Внеклассное мероприятие по теме "Путешествие в мир растений Алтайского края"

Разделы: Внеклассная работа


Цель мероприятия: создать условия для знакомства с растительным миром Алтайского края.

Задачи:

  • показать значение фотосинтеза для жизни на Земле;
  • познакомить с растительным миром Алтайского края;
  • познакомить с лекарственными растениями нашего края;
  • познакомить с растениями, занесенными в Красную книгу Алтайского края;
  • воспитывать любовь к родному краю.

Материально-техническое оснащение: мультимедийный проектор, компьютер, ватман, маркеры, гербарии, рисунки растений.

Форма проведения: игра-путешествие.

Эпиграф:

“Вы – обитатели одной планеты,
Пассажиры одного корабля”.

Ход мероприятия

Ведущий 1:

Нас окружает зеленый океан растений, который нас одевает, питает, снабжает кислородом и лечит от различных заболеваний.

Вам низко кланяюсь, леса,-
Корням, стволам и каждой ветке.

М. Ковалевская.

Ведущий 2:

Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие в мир растений нашего края.

Я стремлюсь к роскошной воле,
Мчусь к прекрасной стороне,
Где в широком чистом поле
Хорошо, как в чудном сне.
Там цветут и клевер пышный.
И невинный василек.

А. Белый

Ведущий 1:

Путешествовать будем на поезде, останавливаясь на каждой станции, что бы узнать как можно больше о растительном мире Алтайского края. Вам необходимо разделится на две группы туристов. Так как на железной дороге используют красный и зеленый свет, то каждый из вас возьмет жетон одного из цветов. Ребята, у которых оказался жетон красного цвета, будут группой туристов “Путь занят”. Ребята, у которых жетон зеленого цвета – туристы группы “ Путь свободен”.

Ведущий 2:

На станциях вам предстоит отвечать на вопросы. За правильные ответы вы будете получать жетоны. Группа туристов набравшая большее количество баллов, получит билеты на проезд к следующей станции. Группе, набравшей меньше баллов предстоит дополнительно поработать, что бы продолжить путь.

Ведущий 1:

Мы побываем с вами на станциях (Слайд № 4):

“Растительная” “Спасательная”

“Фотосинтезирующая” “Зеленая аптека” “Заповедная”

Дежурный по станции:

Ребята, вы прибыли на станцию “Фотосинтезирующая”. Я познакомлю вас с великим чудом– фотосинтезом. Но прежде я хочу знать, что вы ребята знаете об этом процессе.

Вопросы:

  1. Кто из вас знает, что такое фотосинтез?
  2. А где происходит фотосинтез?
  3. Какое значение имеет фотосинтез для жизни на Земле?
  4. Что значат слова С. Костычева: “Стоит зеленому листу прекратить свою работу на несколько лет, и все живое население земного шара, а в том числе все человечество, погибнет, как гибнет мелкое насекомое при наступлении зимы, но только погибнет безвозвратно”.
  5. Почему? Двое правят жизнью на Земле:

Красное Солнышко
Да зеленое Зернышко?

(Дежурный по станции раздает жетоны)

Экскурсовод:

Солнце является источником Жизни на Земле. И ничто другое не может заменить его живительные лучи, которые вот уже около 5 млрд. лет освещают нашу планету. Благодаря им высоко в небе летит птица, глубоко в водах океана плавает рыба, гордо по Земле шагает человек.

Дежурный по станции:

Гудит, как пламя, пальма на ветру.
Корнями попирая мертвый камень,
Зеленый факел долгими глотками
Из неба пьет гремучую жару.
Приник зенит к зеленому костру,
К стволу, где под набухшими узлами.
Как брага, бродит солнечное пламя,
Пролившееся в крону и кору.
И вверх, по жилам листьев пламенея,
Из бездны, раскаленной добела,
Струятся вулканические змеи.
Расплавленная лава поняла,
Что к солнцу путь не может быть прямее,
Чем вертикаль вот этого ствола.

(М. де Умомуно)

Дежурный по станции:

Скажите, пожалуйста, какие процессы описаны в этом стихотворении?

