Математика
Цели урока:
- Закреплять умение детей решать задачи на разностное и кратное сравнение, проверить умение решать задачи.
- Совершенствовать вычислительные навыки.
- Развивать логическое мышление и умение рассуждать.
- Развивать познавательную активность.
- Воспитывать интерес к получению знаний, самостоятельность.
- Учить использовать полученные знания на разных уроках в различных областях учебной деятельности.
Информатика
Цель урока:
- Закрепить знания учащихся по теме “Устройства компьютера”.
- Закрепить знания и умения по работе с клавиатурой и мышью.
- Проверить умения пользоваться основными элементами интерфейса прикладных программ.
- Способствовать развитию логического мышления, развитию внимания и памяти.
- Привить навыки самообучения, коммуникативных умений.
- Научить использовать полученные знания на разных уроках в различных областях учебной деятельности.
- Научит работать с информацией, предоставленной различными способами.
Тип урока: бинарный.
Вид урока: практическая работа.
Оборудование:
- Компьютерный класс, мультимедийный проектор.
- Пакет педагогических программных средств “Страна Фантазия”, развивающая игра “Планета чисел”.
- Таблица умножения из набора “Спектра”.
- Карточки с заданиями (ромашки).
- Презентация к уроку.
- Медали для награждения
Ход урока
Учитель начальных классов:
- Организационный момент.
-Урок математики у нас сегодня не совсем обычный. Повторить и закрепить знания, полученные на предыдущих уроках математики помогут умения приобретенные на уроках информатики. Поэтому на уроке будет два учителя: я и Анна Анатольевна – учитель информатики.
Сегодня нам предстоит сложная, но очень интересная работа. Только совместными усилиями мы сможем справиться с ней.
В добрый путь дорогие друзья!
- Сообщение темы урока.
Этот кроссворд, друзья, разгадайте.
Тему урока сами узнайте. (Приложение 1, слайд1) [1]
- Прямоугольник, у которого все стороны равны. (квадрат)
- Если к значению разности прибавить вычитаемое, то получим…(уменьшаемое)
- Стороны прямоугольника попарно (равны)
- Великий философ, живший в 6 веке до нашей эры, его именем названа таблица умножения. (Пифагор)
- Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего меньшее…(вычесть).
- Прямая, у которой есть начало и конец, называют…(отрезок)
- В выражениях со скобками в первую очередь выполняем действие в…(скобках).
- Чтобы узнать во сколько раз одно число больше или меньше другого, надо большее на меньшее … (разделить).
- Царица наук. (Математика).
- Результат деления называют значение …(частного).
Ключевые слова: Решение задач.
Учитель информатики:
Тема нашего урока “Решение задач”, но сначала давайте вспомним устройства компьютера, эти знания нам пригодятся.
Ответы детей:
- системный блок
- монитор
- клавиатура
- мышь
- колонки
- принтер
- сканер
(Приложение 1, слайд 3)
В наш класс пробрался злобный Вирус и унес все устройства в лес. (Приложение 1, слайд 4). Отправимся по его следам и соберем их. А поможет нам математика.
Учитель начальных классов:
- Устный счет.
- Помоги зайчатам. (Приложение 1, слайд 5)
Пять зайчат сидят в углу,
Чистят репу на полу.
Насчитали 20 штук
Как делить, забыли вдруг
Мамы с папой нет нигде
Помогите им в беде.
- По сколько реп очистит каждый зайчик? (10 штук, 30, 40, 50 штук)
- На что оканчиваются числа, которые мы делили на 5?
- Какие еще числа делятся на 5?
- Какой цифрой они заканчиваются?
- Проверим себя по таблице умножения “Спектра”.
- Работа с таблицей “Спектра”.
Игра “Узнай число”. Учитель закрывает на таблице числа
18 28 24 21 32 36
В результате умножения учащиеся записывают ответы на листочках.
Самопроверка.
Мы помогли зайчатам и они нас благодарят.
Учитель информатики:
Зайчата помогли нам найти устройство компьютера. И это?
Ответ детей: системный блок. (Приложение 1, слайд 6)
Учитель начальных классов:
- Помоги Лисенку.
Как Лисенку речку перейти
И родителей своих найти?
Правильно заданье выполняй,
Мост построй и не скучай! (Приложение 1, слайд 7)
- Используя два действия: увеличить на 1 и увеличить в 2 раза составь ряд примеров для получения числа 17 из 0.
- Что значит увеличить на 1? Ответ детей: прибавить 1
- Что значит увеличить в 2 раза? Ответ детей: умножить на 2
Сверим ряд примеров:
- 0+1=1
- 0+1=1
- 1*2=2
- 1+1=2
- 2*2=4
- 2*2 =4
- 4*2=8
- 4*2=8
- 8*2=16
- 8*2=16
- 16+1=17
- 16+1=17
Учитель информатики:
Лисенок нашел устройство компьютера. Как называется это устройство? (монитор). (Приложение 1, слайд 8)
Учитель начальных классов:
- Переправился Лисенок через речку. Проголодался. Решил братец Лис утятинки раздобыть. Подкрался к пруду и видит плавают на воде 4 большие утки, маленьких в 3 раза больше, и 2 утицы на берегу сидят. Сколько всего птиц увидел братец Лис? 18 птиц.
