Интегрированный урок в начальной школе (математика + информатика) "Решение задач на кратное и разностное сравнение. Устройства компьютера"

Разделы: Информатика, Начальная школа


Математика

Цели урока:

  • Закреплять умение детей решать задачи на разностное и кратное сравнение, проверить умение решать задачи.
  • Совершенствовать вычислительные навыки.
  • Развивать логическое мышление и умение рассуждать.
  • Развивать познавательную активность.
  • Воспитывать интерес к получению знаний, самостоятельность.
  • Учить использовать полученные знания на разных уроках в различных областях учебной деятельности.

Информатика

Цель урока:

  • Закрепить знания учащихся по теме “Устройства компьютера”.
  • Закрепить знания и умения по работе с клавиатурой и мышью.
  • Проверить умения пользоваться основными элементами интерфейса прикладных программ.
  • Способствовать развитию логического мышления, развитию внимания и памяти.
  • Привить навыки самообучения, коммуникативных умений.
  • Научить использовать полученные знания на разных уроках в различных областях учебной деятельности.
  • Научит работать с информацией, предоставленной различными способами.

Тип урока: бинарный.

Вид урока: практическая работа.

Оборудование:

  • Компьютерный класс, мультимедийный проектор.
  • Пакет педагогических программных средств “Страна Фантазия”, развивающая игра “Планета чисел”.
  • Таблица умножения из набора “Спектра”.
  • Карточки с заданиями (ромашки).
  • Презентация к уроку.
  • Медали для награждения

Ход урока

Учитель начальных классов:

  1. Организационный момент.

-Урок математики у нас сегодня не совсем обычный. Повторить и закрепить знания, полученные на предыдущих уроках математики помогут умения приобретенные на уроках информатики. Поэтому на уроке будет два учителя: я и Анна Анатольевна – учитель информатики.

Сегодня нам предстоит сложная, но очень интересная работа. Только совместными усилиями мы сможем справиться с ней.

В добрый путь дорогие друзья!

  1. Сообщение темы урока.

Этот кроссворд, друзья, разгадайте.

Тему урока сами узнайте. (Приложение 1, слайд1) [1]

  • Прямоугольник, у которого все стороны равны. (квадрат)
  • Если к значению разности прибавить вычитаемое, то получим…(уменьшаемое)
  • Стороны прямоугольника попарно (равны)
  • Великий философ, живший в 6 веке до нашей эры, его именем названа таблица умножения. (Пифагор)
  • Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего меньшее…(вычесть).
  • Прямая, у которой есть начало и конец, называют…(отрезок)
  • В выражениях со скобками в первую очередь выполняем действие в…(скобках).
  • Чтобы узнать во сколько раз одно число больше или меньше другого, надо большее на меньшее … (разделить).
  • Царица наук. (Математика).
  • Результат деления называют значение …(частного).

Ключевые слова: Решение задач.

Учитель информатики:

Тема нашего урока “Решение задач”, но сначала давайте вспомним устройства компьютера, эти знания нам пригодятся.

Ответы детей:

  • системный блок
  • монитор
  • клавиатура
  • мышь
  • колонки
  • принтер
  • сканер

(Приложение 1, слайд 3)

В наш класс пробрался злобный Вирус и унес все устройства в лес. (Приложение 1, слайд 4). Отправимся по его следам и соберем их. А поможет нам математика.

Учитель начальных классов:

  1. Устный счет.
  1. Помоги зайчатам. (Приложение 1, слайд 5)

Пять зайчат сидят в углу,
Чистят репу на полу.
Насчитали 20 штук
Как делить, забыли вдруг
Мамы с папой нет нигде
Помогите им в беде.

  • По сколько реп очистит каждый зайчик? (10 штук, 30, 40, 50 штук)
  • На что оканчиваются числа, которые мы делили на 5?
  • Какие еще числа делятся на 5?
  • Какой цифрой они заканчиваются?
  • Проверим себя по таблице умножения “Спектра”.
  1. Работа с таблицей “Спектра”.

Игра “Узнай число”. Учитель закрывает на таблице числа

18 28 24 21 32 36

В результате умножения учащиеся записывают ответы на листочках.

Самопроверка.

Мы помогли зайчатам и они нас благодарят.

Учитель информатики:

Зайчата помогли нам найти устройство компьютера. И это?

Ответ детей: системный блок. (Приложение 1, слайд 6)

Учитель начальных классов:

  1. Помоги Лисенку.

Как Лисенку речку перейти
И родителей своих найти?
Правильно заданье выполняй,
Мост построй и не скучай! (Приложение 1, слайд 7)

  • Используя два действия: увеличить на 1 и увеличить в 2 раза составь ряд примеров для получения числа 17 из 0.
  • Что значит увеличить на 1? Ответ детей: прибавить 1
  • Что значит увеличить в 2 раза? Ответ детей: умножить на 2

Сверим ряд примеров:

  • 0+1=1
  • 0+1=1
  • 1*2=2
  • 1+1=2
  • 2*2=4
  • 2*2 =4
  • 4*2=8
  • 4*2=8
  • 8*2=16
  • 8*2=16
  • 16+1=17
  • 16+1=17

Учитель информатики:

Лисенок нашел устройство компьютера. Как называется это устройство? (монитор). (Приложение 1, слайд 8)

Учитель начальных классов:

  1. Переправился Лисенок через речку. Проголодался. Решил братец Лис утятинки раздобыть. Подкрался к пруду и видит плавают на воде 4 большие утки, маленьких в 3 раза больше, и 2 утицы на берегу сидят. Сколько всего птиц увидел братец Лис? 18 птиц.
  • Как вы узнали сколько маленьких уток?
  • Почему умножали?