(Ответ: В стихотворении показаны два процесса: поступление воды с минеральными солями (“…И вверх по жилам…”) и поглощение энергии Солнца (“…зеленым факелом…”) листом зеленого растения.

Экскурсовод: Скажите пожалуйста, о каком процессе, происходящем в листе, говорится в загадке? Сто ручонок солнце ловят,

На лучах еду готовят.

(Ответ: Фотосинтез)

Экскурсовод:

Сам термин “фотосинтез” появился где-то в 19 веке (греч. “фотос”– свет, “синтез” – соединение). Однако само воздушное питание было открыто ещё в 18 веке. Была установлена связь между зеленым растением и Солнцем. И лучше всего об этом писал К.А. Тимирязев: “Эта связь между солнцем и зеленым листом приводит нас к самому широкому, самому обобщающему представлению о растении. В ней раскрывается перед нами космическая роль растения. Зеленый лист или, вернее, микроскопическое зеленое зерно хлорофилла, является фокусом, точкой в мировом пространстве, в которую с одного конца притекает энергия солнца, а с другого – берут начало все проявления жизни на земле. Растение – посредник между небом и землей. Оно– истинный Прометей, похитивший огонь с неба. Похищенный им луч солнца приводит к движению и чудовищный маховик гигантской паровой машины, и кисть художника, и перо поэта.”

Дежурный по станции:

И так лист – это особая фотосинтетическая лаборатория, в которой происходит чудесные превращения воды, минеральных солей, углекислого газа, но, что важно,– обязательно с участием кванта света. Кванты света, улавливаемые хлорофиллом, запускают в работу систему образования пищи “всему сущему на Земле”.

Экскурсовод:

А что именно готовится в листе? Какое вещество синтезируется хлорофилловым зерном листа? Какие ему требуются для этого условия?

Ответ ищите в загадке: На фабрику – соль да водица,

И воздух годится!
А с фабрики – жир да мучица
И сахару крупица.

(Ответ: Для процесса фотосинтеза необходима вода с минеральными солями, углекислый газ, и в хлорофилловом зерне (в гранулах) с использованием кванта света происходит синтез органических веществ.)

Дежурный по станции:

Какие органические вещества образуются?

(Ответ: В основном это сахара, крахмал и жиры)

Экскурсовод:

Ежегодно в результате фотосинтеза создается 232 млрд. тонн органического вещества и продуцируется 248 млрд. тонн кислорода.

Дополнительные вопросы группе туристов, набравших меньше жетонов:

  1. Через что поступает углекислый газ в лист?
  2. Как устроена устьица листа?
  3. У каких растений теневых или световых больше хлорофилла? (В 5-10 раз больше хлорофилла в клетках теневых листьев)
  4. Какие органические вещества образуются при фотосинтезе?

Дежурный по станции:

Ребята, вы получили билеты на проезд к следующей станции. Просим занять места в вагонах, согласно билетам.

Поезд отправляется.

Счастливого вам пути!

Дежурный по станции:

Ребята, вы прибыли на станцию “Растительная” . Здесь вы познакомитесь с растительностью Алтайского края.

Экскурсовод:

Растительный покров Алтайского края очень разнообразен.

(Слайд № 5)

На западе (Кулундинская равнина) наиболее распространены разнотравные типчаково-ковыльные степи, в Приобье – луговые степи в сочетании с мелколиственными березовыми и осиновыми колками. В крае есть и сосновые леса. Их близость со степью обусловила проникновение под полог деревьев степных видов растений. Растительность степей по большей части низкорослая, преобладают узколистные злаки, приспособленные к систематическим засухам. В травостое степей встречаются типчаки, мятлики, ковыли, полыни. Большинство растений имеют мощную корневую систему.

В пределах края насчитывается 1980 видов высших сосудистых растений. Наиболее богаты видами семейства: астровые (сложноцветные)– 237 видов, злаки– 156, бобовые– 106, осоковые -85, розоцветные -72 вида. А также около 400 видов мхов, значительное количество лишайников, водорослей. Среди них есть представители эндемических и реликтовых видов. Полезная флора края насчитывает более 600 видов растений, среди которых имеются: лекарственные – 380 видов; медоносные – 166 видов; кормовые -330 видов; декоративные – 215 видов, пищевые – 149 видов, витаминоносные -33 вида, красильные – 66 видов.

