Сегодня можно с уверенностью сказать, что пол – важнейшая характеристика личности и воспитание ребенка должно осуществляться, прежде всего как представителя определенного пола. В обществе наметилась тенденция к отказу от выработанных веками эталонов полоролевого поведения. Сегодня очень много сказано о такой проблеме в образовании, как феминизация мальчиков. Особенно остро этот вопрос стоит в дошкольных учреждениях, где закладываются основы будущей личности. О необходимости привлечения специалистов мужчин в детские сады говорится уже давно и делается много: в рамках дополнительного образования создаются кружки и секции, где преподавателями являются мужчины, создается предметно игровая среда – военизированные игры, атрибуты для игры в “Службу спасения”, осуществляется подбор конструктивных игр, объектов для экспериментирования и исследования, используются спортивные снаряды для развития силы и смелости и многое другое, но проблема не решена. В связи с чем возникает вопрос: являются ли мужественность и женственность непреходящими нравственными ценностями?
Д.В. Колесов, И.С. Кон, В. Парсон линией раздела между половыми ролями считают деятельность, которую представители определенного пола могут выполнить с определенной эффективностью. Поэтому мужская роль – инструментальная, а женская – эмоциональная, экспрессивная. Ведущая роль деятельности и общения позволяет сделать акцент на реализацию гендерного подхода в техническом творчестве старших дошкольников. Конструкторская деятельность ребенка – это серьезный труд и по творческому исполнению заслуживает самого пристального внимания. В процессе обработки различных материалов мальчики прилагают определенные усилия, что способствует развитию всех групп мышц, отработке специфической для мальчиков координации движений. Неоценима роль моделирования и конструирования в умственном развитии: развивается техническое мышление, дети учатся планировать и исполнять намеченный план, находить рациональное конструктивное решение, знакомятся с технической терминологией, активизируются познавательные процессы.
В процессе решения трудовых задач с применением наглядных средств происходит формирование образов, т. е. переход от восприятия изображений к созданию реальных предметных образов. Как показано в ряде исследований (Б.Г Ананьев, Л.Л. Гурова и др.) именно через образ осуществляется преобразование человеком предметного мира, без чего невозможно усвоение и использование знаний, овладение умениями и навыками, формирование потребностей, убеждений, интересов. Образ есть “сплав интеллекта и аффекта” (Л.С. Выготский), через него общественно значимое приобретает “личностный смысл” (А.Н. Леонтьев).*
____________
* И. С. Якиманская. Основные направления
исследований образного мышления.
Содержание деятельности чрезвычайно интересно для мальчиков имеет глубокое воспитательное значение. Дети знакомятся с историей развития техники (получают первоначальные сведения о моделях, машинах, механизмах), знакомятся с производством, рабочими профессиями. Изделия детей имеют практическую ценность: используются в качестве выставочных экспонатов, наглядных пособий, подарков, выносного материала.
Хочется отметить, что работая в данном направлении решаются задачи личностно-ориентированного подхода. Гуманистическими ценностями личностно-ориентированного воспитания выступают:
- Человек культуры как предмет воспитания
- Культура как среда, растящая и питающая личность
- Творчество как способ развития человека в культуре
Именно эти ценностные основания позволяют осуществлять личностно-ориентированное воспитание как процесс развития и удовлетворения потребностей человека как субъекта жизни, культуры, истории. Ценности воспитания – это его человеческие смыслы, общественно одобряемые и передаваемые из поколения в поколение образцы педагогической культуры, запечатленные в культурном облике человека, культурных образцах жизни и межпоколенного взаимодействия, педагогических теориях и системах, технологиях и способах педагогической деятельности и поведения. Ценности можно выбирать, в зависимости от выбранных ценностных оснований воспитание концептуализируется.*
_________
* Бондаревская Е.В., Кузнецов А.И., Гура В.В.
Ценностные основания
личностно-ориентированного воспитания
гуманистического типа.
Опираясь на сказанное, была построена диагностика гендерной идентичности (приложение 1). Результаты диагностики представлены в таблице:
№ | Показатель | Результат |
1 | 70% и более положительных ответов – дети удовлетворены своей половой принадлежностью | 44% |
2 | От 50% до 70% – дети удовлетворены половой принадлежностью, но больше говорят о личностных качествах, а не о половых | 31% |
3 | От 30% до 50% – у детей не определилось отношение к своему полу, дети не рассказывают о своих гендерных возможностях, безразличны к своей будущей семейной роли, профессии. | 13% |
4 | Менее 30% – дети высказывают недовольство своей половой принадлежностью, привлекательность противоположного пола видят во внешней атрибутике, с удовольствием рассказывают о возможностях противоположного пола | 12% |
При работе по формированию технического творчества особое внимание уделялось мальчикам, гендерная идентичность которых была выявлена менее 50%.
Данные диагностики позволяют определить основные проблемы:
- Существующее несоответствие педагогических воздействий полу и возрасту детей.
- Отсутствие системы работы в данном направлении.
Поиск путей решения данных проблем в воспитании дошкольников приводит к постановке следующей цели работы:
- выявить содержание, методы и средства формирования технического творчества старших дошкольников, реализуя гендерный подход.
