Тема урока: «В сказочном подводном царстве».
Цели и задачи урока:
- совершенствовать композиционные навыки, отрабатывать понятие равновесия в композиции через анализ положения каждой отдельной фигуры и ее место во всей композиции;
- учить применять ранее полученные знания о композиции, цвете и цветовых контрастах;
- развивать творческую фантазию и чувство гармонии;
- вырабатывать навыки оценивания своей работы; работы группы и умения отстаивать свою точку зрения.
- вызвать интерес, эмоциональную отзывчивость, эмоциональное восприятие темы;
- воспитывать чувство коллективизма, дружбы, умения работать коллективно в группах.
Оборудование и материалы урока: телевизор, DVD-плеер, DVD-диски с м/ф студии У. Диснея «Русалочка», и музыкой; трезубец, корона, палитра и кисти; магниты около 40 штук; сундучки из бумаги для «морских даров», «морские дары» - печенье в форме рыбок.
Зрительный ряд: фрагмент м/ф студии У. Диснея «Русалочка»; изображение морского царства размером в три листа ватмана в центре Царь Нептун — основа для коллективного панно; таблички с прилагательными, обозначающими цвет и изображения медуз, соответствующих цветов.
Литературный ряд: отрывки из сказки А.Дюма «Сиреночка» (распечатка у каждого на столе).
Музыкальный ряд: Н. Римский-Корсаков «Пляска златоперых и сереброчешуйных рыбок», «Подводное царство», «Пляски обитателей царства подводного» (из оперы «Садко»), спокойная музыка из сборников «Одинокий пастух».
Материалы для учащихся: альбом, акварельные краски, кисти, простой карандаш, ластик, баночки для воды, ножницы, магнитики, маркеры по одному на группу.
Оформление класса: класс подготовлен для работы в группах: 5 групп по 5 человек. Парты составлены по две. Все материалы, необходимые для работы подготовлены до урока и лежат на партах. На стенах выставка работ учащихся, изображение подводного царства прикреплено на доске и в начале урока прикрыто боковыми створками.
Сценарий урока:
Со звонком ребята входят в класс и занимают места согласно делению на группы. Главные художники докладывают о готовности своей группы к уроку.
Учитель: Ребята, сегодня у нас на уроке гостья. Это знаменитая художница Краска Акварельевна.
(Входит девочка, исполняющая роль Краски Акварельевны. В руке у нее палитра и кисти)
Краска Акварельевна: Здравствуйте, ребята! Давайте познакомимся. Меня зовут Краска Акварельевна. Я люблю рисовать и знаю, что вы тоже любите рисовать. А сказки вы любите? (Ответы детей)
Краска Акварельевна: Знаете, ребята, я тоже люблю сказки, и сегодня я пришла к вам с необычной сказкой о подводном царстве.
(Просмотр фрагмента м/ф «Русалочка», 1,5 мин. Затем звук приглушается)
Краска Акварельевна: Ребята, а вы знаете, кто создал этот прекрасный подводный мир?
Ответы детей: Художники-мультипликаторы студии Уолта Диснея.
Краска Акварельевна: А кто написал сказку «Русалочка» вы знаете?
Ответы детей: Г.Х.Андерсен.
(Завершение просмотра видеофрагмента)
Краска Акварельевна: Ребята, а какие еще сказки о подводном царстве вам известны.
Ответы детей: «Садко», «Огонь, вода и медные трубы», «Сиреночка».
Выходят чтецы, читают отрывки из сказки «Сиреночка», в которых ярко и образно описывается подводный мир, остальные ребята читают с листа-распечатки на местах. (Приложение 1)
Учитель: Спасибо! Молодцы! Ребята, давайте-ка покажем Краске Акварельевне, как мы разбираемся в красках, а заодно проверим, какие вы внимательные. Найдите в тексте прилагательные, которые обозначают цвет.
Ответы детей: Голубой, розовый,
зеленый, черный, красный, синий, золотой,
коралловый, рубиновый, изумрудный, сапфировый,
лазурный.