Большинство видов растений встречается и в горах, и на равнине.

В лесах края распространены сосна обыкновенная (1072,6 тыс.га), береза (592 тыс.га), осина (582,4 тыс.га), пихта (288,3 тыс.га), лиственница (69,3 тыс.га), ель (14,8 тыс.га).

(Демонстрация слайдов № 6-11)

Дежурный по станции:

А теперь каждая группа туристов выполнит следующие задания:

  1. Назовите наиболее распространенные растения нашей местности (записывают на листочке бумаги и отдают дежурному по станции).
  2. По гербариям определить растения нашей местности.
  3. Какие из них относятся к лекарственным?

Дежурный по станции:

Вы хорошо справились с заданием и можете продолжить путешествие.

Счастливого вам пути!

Дежурный по станции: Вы прибыли на станцию “ Зеленая аптека”.

Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех, умеющих их тайну разгадать.

Экскурсовод:

Здесь вы познакомитесь с лекарственными растениями Алтайского края.

Алтайский край богат лекарственными растениями. Ежегодно заготавливают свыше 100 тонн лекарственного сырья. К особо ценным относятся: золотой корень (родиола розовая), маралий корень (рапоптикум сафлоровидный), красный корень (копеечник забытый), марьин корень (пион уклоняющийся), солодка уральская, душица, зверобой, девясил высокий и другие. Одуванчик, подорожник,

Василек, шалфей и мята.
Вот зеленая аптека
Помогает вам, ребята!

Демонстрация слайдов № 12-16 “Лекарственные растения Алтайского края”

Дежурный по станции:

А теперь вопросы к вам:

  1. Какую траву любят кошки, какую болезнь лечат этой травой? (Валериана, сердечные болезни)
  2. У каких растений в качестве лекарственного сырья используют цветы или соцветия? (Липа,   календула, ромашка, пижма, кукурузные рыльца, первоцвет весенний, цмин песчаный)
  3. У каких растений в качестве сырья используют корни и корневища? (Валерьяна, девясил, женьшень, родиола розовая, лопух,солодка)
  4. У каких растений в качестве лекарственного сырья используются плоды? (Боярышник, шиповник, рябина, смородина, облепиха, калина, малина).
  5. Какие ядовитые растения являются одновременно лекарственными? (Белладонна, дурман обыкновенный, болиголов пятнистый, ландыш майский)
  6. Это прозвище не даром у красивого цветка.
    Капля сочного нектара и душиста и сладка.
    От простуды излечиться
    Вам поможет… (Медуница)
  7. Почему в бане парятся березовым веником? (Листья березы убивают болезнетворные   микробы).
  8. Необычные листья этого дерева выделяют фитонциды, убивающие микробы, лечат от  цинги. Используются для успокаивающих ванн. Назовите его…(Сосна).
  9. Сок этого растения используют вместо йода, для выведения бородавок, настоем из  листьев умываются, моют голову. (Чистотел).
  10. Листья и корни этого растения используют от боли при ушибе. (Лопух, подорожник).

Дежурный по станции: Обе группы туристов прекрасно справились с заданием. Можете продолжать свой путь, для вас горит зеленый свет.

Счастливого вам пути!

Дежурный по станции:

Вас встречает дежурный по станции “Спасательная”.

А как вы думаете, ребята, кого надо спасать?

Колокольчики, ромашка,
Глазки синих васильков,
Златоцвет, горошек, кашка-
Море целое цветов…

Пусть растут, благоухая,
Пусть во всей красе цветут,
Пусть, зерно свое роняя,
Жизнь другим цветам дают!

А. Коринфский

Здесь вы познакомитесь с растениями нашего края, занесенные в Красные книги.

Экскурсовод:

Как ни печально это осознавать, но наше время стало в истории Земли временем наиболее резкого изменения человечеством той природной среды обитания, в которой возникли и человек разумный как биологический вид, и те этнокультурные и общественные структуры, которые создавались людским обществом в процессе разумной и неразумной деятельности.

Сбылись пророческие слова великого естествоиспытателя В.И. Вернадского

“Человек стал геологическим фактором”.