(Приложение 1, слайд 9)

  1. Уточки в знак благодарности подарили вам ромашки

На “ромашках” даны математические выражения. Найдите их значение самостоятельно. (Приложение 3)

  • 6*4=
  • 100-72=
  • 36:9=
  • 25+19=

Прочитайте данные выражения, используя фразы “увеличить на…” или увеличить в …”, “уменьшить на..” или увеличить на..”.Сделайте вывод.

Учитель информатики:

В ромашковом поле мы увидели следующее устройство компьютера. И это? (Клавиатура).

(Приложение 1, слайд 10)

Учитель начальных классов:

  1. Мишка по лесу бродил
    И в болото угодил
    Помоги ему пройти
    Кочки нужные найти.

Математический диктант.

  • Произведение чисел 3 и 3 Увеличь в 5 раз
  • Частное чисел 40 и 8 увеличь в 10 раз
  • Уменьши произведение чисел 6 и 5 в 3 раза.
  • Уменьши 8 дес.4ед. на 5дес.9ед.
  • Во сколько раз сумма 25 и 15 больше 8?
  • Во сколько раз произведение 5 и 1 меньше суммы 25 и 10?
  • На сколько 70 больше произведения чисел 5 и 8?
  • 45; 50; 10; 25; 5; 7; 30. Какое число лишнее? Почему? (7. Не делится на 5).

Учитель информатики:

Мы помогли мишке перебраться через болото и он нашел нам устройство компьютера. И это? (мышь) (Приложение 1, слайд 11)

Учитель начальных классов:

  1. Работа над темой урока.

Ель в лесу, под елью белка,
Диво, право, не безделка -
Белка песенки поет
И орешки все грызет…
Из какого произведения строчки?

(Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.)

  • Кто автор произведения?
  • Посмотрите: вот белочка в лесу собирает запасы на зиму. Белочка собрала 40 орехов и 10 грибов.
  • Прочитай первый вопрос к задаче. (На сколько больше орехов, чем грибов?)
  • Как узнать на сколько больше? (40 – 10 =30 орехов)
  • Ответь на вопрос задачи.
  • Прочитай второй вопрос к задаче. (Во сколько раз грибов меньше, чем орехов?).
  • Как узнать во сколько раз меньше? (40:10=4 раза)
  • Ответь на вопрос задачи.

Учитель информатики:

За то, что мы помогли белочке сосчитать припасы, она нашла для нас еще одно устройство компьютера. (Колонки). (Приложение 1, слайд 12)

Учитель начальных классов:

Чем еще питается белочка? (Шишками) (Приложение 1, слайд 13). Посмотрите на экран.

  • Как называются эти деревья?
  • Сравните шишки этих деревьев?
  • А медведи питаются шишками? (нет)

Прочитай задачу.

Мишка косолапый по лесу идет
Шишки собирает, песенки поет.
Собрал 15 шишек ели и шишки 3 сосны.
Задай вопрос к задаче и ты ее реши.

  • Задай вопрос так, чтобы задача решалась действием вычитания. Варианты ответов.
  • На сколько еловых шишек больше?
  • Как узнали?
  • Почему вычитали?
  • Задай вопрос так, чтобы задача решалась действием деления. Варианты ответов.
  • Во сколько раз сосновых шишек меньше, чем еловых?

- Реши эту задачу самостоятельно. Обрати внимание на правописание слова сосновых.

Проверка.

Учитель информатики:

В лесу под елками мы нашли принтер.

Учитель начальных классов:

Логическая задача. У ежика и у белки было по 6 грибов. Еж подарил белке 1 гриб. На сколько грибов больше стало у белки, чем у ежика. (На 2 гриба).

Учитель информатики:

Ежик и белочка помогли нам найти сканер. И так все устройства компьютера в сборе. Мы его собрали и можем приступить к работе на компьютере. Но сначала немного разомнемся.

  1. Физкультурная минутка

Учитель информатики:

  1. Работа с компьютером.

Учитель начальных классов:

  1. Итог урока.

Сегодня на уроке мы решали задачи. Вспомним:

  • Как узнать на сколько одно число больше или меньше другого?
  • Как узнать во сколько раз одно число больше или меньше другого.

Медалями награждаются ученики, которые первыми закончили работу на компьютере.

Список литературы:

  1. Мокрушина О.А. Поурочные разработки по математике.3 класс. М.: ВАКО. 2008
  2. Марченко Вера Владимировна, учитель начальных классов МОУ Октябрьской СОШ №9 Богучанского района. Сайт – viki.rdf.ru.
  3. С.Н. Тур, Т.П. Бокучава, “Первые шаги в мире информатики”. Учебник-тетрадь для 3 класса. БХВ-Петербург, 2007.