Когда называются цвета коралловый, рубиновый,
изумрудный, сапфировый, лазурный учитель
прикрепляет на доску таблички с этими
прилагательными. (Приложение 2)
Учитель: Молодцы, дети! Много прилагательных нашли! А вот что-же это за цвета такие (показывает на доску где расположены таблички)? Помогите-ка мне расставить вот эти разноцветные медузы напротив прилагательного, обозначающего ее цвет.
Учитель показывает рисунок медузы, дети называют прилагательное. Если прилагательное соответствует цвету медузы, то она помещается радом с табличкой, обозначающей цвет. (Приложение 3)
Учитель: (показывая медузу ярко красного цвета) Какого цвета эта медуза?
Ответы детей: Кораллового.
Учитель: Верно, кораллового (прикрепляет медузу рядом с табличкой «коралловый» и показывает медузу синего цвета). А эта, какого цвета? Ребята, кто внимательно слушал ? Где в тексте была подсказка?
Ответы детей: (дети ищут в тексте соответствующий отрывок) Дорожки были усыпаны синим песком, подобно сапфировой пыли.
Учитель: Так какого же цвета эта медуза?
Ответы детей: Сапфирового.
Учитель: (показывая бордовую медузу) А это какой цвет? Где в тексте подсказка?
Ответы детей: Эта медуза рубиновая. «Рубиновые гранаты».
Учитель: Хорошо! Этой медузе мы место тоже нашли (ставит медузу против таблички «рубиновый» и показывает изумрудную медузу). А вот эту медузу, куда мне поставить?
Ответы детей: Изумрудная медуза.
Учитель: Осталась только одна медуза. Какого же она цвета?
Ответы детей: Лазурный оттенок, как будто небо.
Краска Акварельевна: Молодцы, ребята, как много вы знаете о красках, читаете хорошо и рисунки у вас великолепные. Да и я к вам не с пустыми руками пришла (раскрывает доску с изображением морского царства). Вот посмотрите, какое Подводное Царство я нарисовала. А главный в этом Царстве знаете кто – Морской Царь Нептун.
(Входит ученик, исполняющий роль царя Нептуна. На голове у него корона, в руке трезубец).
Нептун: (Смотрит на рисунок, сердито) Так, так и ты говоришь, что нарисовала мое царство. Да, оно же у тебя мертвое получилось. Куда ты всех моих подданных подевала. Где рыбки, осьминожки, медузки, коньки морские и звездочки. Я рассердился!!! (топает ногой и стучит трезубцем по полу) И пока ты не вернешь их, будешь пленницей в моем дворце!
Краска Акварельевна: Да разве я одна справлюсь с этой задачей? Подданных-то у тебя поди, тысячи?
Нептун: Проси помощи у кого хочешь, но царство мое оживи!
Краска Акварельевна: Ребята, выручайте. Я слышала, вы славно помогли Князю Гвидону Город построить так и меня в беде не бросай те.
(Нептун уводит Краску Акварельевну из класса)
Учитель: Ну, что, ребята? Надо выручать Краску Акварельевну и как можно быстрее. А вы уже знаете, что вместе и работа спорится и то, что не под силу одному, вместе легко сделается. Поэтому работать сегодня вы будете в группах:
1 группа — медузы;
2 группа — морские коньки;
3 группа — морские звезды;
4 группа — осьминожки;
5 группа — рыбки;
Учитель: Вам предстоит нарисовать морских обитателей, раскрасить их и вырезать. Ребята, а все ли цвета мы сможем использовать при раскрашивании своих морских обитателей? Конечно, жители подводного царства любят такую окраску, которая позволяет им затеряться в окружающем их мире, но ведь тогда Нептун их тоже не увидит. Да, и сказка ведь у нас! Можно фантазировать, выдумывать, чтобы показать морских обитателей во всей красе, ярких красках! Ведь они все спешат на бал к грозному Нептуну! Давайте подумаем, а все ли цвета мы сможем использовать для раскраски обитателей царства морского?