При активном освоении территории за короткое время может измениться неповторимый естественный облик природы и сократиться генетический фонд растительного мира. Более 100 видов растений края отнесены ныне к разряду редких и исчезающих.

Демонстрация слайдов № 17-21 “Редкие и исчезающие виды растений Алтайского края”.

В крае произрастают виды растений, внесенных в Красную книгу России.

Растения, занесенные в Красную книгу России:

Венерин башмачок настоящий, венерин башмачок крупноцветковый, ятрышник шлемоносный, ревень алтайский, кандык сибирский, ковыль родсвенный, надбородник безлистный, фиалка надрезанная, башмачок желтый, бруннера сибирская, рогульник плавающий, водяной орех (чилим).

В книгу “Редкие и исчезающие растения Сибири” внесены 127 видов, произрастающих в крае.

Растения, занесенные в Красную книгу Сибири:

Прострел раскрытый (подснежник), купальница азиатская, маралий корень, копытень европейский, красоднев желтый, золотой корень, рододендрон Ледебура, тюльпан одноцветковый, липа сибирская, рогоз Верещагина.

В 1998 году была издана Красная книга Алтайского края

В краевую Красную книгу внесены 144 вида растений, требующих охраны, это 14 видов папоротников, среди них чрезвычайно редкий водный папоротник – сальвиния плавающая, гроздовники, криптограмма Стеллера.

Остальные 130 видов относятся к цветковым растениям.

Растения, занесенные в Красную книгу Алтайского края:

Солодка уральская, золотой корень, маралий корень, горицветы, пион уклоняющийся, ревень алтайский, цмин песчаный, колокольчик широколистный, родиола холодная, росянка круглолистная, астрагал розовый, ирис (касатик) сибирский, ирис (касатик) тигровый, тюльпан Алтайский

Дежурный по станции:

Ребята, назовите причины, по которым так много растений просят о помощи.

С какими словами, вы бы обратились ко всем людям Земли?

(Оформление лозунгов на приготовленных листах ватмана и чтение лозунгов).

Экскурсовод:

Как это страшно – умиранье рода,
Всех поголовно, всех до одного,
Когда опустошенная природа
Уже не в силах сделать ничего.
И поползет проказа запустенья.
И пересохнут ниточки воды.
И птицы вымрут. И падут растенья.
И зверь не обойдет своей беды.
И сколько тут корысти ни ищи ты,
Какой ты отговоркой ни владей,
Земля защиты требует. Защиты.
Она спасенья просит у людей.

С. Островой. Красная книга.

Дежурный по станции:

А теперь вы, ребята, отправляетесь на конечную станцию нашего путешествия “Заповедную”.

Счастливого вам пути!

Дежурный по станции: Вы прибыли на станцию “Заповедная”.

Экскурсовод:

“Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю,
Летать в одном полете…
Давайте сохраним
Ромашку на лугу,
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте”.

Дежурный по станции:

  1. Для чего создают заповедники?
  2. Какие заповедники вы знаете?
  3. Есть ли у нас в крае заповедники?

Экскурсовод:

В крае есть один небольшой заповедник – ТИГИРЕКСКИЙ, созданный в 1999г. Подготовлены материалы к созданию Белокурихинского, Кулундинского озеро-степного и Колыванского национальных парков. На территории края образовано 36 заказников, 4 из них комплексные: Белорецкий – в Змеиногорском районе, Инской – В Чарышском, Михайловский-в Красногорском и Ельцовский – в Ельцовском районе. В заказниках охраняются либо все компоненты природы, либо отдельные виды растений и животных. Есть заказники охотничьи, боровые, таежные. Среди заказников самые большие – Чинетинский (70 тыс.га), Тогульский (65 тыс.га), Чарышский (55 тыс.га), а самый маленький – оз. Ая (72,2 га)

Экскурсовод: А теперь мы совершим небольшую экскурсию в Тигирекский заповедник.

Дата создания

Тигирекский государственный природный заповедник был создан 4 декабря 1999 года Постановлением Правительства РФ № 1342.

Географическое положение

Заповедник расположен в западном Алтае на водоразделе между притоками реки Чарыш и в верховьях реки Алей, на территории Змеиногорского, Третьяковского и Краснощековского районов Алтайского края на границе с Казахстаном.

