Закрепление пройденного материала по теме "Деление на двузначное и трехзначное число" в 4-м классе. Урок-сказка

Разделы: Начальная школа


Цели: совершенствовать вычислительные навыки деления и умножения многозначных чисел, умения решать текстовые арифметические задачи, умения записывать многозначные числа; развивать логическое мышление, математическую речь учащихся; воспитывать положительное отношение к труду.

Оборудование: предметные рисунки Емели, печи, Царевны, деревьев; таблица старинных мер длины; карточки с заданиями.

Ход урока

I. Организация класса.

Учитель. Сегодня на уроке предстоит сложная работа, нам понадобятся математические знания, светлый ум, смекалка. Давайте снимем усталость прошлых уроков, сделаем упражнение: встанем, поднимем плавно руки вверх, одновременно делаем вдох и поднимаемся на носочки, делаем резкий выдох, одновременно падаем на пяточки (повторить 3 раза).Давайте улыбнёмся друг другу…Ј Садитесь.

II. Объявление темы, целей урока.

Учитель. Сегодня на уроке мы вспомним то, что уже изучили по теме “ Деление на двузначное и трёхзначное число”. Наш урок будет необычный. Сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие в сказочную страну математики. Для того чтобы сделать первый шаг, надо открыть заветную дверцу.

На доске вывешены иллюстрации к сказке. Учитель читает отрывок из сказки “По щучьему веленью”. Дети угадывают название сказки.

Учитель. Мы совершим путешествие по сказке “По щучьему веленью”.

III. Устный счёт.

Учитель. Ребята, Емеле нужно добраться до тёмного леса, где заблудилась Царевна, и вывести её оттуда. Путь ему предстоит неблизкий и поэтому ему нужно запастись всем, что может пригодиться в дороге.

– Итак, Емеля едет на базар. На чём наш герой поедет? (На печке).

– Но чтобы печь тронулась её нужно “заправить”. А чем? (Дровами).

– Для этого нужно найти значение данных числовых выражений, написанных на дровах.

Учитель читает числовое выражение, дети решают устно, а решённое полено вставляют в печь.

59 : 16 = 3 (ост. 11) 75 : 25 = 3
47 : 15 = 3 (ост. 2) 45 : 15 = 3
50 : 14 = 3 (ост. 8)  

Учитель. Печь затопили, вперёд на базар.

Чтобы помочь Емеле разобраться с покупками, нам понадобиться вот эта таблица.

На доске таблица:

Старинные меры длины и веса:

1 сажень – 2 м 13 см

1 фут – 30 см 5 мм

1 пуд – 16 кг

1 аршин – 71 см

1 вершок – 4 см 4 мм

1 дюйм – 2 см 5 мм

1 гривна – 10 коп.

1 алтын – 3 коп.

Учитель. Емеля ростом 40 вершков. Сколько это сантиметров?

(Дети отвечают. 4 см 4 мм = 44 см; 44 · 40 = 1760 мм = 176 см)

Учитель. А торговец ростом в сажень. Сколько это сантиметров?

(Дети отвечают. 1 сажень = 2 м 13 см)

Учитель. На сколько сантиметров торговец выше Емели?

(Дети отвечают. 2 м 13 см = 213 см; 213 – 176 = 37 см. На 37 см торговец выше Емели)

Учитель. Емеля решил купить штаны за 40 алтынов. Сколько стоят эти штаны?

(Дети отвечают. 1 алтын = 3 коп.; 3 · 40 =120 коп. = 1 руб. 20 коп.)

Учитель. Головка сыра стоит 5 гривен, а их всего куплено 3 штуки. Сколько стоит весь сыр?

(Дети отвечают. 1 гривна = 10 коп.; 5 · 10 · 3 =150 коп. = 1 руб. 50 коп.)

Учитель. Купил Емеля ещё и сахар. Головка сахара стоит 3 гривны, а всего куплено 6. Сколько стоит весь сахар?

(Дети отвечают. 1 гривна = 10 коп.; 3 · 10 · 6 =180 коп. = 1 руб. 80 коп.)

Учитель. Емеля купил масла 1 пуд. По цене 4 гривны за 1 кг. Сколько заплатил?

(Дети отвечают. 1 гривна = 10 коп.; 1 пуд = 16 кг; 4 · 10 · 16 = 640 коп. = 6 руб. 40 коп.)

Учитель. Нужно сделать подарок Царевне: 3 аршина материи на платье по цене 6 алтынов за 1 аршин. Сколько всего заплатил Емеля?

(Дети отвечают. 1 алтын = 3 коп.; 3 · 6 = 18 коп.)

Учитель. Сколько всего заплатил Емеля за покупки?

(Учитель в ходе устного счёта записывал на доске ответы: 120 коп. + 150 коп. + 180 коп. + 640 коп. + 18 коп. = 1108 коп. = 11 руб. 08 коп.)

IV. Решение задачи.

Учитель. Много интересного на базаре увидел и узнал Емеля. Услышал он здесь слово “автомобиль”. Озадачился. Что такое? Как он действует?

Предлагаю Вам решить такую задачу и помочь Емеле разобраться в том, что же это за удивительный автомобиль, о котором он слыхом не слыхивал, видом не видывал.

“ По сухому асфальту мчится автомобиль “Волга” со скоростью 60 км/ч. В 20 метрах от автомобиля перебегает улицу пешеход. Опасно ли это?”

– О чём эта задача? Что известно в задаче?

– Можем ли мы узнать сколько метров проезжает в 1 секунду? Как это будем делать?

(Дети отвечают. 60 км = 60000 м; 1 ч = 60 мин.

60000 м: 60 мин = 1000 м / мин; 1000 м : 60 сек = 17 м / сек )

Учитель. Опасно ли это для жизни – перебегать дорогу, если между автомобилем и пешеходом 20 метров, скорость автомобиля примерно равна 17 м/ мин?

(Дети отвечают).

V. Решение примеров.

Учитель. Вот мы добрались до леса.

(На доске: деревья, под которыми числовые выражения на умножение и деление многозначных чисел. Дети решают у доски и на месте/ карточки-деревья/. Как только пример будет решён правильно, дерево “вырубается”).

Учитель. Помогли мы Емеле пройти через лес и встретиться с Царевной. Теперь пора в обратный путь. Но что случилось?

(Учитель подходит к печке, на которой сидят Емеля и Царевна).

VI. Работа по учебнику.

Учитель. Печка не может сдвинуться с места. Случилась беда – кончились дрова. Да, на дровах сегодня далеко не уедешь, нужно другое топливо. Давайте решим задачу про бензин, может быть это чем-то поможет. Прочитайте задачу № 928.

– Ч то известно? Что нужно узнать? Запишем кратко условие задачи. 

Количество литров в баке Масса 1 л бензина Общая масса бензина
“Волга” – 60 л 690 г ? на ? больше
“Москвич” – 46 л 690 г ?

1 способ. 60 · 690 – 46 · 690 = 41400 – 31740 = 9660 (г)

2 способ. (60 – 46) · 690 = 9660 (г)

Ответ: на 9660 г больше вмещает бак “Волги”, чем “Москвича”.

VII. Подведение итогов урока.

Учитель. Вот какие автомобили. Печка везёт его и Царевну. Задача выполнена и они едут быстрее и скоро будут дома. И мы, ребята, с вами тоже возвращаемся из сказки домой. Давайте посмотрим, к каким результатам мы пришли?

Подведение итогов урока, выставление и обоснование оценок.

VIII. Домашнее задание.