- Как вы узнали сколько маленьких уток?
- Почему умножали?
(Приложение 1, слайд 9)
- Уточки в знак благодарности подарили вам ромашки
На “ромашках” даны математические выражения. Найдите их значение самостоятельно. (Приложение 3)
- 6*4=
- 100-72=
- 36:9=
- 25+19=
Прочитайте данные выражения, используя фразы “увеличить на…” или увеличить в …”, “уменьшить на..” или увеличить на..”.Сделайте вывод.
Учитель информатики:
В ромашковом поле мы увидели следующее устройство компьютера. И это? (Клавиатура).
(Приложение 1, слайд 10)
Учитель начальных классов:
- Мишка по лесу бродил
И в болото угодил
Помоги ему пройти
Кочки нужные найти.
Математический диктант.
- Произведение чисел 3 и 3 Увеличь в 5 раз
- Частное чисел 40 и 8 увеличь в 10 раз
- Уменьши произведение чисел 6 и 5 в 3 раза.
- Уменьши 8 дес.4ед. на 5дес.9ед.
- Во сколько раз сумма 25 и 15 больше 8?
- Во сколько раз произведение 5 и 1 меньше суммы 25 и 10?
- На сколько 70 больше произведения чисел 5 и 8?
- 45; 50; 10; 25; 5; 7; 30. Какое число лишнее? Почему? (7. Не делится на 5).
Учитель информатики:
Мы помогли мишке перебраться через болото и он нашел нам устройство компьютера. И это? (мышь) (Приложение 1, слайд 11)
Учитель начальных классов:
- Работа над темой урока.
Ель в лесу, под елью белка,
Диво, право, не безделка -
Белка песенки поет
И орешки все грызет…
Из какого произведения строчки?
(Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.)
- Кто автор произведения?
- Посмотрите: вот белочка в лесу собирает запасы на зиму. Белочка собрала 40 орехов и 10 грибов.
- Прочитай первый вопрос к задаче. (На сколько больше орехов, чем грибов?)
- Как узнать на сколько больше? (40 – 10 =30 орехов)
- Ответь на вопрос задачи.
- Прочитай второй вопрос к задаче. (Во сколько раз грибов меньше, чем орехов?).
- Как узнать во сколько раз меньше? (40:10=4 раза)
- Ответь на вопрос задачи.
Учитель информатики:
За то, что мы помогли белочке сосчитать припасы, она нашла для нас еще одно устройство компьютера. (Колонки). (Приложение 1, слайд 12)
Учитель начальных классов:
Чем еще питается белочка? (Шишками) (Приложение 1, слайд 13). Посмотрите на экран.
- Как называются эти деревья?
- Сравните шишки этих деревьев?
- А медведи питаются шишками? (нет)
Прочитай задачу.
Мишка косолапый по лесу идет
Шишки собирает, песенки поет.
Собрал 15 шишек ели и шишки 3 сосны.
Задай вопрос к задаче и ты ее реши.
- Задай вопрос так, чтобы задача решалась действием вычитания. Варианты ответов.
- На сколько еловых шишек больше?
- Как узнали?
- Почему вычитали?
- Задай вопрос так, чтобы задача решалась действием деления. Варианты ответов.
- Во сколько раз сосновых шишек меньше, чем еловых?
- Реши эту задачу самостоятельно. Обрати внимание на правописание слова сосновых.
Проверка.
Учитель информатики:
В лесу под елками мы нашли принтер.
Учитель начальных классов:
Логическая задача. У ежика и у белки было по 6 грибов. Еж подарил белке 1 гриб. На сколько грибов больше стало у белки, чем у ежика. (На 2 гриба).
Учитель информатики:
Ежик и белочка помогли нам найти сканер. И так все устройства компьютера в сборе. Мы его собрали и можем приступить к работе на компьютере. Но сначала немного разомнемся.
- Физкультурная минутка
Учитель информатики:
- Работа с компьютером.
- Решение задач. (Приложение 2) [2]
- Развивающая игра “Планета чисел”
Учитель начальных классов:
- Итог урока.
Сегодня на уроке мы решали задачи. Вспомним:
- Как узнать на сколько одно число больше или меньше другого?
- Как узнать во сколько раз одно число больше или меньше другого.
Медалями награждаются ученики, которые первыми закончили работу на компьютере.
Список литературы:
- Мокрушина О.А. Поурочные разработки по математике.3 класс. М.: ВАКО. 2008
- Марченко Вера Владимировна, учитель начальных классов МОУ Октябрьской СОШ №9 Богучанского района. Сайт – viki.rdf.ru.
- С.Н. Тур, Т.П. Бокучава, “Первые шаги в мире информатики”. Учебник-тетрадь для 3 класса. БХВ-Петербург, 2007.