Цели:
Тип урока: урок закрепления и систематизации знаний.
Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь №2, медиапроектор, компьютер, абаки, сигнальные блоки, наборы геометрических фигур (раздаточный материал), объемные фигуры из конструктора, индивидуальные карточки.
Ход урока
I. Организационный момент
- Ребята, а каким вы хотите, чтобы получился наш урок?
Мы отправляемся в путешествие по стране Математики.
Сегодня в гостях у нас солнышко. Оно радо встрече с вами и посылает вам на лучиках математические приветики с заданиями.
II. Устный счет
1) Задание первого лучика. (Фронтальная работа).
Солнышко записало двузначные числа: 10,7.14,11,18,15
- Проверьте, нет ли ошибок в записи.
- Прочитайте числа.
- Какое число лишнее?
- Назовите соседей числа 7.
- 7 - это сумма каких двух чисел?
- Составьте двузначные числа, в которых 7 единиц?
(В это время 3 ученика работают индивидуально на доске с машинами Винтика и Шпунтика. Проверяют контролеры.)
+5 +6 +4
6 * 5 * 5 *
3 4 9
10 3 7
5 10 10
9 7 6
2) Задание второго лучика.
- Решите задачи в стихах. (Ответы дети показывают сигнальными блоками, решение - на абаке).
) Пять ворон на крышу сели,
Две еще к ним прилетели.
Отвечайте быстро, смело
Сколько всех их прилетело?б) На коньках катались дети,
Всех их вместе было девять.
Шесть мальчишек среди них
А девчонок? Сколько их?в) У этого цветочка семь лепесточков.
А сколько лепестков
У двух таких цветков?
г) Ежик по лесу шел,
На обед грибы нашел.
Семь под березой, два у осины.
Сколько их будет в плетеной корзине?
III. Постановка темы урока
Задание третьего лучика.
- Посмотрите внимательно на выражения.
6+7 5+7 9+7
8+7 7+7 4+7
- Чем они отличаются друг от друга?
- Что общего в них?
- Чем мы будем заниматься сегодня на уроке, определите тему урока.
(Учащиеся формулируют тему урока "Прибавление числа 7").
- Какими способами можно прибавить 7 к числу? (С помощью линейки, фишек, по частям).
IV. Закрепление изученного материала
1) Задание 4 лучика.
- Выберите из 3 вариантов верный ответ. (Работа с сигнальными блоками).
- Назовите самое маленькое число.
- Назовите самое большое число.
- Назовите числа в порядке возрастания.
- Назовите числа в порядке убывания.
- Сравните числа парами: 13 и 15 16 и 14 12 и 11
2) Задание 5 лучика.
Работа по учебнику стр.75 №7 (Комментированное письмо).
- Прочитайте задание.
- Что такое сумма? (Число, которое получается при сложении).
7+7=14 9+7=16
8+6=14 6+6=12
- Что такое разность? (Число, которое получается при вычитании).
- Вычислите разность этих чисел самостоятельно и запишите выражения.
Проверка:
- Назовите примеры, где разность равна 2.
- Назовите примеры, где разность равна 0.
V. Физкультминутка
На зарядку солнышко поднимает нас.
Поднимаем руки мы по команде раз.
А над нами весело шелестит листва.
Опускаем руки мы по команде два.
VI. Продолжение работы по теме урока
Задание 6 лучика.
- Прочитайте задание. (Учебник стр. 75 № 8) .
- Что значить составить задачу? (Придумать условие и вопрос).
- Составьте задачу.
- Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи, сколько пингвинов всего?
(Нет).
- Почему? Не знаем, сколько пингвинов на 2 льдине).
- Повторите условие задачи.
- Сколько пингвинов на 1 льдине? (4) (Работа с фишками).
- Что сказано про пингвинов на 2 льдине? (На 7 больше).
- Что это значит? (Столько же и еще 7).
- Сколько пингвинов на 2 льдине? (11)
- Как узнали? (4+7)
- Сколько пингвинов всего? (15)
- Запишите решение в тетради. (1 ученик записывает выражение на доске).
4+ (4+7) = 15(п.)
Ответ: 15 пингвинов.
- Смогут ли все пингвины разместится на 2 льдинах поровну? (Нет).
- А почему? (1 пингвин останется лишним).
- Разместите 14 пингвинов на 2 льдины поровну. (Работа с фишками).
- Сколько пингвинов на одной льдине? (7)
- Выберите верное решение и запишите в тетрадь.
а) 14 + 2 = 16
б) 14 - 2 = 12
в) 14 ? 2 = 28
г) 14 : 2 = 7
- Проверьте, правильное решение вы выбрали. (Самопроверка по слайду).
VII. Повторение пройденного.
1) Задание 7 лучика. ("Блиц - турнир").
- Найдите фигуры по описанию. (Объемные фигуры выставлены у доски).
- Фигура, которая похожа на солнышко. (Шар)
- Фигура, которая похожа на воронку, колпачок клоуна. (Конус)
- Фигура, которая похожа на аквариум, кубик. (Куб)
- Фигура, которая похожа на стакан, кусок трубы. (Цилиндр)
- Фигура, которая похожа на кормушку. (Пирамида)
- Как называются эти фигуры? (Объемные).
2) Задание 8 лучика.
- Подумайте, как называются следующие фигуры.
- Какая фигура является гранью пирамиды? (Треугольник).
- Какая фигура является гранью куба? (Квадрат).
- Из какой фигуры состоит основание цилиндра? (Из круга).
- Как называются эти фигуры? (Плоские).
- Расположите плоские фигуры в заданном порядке: квадрат, треугольник, треугольник, круг, квадрат, круг. (Работа в парах с набором геометрических фигур).
Физкультминутка для глаз.
Глазки видят все вокруг,
Обведу я ими круг,
Глазкам видеть все дано,
Где окно и где крыльцо,
Обведу я снова круг,
Посмотрю на мир вокруг.
3) Задание 9 лучика. (Самостоятельная работа).
Работа в рабочей тетради на печатной основе.
1 вариант - стр. 23 №9
2 вариант - стр. 23 №10 (Взаимопроверка).
- Прочитайте какое слово написано точками в тетради. (Молодец).
- Самооценка. Кто выполнил верно, поставьте букву М.
4) Задание 10 лучика. (Работа по карточкам).
- Выберите любое задание на карточке и выполните его. (Самопроверка по слайду).
- Оцените свою работу.
- Закрасьте на карточках кружок красным цветом, если вы выполнили задание верно.
- Закрасьте на карточках кружок желтым цветом, если у вас были ошибки.
VIII. Итог урока. Рефлексия урока.
- Что понравилось на уроке?
- А чему вы научились?
- Кто из вас работал активно на уроке?
- У кого из вас были ошибки?
- Какое настроение у вас сейчас?
- Солнышко благодарит вас за работу. (Призы).