Модернизация содержания общего среднего образования, его кардинальное обновление в соответствии с запросами современной жизни требуют в первую очередь решения следующих задач:
- Реализации политики в области образовательных стандартов.
- Усилении социальной и гуманитарной ориентированности общего среднего образования, расширение и конкретизация его социального и культурного контекста.
- Практической ориентации и инструментальной направленности общего среднего образования.
- Дифференциации и индивидуализации образовательного процесса путем развития вариативных образовательных программ, ориентированных на различные контингенты учащихся, ведение инновационной и экспериментальной работы.
Участие МОУ СОШ № 1 г. Пугачева Саратовской области с 2001–2002 учебного года в эксперименте по обновлению структуры и содержания общего образования направлено на реализацию следующих целевых показателей:
- формирование духовно-нравственной личности, обладающей гражданской позицией, навыками нравственного поведения;
- развитие научно-исследовательских навыков и творческих способностей детей;
- развитие у детей убеждений, позволяющих им ориентироваться и адаптироваться в сложном мире социальных отношений;
- внедрение в практику новых УМК, учебных и методических пособий, методов и средств обучения;
- раннее преподавание иностранного языка и ИКТ;
- работа по усилению общекультурной направленности образования.
Важным аспектом процесса вхождения в эксперимент был выбор системы подхода к управлению образовательным учреждением приступающим к масштабной инновационной деятельности. Была создана модель управления, которая могла бы использовать компетентность и знание всех участников эксперимента, позволяла решать задачи, требующие творческого отношения и вовлечения всего коллектива в их осуществление.
Для тактического управления экспериментом в штатное расписание школы введена должность заместителя директора по экспериментальной и инновационной работе, который реализует деятельность школы по функционированию ее в рамках муниципальной экспериментальной площадки, контролирует реализацию учебных, развивающих и воспитательных программ, ведет методическую работу, обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях эксперимента, контролирует создание гармоничного психологического климата в педагогическом и ученическом коллективах, активной социально-педагогической системы, проведение своевременного проблемного анализа внешней социальной среды и гибкой коррекции внутреннего социума.
Для оперативного управления экспериментом в школьном методическом совете создали сектор по опытно-экспериментальной и инновационной деятельности школы, основной задачей которого является решение вопросов повышения квалификации педагогических работников, решение организационно-методических вопросов:
- создания условий для достижения достаточного уровня образовательного процесса в условиях эксперимента;
- совершенствование системы и содержания мониторинга эксперимента.
За период проведения эксперимента члены коллектива школы приняли участие в работе всех ежегодных областных семинаров и конференций по вопросам обновления содержания и структуры образования. Проведены семинары-практикумы: «Вхождение в эксперимент», «Педагогическая поддержка в основе самообразования и самоопределения личности учащихся»; единые тематические методические дни «Выработка алгоритма обучения в условиях эксперимента», «Характеристика форм и методов проверки знаний учащихся в условиях эксперимента», «Построение образовательного рейтинга ученика», «Как сформировать мотивацию достижения успеха у школьников в образовательном процессе?». Проведены открытые уроки по математике в рамках областного семинара «Проблемы выбора УМК по математике», по английскому языку в рамках конкурса «Учитель года».
Оперативное управление экспериментом ведется и на уровне временных творческих групп учителей, работающих в условиях данного эксперимента. В зависимости от этапа работали творческие группы:
1. «Активизация творческого мышления
младших школьников» (1–2 классы) 2001–2003
гг. «Использование лексического материала с
целью развития языковой личности младшего
школьника» (3–4 классы) 2003–2005 гг.
2. Обеспечение преемственности в обучении при
переходе учащихся экспериментального класса в
основную школу» 2005–2006 уч. г.
3. «Роль учителя в реализации эксперимента по
обновлению структуры и содержания образования»
2006–2007 уч. г.
4. «Создание условий успешности в
экспериментальном классе по совершенствованию
структуры и содержания образования» 2007–2008 уч. г.
5. Организация учебно-познавательной
деятельности учащихся экспериментального
класса в рамках подготовки к итоговой аттестации
в новой независимой форме 2008–2009 уч.г.
Высшим органом управления образовательным процессом в школе и соответственно экспериментальной деятельностью является педагогический совет. Поэтому на заседаниях педсовета рассматривались следующие вопросы:
- «О начале эксперимента по обновлению структуры и содержания образования»;
- «О продлении эксперимента по обновлению структуры и содержания образования»;
- «О ходе проведения эксперимента по обновлению структуры и содержания образования»;
- «О результатах мониторинга успешности по итогам каждого учебного года».