Цель создания

Охрана слабонарушенных горных экосистем западного Алтая.

Площадь

40 693 га.

Количество кластеров 3.

Подчиненные территории и охранная зона

Заповедник имеет охранную зону площадью 26 257 га.

Географическое положение, неоднородность климата и многообразие экологических условий определяют особенности растительного покрова заповедника. Территория Тигирекского заповедника относится к Западно-Алтайской провинции, Среднечарышскому таежно– кустарниково-лесостепному району (северная часть заповедника) и Тигирекскому району черной тайги (южная основная часть заповедника).

Своеобразие черной тайги гор Южной Сибири и Алтая является самой древней (реликтовой) формацией. В черной тайге преобладают осиново-пихтовые высокотравные леса. Там произрастают такие растения как копытень европейский, волчеягодник обыкновенный, осмориза остистая, колокольчик широколиственный, многорядник копьевидный, подлесник европейский и другие.

В подлеске осиново-пихтовых лесов преобладают черемуха обыкновенная, таволга средняя, малина обыкновенная, рябина сибирская. В травяном покрове обычны папоротники, купальница алтайская, пион Марьин корень, володушка золотистая. Большие площади занимают кустарники: карагана древовидная, таволга средняя, смородина колосистая.

В лесостепной полосе преобладают жимолость татарская, карагана древовидная, шиповник иглистый, шиповник колючейший, барбарис сибирский, кизильник черноплодный.

В травяном покрове преобладают лугово-степные виды (мятлик оттянутый, перловник высокой, подмаренник обыкновенный, полынь шелковистая, шлемник приземистый и др.)

Верхнюю границу леса образуют кедрово-пихтовые редколесья с участками субальпийских высокотравных лугов, в которых произрастают маралий корень, бодяк разнолистный, горькуша Фролова, герань белоцветковая, купальница (огонек) алтайская, чемерица белая и многие другие.

В северной части Тигирекского заповедника преобладают ковыльные и луговые степи.

Самое высокое разнообразие лишайников в лесах заповедника. Здесь они растут по всей поверхности стволов, поднимаясь на высоту 15-20 м.

Предварительный список высших сосудистых растений заповедника насчитывается 602 вида, 286 родов. 74 семейства. Ведущие 10 семейств: астровые, злаки, бобовые, розоцветные, лютиковые, гвоздичные, зонтичные, губоцветные, крестоцветные содержат 59% общего списка видов растений.

Флора Тигирекского заповедника содержит значительное число видов, имеющих хозяйственное значение: лекарственные, кормовые, медоносные, декоративные растения. Среди ценных лекарственных растений такие, как родиола розовая (золотой корень), маралий корень, пион Марьин корень, бадан толстолиственный.

В Красные Книги России и Алтайского края включены: щитовник мужской, лук алтайский, хохлатка крупноприцветниковая, касатик Блудова, колокольчик широколиственный, пион марьин корень, скабиоза южно-алтайская и другие.

(Демонстрация слайдов № 22, 23, 24).

Ведущий 1: Ребята, что вы узнали из этого путешествия?

(Ребята высказывают свои впечатления о путешествии).

Я предлагаю вам задания (на выбор):

  1. Подобрать материал о любом лекарственном растении Алтайского края, или о растении, занесенном в Красную книгу Алтайского края.
  2. Рассказать о растениях легенды, сказания.
  3. Сделать рисунки растений Алтайского края.

Литература.

  1. В.И. Артамонов “Редкие и исчезающие растения” – М:, ВО Агропромиздат, 1989.
  2. И.В. Верещагина “Зеленое чудо Алтая” – Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1983.
  3. Газета “Природа Алтая ”– 2007.
  4. Ю.В. Никифоров “Заветные травы Алтая” – Барнаул: изд-во Алтайская книга, 1989.
  5. В.В. Петров “Лес и его жизнь” -М., Просвещение, 1986.
  6. А.Н. Романов, С.В. Харламов “Ленточные боры и соленые озера” – Барнаул: 2004.
  7. Спецвыпуск газеты “Природа Кулунды” – 2005-2007.
  8. Г.П. Фиценко “Аптека вашего сада” – Барнаул, 1990.

Презентация