СПРЯТАЛИСЬ под зонтом

Учитель: Отдохнули, а сейчас продолжим работу.

Когда все фигурки нарисованы и вырезаны, начинается работа над композицией.

Учитель: А сейчас, ребята, самая ответственная часть нашей работы Нужно создать общую композицию, т.е. разместить ваши фигурки на панно. Выходите по группам и прикрепляете каждый свою фигурку там, где она по-вашему должна быть.

После того как все фигурки прикреплены, начинается анализ композиции.

Учитель: Ребята, давайте посмотрим, все ли в порядке на нашей картине Может быть что-то нужно переставить?

Учащиеся выходят к доске, переставляют фигурки для того, чтобы композиция пришла в равновесие, и объясняют почему они сделали так. Идет обсуждение и движение фигур по панно.

Учитель: Молодцы, ребята! Красивая картина у нас получилась. А сейчас расскажите-ка мне, все ли хорошо в группе работали, что вызвало у вас большую трудность. Главные художники оценят работу своей группы. Начнет, например, главный художник «медуз».

(Ответы детей, оценка работ группы)

Учитель: А теперь, давайте позовем царя Нептуна, и пусть он оценит получившуюся картину подводного царства.

(Входят Нептун и Краска Акварельевна)

Нептун: Ох, и молодец ты. Краска Акварельевна! Царство мое теперь – как живое. Так и быть отпущу я тебя!

Стучит трезубцем об пол и слуги вносят 5 сундучков и поднос с «дарами морскими». Вот тебе за работу дары морские.

Краска Акварельевна: Погоди, Царь! Я ведь не одна эту работу сделала, мне ребята помогли, поэтому и награду раздели между ними. Спасибо вам, ребята, за помощь, поработали вы отлично, да и доброе дело сделали. До свидания, до встречи на новогодней елке.

Следующая тема, выполняемая в группах – «Мы украшаем новогоднюю елку». Царь Нептун и Краска Акварельевна раздают угощения и уходят.

Литература: Дюма А. Сказки. М.: Интерфейс, 1993