Прибавление числа 7 (урок математики - 1-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

  • повторить состав числа 7;
  • закрепить умение применять приемы прибавления числа 7;
  • закрепить умение решать составные задачи на уменьшение (увеличение) числа на несколько единиц;
  • развивать внимание, логическое мышление, навыки письменного и устного счета;
  • воспитывать аккуратность, самостоятельность, чувство товарищества.

Тип урока: урок закрепления и систематизации знаний.

Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь №2, медиапроектор, компьютер, абаки, сигнальные блоки, наборы геометрических фигур (раздаточный материал), объемные фигуры из конструктора, индивидуальные карточки.

Ход урока

I. Организационный момент

- Ребята, а каким вы хотите, чтобы получился наш урок?

Мы отправляемся в путешествие по стране Математики.

Сегодня в гостях у нас солнышко. Оно радо встрече с вами и посылает вам на лучиках математические приветики с заданиями.

II. Устный счет

1) Задание первого лучика. (Фронтальная работа).

Солнышко записало двузначные числа: 10,7.14,11,18,15

- Проверьте, нет ли ошибок в записи.

- Прочитайте числа.

- Какое число лишнее?

- Назовите соседей числа 7.

- 7 - это сумма каких двух чисел?

- Составьте двузначные числа, в которых 7 единиц?

(В это время 3 ученика работают индивидуально на доске с машинами Винтика и Шпунтика. Проверяют контролеры.)

+5 +6 +4

6 * 5 * 5 *

3 4 9

10 3 7

5 10 10

9 7 6

2) Задание второго лучика.

- Решите задачи в стихах. (Ответы дети показывают сигнальными блоками, решение - на абаке).

) Пять ворон на крышу сели,
Две еще к ним прилетели.
Отвечайте быстро, смело
Сколько всех их прилетело?

б) На коньках катались дети,
Всех их вместе было девять.
Шесть мальчишек среди них
А девчонок? Сколько их?

в) У этого цветочка семь лепесточков.
А сколько лепестков
У двух таких цветков?

г) Ежик по лесу шел,
На обед грибы нашел.
Семь под березой, два у осины.
Сколько их будет в плетеной корзине?

III. Постановка темы урока

 

Задание третьего лучика.

- Посмотрите внимательно на выражения.

6+7 5+7 9+7

8+7 7+7 4+7

- Чем они отличаются друг от друга?

- Что общего в них?

- Чем мы будем заниматься сегодня на уроке, определите тему урока.

(Учащиеся формулируют тему урока "Прибавление числа 7").

- Какими способами можно прибавить 7 к числу? (С помощью линейки, фишек, по частям).

IV. Закрепление изученного материала

1) Задание 4 лучика.

- Выберите из 3 вариантов верный ответ. (Работа с сигнальными блоками).

- Назовите самое маленькое число.

- Назовите самое большое число.

- Назовите числа в порядке возрастания.

- Назовите числа в порядке убывания.

- Сравните числа парами: 13 и 15 16 и 14 12 и 11

2) Задание 5 лучика.

Работа по учебнику стр.75 №7 (Комментированное письмо).

- Прочитайте задание.

- Что такое сумма? (Число, которое получается при сложении).

7+7=14 9+7=16

8+6=14 6+6=12

- Что такое разность? (Число, которое получается при вычитании).

- Вычислите разность этих чисел самостоятельно и запишите выражения.

Проверка:

- Назовите примеры, где разность равна 2.

- Назовите примеры, где разность равна 0.

V. Физкультминутка

На зарядку солнышко поднимает нас.
Поднимаем руки мы по команде раз.
А над нами весело шелестит листва.
Опускаем руки мы по команде два.

VI. Продолжение работы по теме урока

Задание 6 лучика.

- Прочитайте задание. (Учебник стр. 75 № 8) .

- Что значить составить задачу? (Придумать условие и вопрос).

- Составьте задачу.

- Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи, сколько пингвинов всего?

(Нет).

- Почему?  Не знаем, сколько пингвинов на 2 льдине).

- Повторите условие задачи.

- Сколько пингвинов на 1 льдине? (4) (Работа с фишками).

- Что сказано про пингвинов на 2 льдине? (На 7 больше).

- Что это значит? (Столько же и еще 7).

- Сколько пингвинов на 2 льдине? (11)

- Как узнали? (4+7)

- Сколько пингвинов всего? (15)

- Запишите решение в тетради. (1 ученик записывает выражение на доске).

4+ (4+7) = 15(п.)

Ответ: 15 пингвинов.

- Смогут ли все пингвины разместится на 2 льдинах поровну? (Нет).

- А почему? (1 пингвин останется лишним).

- Разместите 14 пингвинов на 2 льдины поровну. (Работа с фишками).

- Сколько пингвинов на одной льдине? (7)

- Выберите верное решение и запишите в тетрадь.

а) 14 + 2 = 16

б) 14 - 2 = 12

в) 14 ? 2 = 28

г) 14 : 2 = 7

- Проверьте, правильное решение вы выбрали. (Самопроверка по слайду).

VII. Повторение пройденного.

1) Задание 7 лучика. ("Блиц - турнир").

- Найдите фигуры по описанию. (Объемные фигуры выставлены у доски).

- Фигура, которая похожа на солнышко. (Шар)

- Фигура, которая похожа на воронку, колпачок клоуна. (Конус)

- Фигура, которая похожа на аквариум, кубик. (Куб)

- Фигура, которая похожа на стакан, кусок трубы. (Цилиндр)

- Фигура, которая похожа на кормушку. (Пирамида)

- Как называются эти фигуры? (Объемные).

2) Задание 8 лучика.

- Подумайте, как называются следующие фигуры.

- Какая фигура является гранью пирамиды? (Треугольник).

- Какая фигура является гранью куба? (Квадрат).

- Из какой фигуры состоит основание цилиндра? (Из круга).

- Как называются эти фигуры? (Плоские).

- Расположите плоские фигуры в заданном порядке: квадрат, треугольник, треугольник, круг, квадрат, круг. (Работа в парах с набором геометрических фигур).

Физкультминутка для глаз.

Глазки видят все вокруг,
Обведу я ими круг,
Глазкам видеть все дано,
Где окно и где крыльцо,
Обведу я снова круг,
Посмотрю на мир вокруг.

3) Задание 9 лучика. (Самостоятельная работа).

Работа в рабочей тетради на печатной основе.

1 вариант - стр. 23 №9

2 вариант - стр. 23 №10 (Взаимопроверка).

- Прочитайте какое слово написано точками в тетради. (Молодец).

- Самооценка. Кто выполнил верно, поставьте букву М.

4) Задание 10 лучика. (Работа по карточкам).

- Выберите любое задание на карточке и выполните его. (Самопроверка по слайду).

- Оцените свою работу.

- Закрасьте на карточках кружок красным цветом, если вы выполнили задание верно.

- Закрасьте на карточках кружок желтым цветом, если у вас были ошибки.

VIII. Итог урока. Рефлексия урока.

- Что понравилось на уроке?

- А чему вы научились?

- Кто из вас работал активно на уроке?

- У кого из вас были ошибки?

- Какое настроение у вас сейчас?

- Солнышко благодарит вас за работу. (Призы).