Сводная таблица результатов успешности учащихся экспериментального класса
|
2001–2002 уч. г. |
2002–2003 уч. г. |
2003–2004 уч. г. | 2004–2005 уч. г. |
2005–2006 уч. г. |
2006–2007 уч. г. |
2007–2008 уч. г. |
БУП |
1998 г. |
1998 г. |
1998 г. |
1998 г. |
2004 г. |
2004 г. |
2004 г. |
Качество знаний |
Не аттестовывались |
57% |
65% |
75% |
67% |
67% |
|
СОУ |
|
|
53% |
60% |
69% |
62% |
62% |
Познавательные интересы учащихся
Предмет |
VIP-интерес |
«5»-интерес |
«4»-интерес |
«3»-интерес |
Русский язык |
3 чел. |
6 чел. |
2 чел. |
4 чел. |
Литература |
4 чел. |
4 чел. |
4 чел. |
3 чел. |
Математика |
3 чел. |
2 чел. |
8 чел. |
2 чел. |
История |
2 чел. |
4 чел. |
6 чел. |
3 чел. |
Английский язык |
1 чел. |
2 чел. |
9 чел. |
3 чел. |
Для предотвращения и коррекции возникновения негативных последствий в результате экспериментального педагогического воздействия на детей, для оценивания правильности выбранного хода педагогического поиска тех или иных средств решения проблемы проводимого педагогического исследования на протяжении всех лет эксперимента было организовано психолого-педагогическое сопровождение.
Программа психологического сопровождения учащихся начальной школы заключалось в проведении поведенческих тренингов, курса развития творческого мышления, в коррекции эмоциональных и личностных особенностей детей; при переходе в среднюю школу – диагностической работе, на выявление характера адаптации, организации коррекционно-развивающих занятий, работы с родителями по выполнению причин трудностей адаптационного периода и разработка рекомендаций о способах их преодоления, индивидуальные консультации, беседы.
По результатам психолого-педагогических исследований в экспериментальном классе нет учащихся с низким уровнем развития, только один ученик имеет высокую тревожность, связанную с обучением, все учащиеся имеют твердую мотивацию по отношению к обучению.
В период вхождения в эксперимент проведена диагностика инновационного потенциала педагогического коллектива, которая позволила выявить восприимчивость и отношение учителей к новшествам, подготовленность их к освоению инноваций, уровень новаторства учителей в школьном коллективе, уровень творческой активности педагогов, развитие их коммуникативных связей. По результатам диагностики составлен банк данных инноваций по школе. Конкретно в данном классе учитель русского языка и литературы работает над проблемой «Приобщение к миру прекрасного через развитие эмоциональной сферы на уроке и во внеклассной работе», учитель математики использует в работе педагогическую технологию «Поэтапное формирование умственных действий учащихся», английский язык ведется по УМК М.З. Биболетовой, в соответствии с БУП – 2004 в 7а классе учебный план включает преподавание обществознания, информатики и ИКТ.
Проведение эксперимента предусматривает приоритетность проблемы здоровья учащихся. От ее решения напрямую зависит достижение целей, поставленных в начале экспериментальной деятельности. Нездоровому ребенку чрезвычайно трудно учиться и ощутимо негативное влияние ухудшения здоровья на процесс позитивного формирования личности. Поэтому психолого-педагогические исследования тесно связаны с исследованием состояния здоровья учащихся.
Класс активно участвует в реализации школьной комплексно-целевой программы «Школа здоровья». Индекс здоровья (число детей, не болевших ни разу в год к общему числу детей в классе 100%) остается на стабильном уровне на протяжении 3-х лет. Эффективно внедряются в учебно-воспитательный процесс региональные программы «Профилактика болезней органов пищеварения в ОУ», «Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата в ОУ», «Профилактика возникновения нарушений зрения у учащихся ОУ», которые способствуют сохранению здоровья школьников данного класса.
Результаты мониторинга здоровья обучающихся показали, что количество детей, имеющих хронические заболевания остается на стабильном уровне на протяжении 3-х лет обучения.
Для учащихся данного класса обучение ведется в рамках интегрированного курса «ОБЖ и культура здоровья», ОЗОЖ.
Во все предметы введены блоки - «модули» по образованию в области укрепления здоровья и проводятся на уроках биологии, физики, географии, экологии, а также разработана антинаркотическая программа по отдельным предметам.
Система воспитательной работы направлена на предупреждение поведенческих рисков учащихся.
Родители участвуют в реализации комплекса мероприятий по содействию здоровью школьников. С их участием проводятся профилактические беседы с детьми, члены родительского комитета организуют поездки на базы отдыха, помогают учителям в проведении Дней здоровья, оздоровительных секций («Волна здоровья. Займись собой», Президентские соревнования)
Проводятся оздоровительные мероприятия: по профилактике йоддефицитных заболеваний – антиструмином, дополнительная витаминизация – аскорбиновая кислота и ревит, занятия в спецгруппах (для учащихся с ослабленным здоровьем), уроки плавания в программе учебного предмета «Физическая культура». Третья часть класса участники и победители городских, районных и областных соревнований по плаванию.
Таким образом, результат проведения эксперимента соответствует прогнозируемому, что свидетельствует о выполнении следующих психолого-педагогических условий:
- соответствия процесса обучения функциональным и психологическим возможностям и возрастным особенностям учащихся;
- личностно-ориентированного взаимодействия взрослых и детей;
- создания образовательной среды, способствующей познавательному развитию ребенка, сохранение его физического и психического здоровья.