Роль социальной службы ДОУ в создании современной модели взаимодействия с семьей

Разделы: Работа с родителями


Мы живем в динамичном мире, затрагивающем интересы семьи и ребенка.

Семья и ДОУ - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для комфортного самочувствия и развития ребенка необходимо их взаимодействие. Взаимодействие подчинено цели гармоничного развития ребенка через развитие семьи в целом.

Семья и дети неотделимы друг от друга, но в настоящее время они нуждаются в социальной поддержке и помощи.

Поэтому мне, социальному педагогу, приходится напрямую решать проблемы социально-педагогической поддержки семей, придавая особую значимость неразрывности семейного и государственного воспитания.

Специфика работы нашего ДОУ в том, что ежегодно на 50% идет обновление семей, которые приносят с собой новые проблемы.

В связи с этим социальному педагогу необходимо знать характеристики социальной среды воспитанников и особенности семейного воспитания. На начало учебного года мною составляется социальный портрет семей нашего ДОУ, ведется диагностика, психодиагностика социальных проблем здоровья и социологический анализ семей через анкеты, тесты и опросники.

Диагностика проблем ребенка в детском саду осуществляется в контексте диагностики проблем его семьи.

Изучение ребенка не сводится только к накоплению данных о ребенке и разработки системы коррекционно - развивающих мероприятий, а направлена на работу с родителями и близкими ребенка. Участие родителей в реабилитационных мероприятиях в настоящее время считается одним из решающих факторов эффективной развивающей и тем более, коррекционной работы. Убеждена, что привлечение родителей к коррекционному развитию собственного ребенка, без тесного и эффективного контакта с социальным педагогом, без постоянного взаимодействия не только с воспитателем, но и с другими специалистами, эффективная реабилитация невозможна.

Требование времени - оказание информативной, диагностической и консультативной помощи семьям по вопросам воспитания и правовым проблемам.

Становится очевидной необходимость и педагогической диагностики семьи и повышения ее воспитательного потенциала, педагогической компетенции.

Работа начинается со встречи-общения, в ходе которой родителям предлагается ответить на ряд вопросов, заполнить анкету на основании результатов беседы, тестов, анкетирования планируется моя дальнейшая работа с семьей, составляется программа сопровождения проблемных, неполных, опекунских семей для установления контакта и взаимодействия с ними.

Установить контакт с семьей, пригласить к диалогу мне помогает разработанный проект "Семье навстречу". Он включает использование в работе "Информационный блокнот", "Информационная корзина", метод "Родительская почта" для оптимизации общения с родителями. Цель такой формы сотрудничества: открытый обмен информацией, получение обратной связи и анализ обращений родителей.

Педагогическая информация - главная ценность этого мира, мостик между детским садом и семьей, но она должна быть актуальной и поэтому мною налажен выпуск журналов для родителей, которые можно взять домой, что позволяет получить семье необходимые сведения по интересующим вопросам. По правовым проблемам воспитания: "Педагогика прав маленького человека", "Взрослое решение детских проблем", "Кодекс семейной безопасности". Для улучшения социального самочувствия семьи и педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания детей выпускается серия журналов "Диалоги с семьей" по темам: "Легко ли быть маленьким", "В поисках формулы здоровья", "Азбука безопасности".

Решать опросы социально-педагогической работы мне помогает оперативная информация - "Страничка социального педагога". Темы выпуска:

  • "Все о Конвенции прав человека";
  • "Азбука прав и обязанностей";
  • "Ваш надежный ориентир" (нормативно-правовая база семьи);
  • "Семейные рецепты счастья".

Цель работы социального педагога вижу в том, чтобы выявить, "нащупать" уровни социального развития ребенка в семье и семейного благополучия. Эта работа требует от меня большой деликатности. Стабильность семейной среды является важным фактором для эмоционального равновесия и психического здоровья ребенка.

Предпочтение отдаю превентивной профилактике, т.е. опережающим, предупреждающим мерам различного рода негативных явлений социального плана в семьях.

Меняющийся социум влечет за собой изменение ценностей. Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания, но каждая же, в силу разных обстоятельств и пусть в разной степени, нуждается в квалифицированной педагогической помощи. Не всякий родитель принимает эту помощь.

Исходя из этого, действенным инструментом профилактической работы с семьей выступает индивидуальная воспитательная работа, которой я отдаю предпочтение. Она позволяет осуществить "непосредственный выход" на ребенка и скорректировать поведение, которое может быть охарактеризовано как отклоняющееся.

Стремлюсь в своей работе активно сотрудничать с родителями своих воспитанников через многообразные, структурные формы и коммуникативные приемы. Считаю удачным использование в работе коррекционно-профилактические занятия с родителем и ребенком на групповых тренингах. В процессе нашего общения с родителями возникла идея создания родительского клуба для родителей. В прошлом году он назывался "Маленькие ступеньки, ведущие в большую жизнь", а сейчас это "Школа профессиональных родителей".

Моя главная забота - это социальное самочувствие и равновесие семьи, и поэтому я стремлюсь возникающие проблемы семьи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов родителей и ребенка, найти приемлемые способы взаимодействия.

Концепция сотрудничества с семьей обозначена в разработанном мною "Кодексе профессиональной этики социального педагога".

Считаю значимым ряд условий, без которых не возможна успешная работа социального педагога. Ориентирами своей работы, которые помогают профессионально строить отношения с семьей, являются:

  • доверительные отношения с родителями ребенка, с его семьей;
  • продуктивно пользоваться информацией, проводить эффективную работу по преодолению формирования у родителей искаженных представлений о возможных быстрых результатах, о легком успехе и возможностях полной ликвидации имеющихся отклонений;
  • эффективное проведение коррекционных мероприятий с родителями, используя принципы и методы семейной психотерапии уже в процессе самой консультации, укреплять веру семьи в успех коррекционной работы;
  • поддержка семьи на сохранных функциях и возможностях ребенка, на позитивных изменениях его развития, избегать излишней фиксации на трудностях и имеющихся нарушениях в его развитии.

Эти ориентиры легли в основу разработанного нами Кодекса профессиональной этики социального педагога.

На мой взгляд, очень важно не пропустить первое встречное движение родителей и принять любую форму общения, предложенную ими для установления контакта, сотрудничества.

Для успешной работы с родителями важны такие условия как:

  • целенаправленность, систематичность и плановость;
  • дифференцированный подход к работе с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи;
  • доброжелательность;
  • открытость.

Семья - это источник общественного опыта. Семейное воспитание имеет два незаменимых свойства: индивидуализацию воспитания и широкое развитие чувств ребенка. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему "всем миром": семья, детский сад, социальный педагог. Лейтмотивом моей работы в детском саду является формула: "Тактичная договоренность + Сотрудничество = Совместная жизнь ДОУ и семьи". Только так в ДОУ может быть создана служба социально-педагогической поддержки семьи.

Приложение.