Ответы детей: Нет синие и зеленые будут сливаться с цветом моря.
Учитель: А кого мы все же сможем окрасить в синий цвет?
Ответы детей: В синий цвет можно раскрасить морскую звезду, потому что она живет на дне, а дно у нас желтого цвета.
Учитель: Верно! Ребята, а как называются цвета, которые усиливают яркость друг друга.
Ответы детей: Такие цвета называются контрастными.
Учитель: А как вы назовете желтый и оранжевый, синий и зеленый?
Ответы детей: Это родственные цвета.
Учитель: Сейчас вы приступите к работе. Подготовьте рабочие места, проверьте, где у вас стоит баночка с водой, краски, как лежат ножницы. С ножницами обращайтесь аккуратнее. Приступайте к работе. Кто закончит работу над своей фигуркой, можете помочь остальным в своей группе. Времени у нас немного. Краска Акварельевна томится у подводного царя. Ребята, покажите-ка морскому Царю, на что вы способны, фантазируйте и выдумывайте! Пусть ваши фигурки будут сказочными и яркими. А главные художники будут руководить и помогать вам по возможности.
Класс работает над рисунками по группам. Учитель подсказывает, помогает. Звучит спокойная музыка.
За 20 мин. до конца урока проводится физкульт-пауза. Включается танец «Рыбок» из оперы «Садко»
Учитель: Ребята, вы напряженно работаете ваши пальчики устали, давайте отдохнем. Закройте глазки и представьте, что вы опустились на морское дно, и превратились в его обитателей.
Один из учащихся проводит физкульт-паузу с места. Класс выполняет движения руками, имитируя поведение морских обитателей)
Ученик:
В Царстве Нептуна рыбки – ПЛЫВУТ
По дну морские звезды — ПОЛЗУТ
Весело рыбки ВИЛЯЮТ хвостом
А медузы СПРЯТАЛИСЬ под зонтом
Учитель: Отдохнули, а сейчас продолжим работу.
Когда все фигурки нарисованы и вырезаны, начинается работа над композицией.
Учитель: А сейчас, ребята, самая ответственная часть нашей работы Нужно создать общую композицию, т.е. разместить ваши фигурки на панно. Выходите по группам и прикрепляете каждый свою фигурку там, где она по-вашему должна быть.
После того как все фигурки прикреплены, начинается анализ композиции.
Учитель: Ребята, давайте посмотрим, все ли в порядке на нашей картине Может быть что-то нужно переставить?
Учащиеся выходят к доске, переставляют фигурки для того, чтобы композиция пришла в равновесие, и объясняют почему они сделали так. Идет обсуждение и движение фигур по панно.
Учитель: Молодцы, ребята! Красивая картина у нас получилась. А сейчас расскажите-ка мне, все ли хорошо в группе работали, что вызвало у вас большую трудность. Главные художники оценят работу своей группы. Начнет, например, главный художник «медуз».
(Ответы детей, оценка работ группы)
Учитель: А теперь, давайте позовем царя Нептуна, и пусть он оценит получившуюся картину подводного царства.
(Входят Нептун и Краска Акварельевна)
Нептун: Ох, и молодец ты. Краска Акварельевна! Царство мое теперь – как живое. Так и быть отпущу я тебя!
Стучит трезубцем об пол и слуги вносят 5 сундучков и поднос с «дарами морскими». Вот тебе за работу дары морские.
Краска Акварельевна: Погоди, Царь! Я ведь не одна эту работу сделала, мне ребята помогли, поэтому и награду раздели между ними. Спасибо вам, ребята, за помощь, поработали вы отлично, да и доброе дело сделали. До свидания, до встречи на новогодней елке.
Следующая тема, выполняемая в группах – «Мы украшаем новогоднюю елку». Царь Нептун и Краска Акварельевна раздают угощения и уходят.
Литература: Дюма А. Сказки. М.: Интерфейс, 1993