- Реализация гендерного подхода как условия формирования технического творчества старших дошкольников будет эффективна, если:
- Процесс совместной деятельности педагогов и детей будет непрерывным и направленным на формирование технического творчества развивающейся личности;
- Будут разработаны дидактические основы построения системы усложняющихся заданий двух типов:
- заданий, направленных на познание объекта,
- заданий, направленных на преобразование объекта;
- Разработка путей, методов и средств формирования технического творчества будет учитывать гендерные особенности становления личности;
- Будет обеспечена преемственность в методах и средствах формирования технического творчества у старших дошкольников в детском саду и семье.
Проблема и цель обусловили постановку основных задач работы:
- Провести теоретический анализ состояния проблемы развития технического творчества дошкольников в имеющихся исследованиях.
- Произвести отбор методов, являющихся эффективными для развития технического творчества.
- Разработать дидактические требования к реализации гендерного подхода для эффективного развития технического творчества.
- Разработать содержание гендерного подхода как условия формирования технического творчества старших дошкольников.
Вся работа проводится поэтапно:
Первый этап – подготовительно-диагностический.
- Изучение литературы, ведение практической работы. Выдвижение гипотетических предпосылок и задач предстоящей работы.
Второй этап – поисково-определяющий.
Проведение эксперимента на основе идей реализации гендерного подхода, теоретических концепций и практических новаций. Провести констатирующий эксперимент. Разработать гипотезу, задачи и методы. Выявить типы заданий по принципу постепенного усложнения, подводящие к творчеству. Определить экспериментальные условия апробации результатов исследования на базе МДОУ “Детский сад № 43” г. Усолье-Сибирское
Третий этап
- Провести основной формирующий и контрольный эксперимент, проверить гипотезу, выполнение задач. Определить авторскую позицию, осуществить проверку теоретических и практических авторских предложений, предпосылок, принципов.
Четвертый этап – проверочный.
- Отработка окончательных выводов и предложений, осуществление внедрения результатов в практику; подготовка методических рекомендаций и разработок для воспитателей дошкольных учреждений. Оформление работы, в ходе которой результаты представлять в форме проведения открытых занятий, выступлений на методических совещаниях и педагогических советах, научно-практических конференциях.
Предполагаемые результаты:
- Эффективным средством формирования технического творчества является стратегия непрерывного использования обобщенных действий усложняющегося характера в работе с дошкольниками и определения гендерной идентичности.
Достоверность результатов и выводов обеспечится:
- их результатами;
- стабильностью экспертных оценок педагогов и результатов опросов родителей;
- специальным подбором средств и методов развивающего характера;
- диагностическим отслеживанием содержания, организацией и методикой деятельности на различных этапах экспериментальной работы;
- внедрением разработок и авторского опыта в педагогическую практику.
В конце учебного года была проведена контрольная диагностика гендерной идентичности, которая показала следующие результаты:
№ | Показатель | Результат |
1 | 70% и более положительных ответов – дети удовлетворены своей половой принадлежностью | 56% |
2 | От 50% до 70% – дети удовлетворены половой принадлежностью, но больше говорят о личностных качествах, а не о половых | 42% |
3 | От 30% до 50% – у детей не определилось отношение к своему полу, дети не рассказывают о своих гендерных возможностях, безразличны к своей будущей семейной роли, профессии. | 2% |
4 | Менее 30% – дети высказывают недовольство своей половой принадлежностью, привлекательность противоположного пола видят во внешней атрибутике, с удовольствием рассказывают о возможностях противоположного пола | 0% |
Уровень технического творчества вырос незначительно, но уровень сформированности основных навыков работы с инструментами и деревом достиг отметки 48% – высокий уровень. Ребята умеют бережно и экономно расходовать материал. То, что поделки иногда лишь отдаленно напоминают те или иные предметы, не мешает, а развивает воображение. Сделанная своими руками поделка помогает бережно относиться к вещам. Такой подход к работе позволяет формировать не только исполнительскую, практическую, но и познавательную самостоятельность, процесс труда становится интересным, приносит радость. Впереди еще один учебный год, по результатам которого уже можно будет говорить о сформированном техническом творчестве старших дошкольников. Дети будут пробовать себя в роли изобретателя. Детям предоставится возможность продвигаться вперед своим путем, где педагогом ничего не будет навязываться. Воспитатель лишь создаст ситуации, научит видеть в окружающем возможности применения технических навыков. Здесь рекомендую использование следующих приемов:
- “забываю” как…
- “ошибаюсь” при показе…
- “сомневаюсь”, размышляя вслух о том, как лучше изготовить деревянное изделие, советуясь с детьми.
Литература:
- Программа формирования творческих способностей дошкольников: Пособие для педагогов детских дошкольных учреждений. – Обнинск: ООО "Росток", 1998.– 64 с.
- Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий.— М., 1961,— 535 с.
- Ускембаева М. Методики развития гендерного самосознания детей старшего дошкольного возраста.
- Чекалина А.А. О формировании “Я” мальчика и девочки, мужчины и женщины // Мир психологии. 2002. № 2
- Якиманская И. С. Воспитание сенсорной культуры труда.— М., 1969.— 80 с.
- Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 2000. С. 69