Цели:
- Расширить знания учащихся о птицах и представления об особенностях внешнего вида, повадках, приспособлении к среде обитания.
- Воспитывать заботливое отношение к природе.
Задачи:
- вызвать интерес к окружающему миру;
- обогащать словарный запас, развивать связную речь;
- учить детей давать полные ответы на поставленные вопросы;
- учить сравнивать, анализировать, делать выводы.
Оборудование: фонограмма с голосами птиц, записи на доске, картинки с птицами, перфокарты, учебник “Мир вокруг нас” автор А.А.Плешаков, М.Просвещение, 2006 г. проектор, электронная презентация.
Ход урока
I. Оргмомент:
Мобилизующая часть урока
(Звучит фонограмма. Дети усаживаются на места.)
Мы продолжаем наше путешествие по интереснейшему царству природы, которое называется “Животный мир” и будем продолжать открывать для себя удивительные
вещи, пытаться находить ответы на свои вопросы.
– Подумайте, что нам пригодится для успешной работы?
II. Повторение изученного:
-Вспомните, какие группы животных вы уже изучили?
-Кто такие насекомые?
-Кто такие рыбы?
III. Игра “Каждой рыбке – свой дом” (индивидуальная работа на перфокартах).
Закрасьте кружочки: речные рыбки – зелёным цветом, а морские – синим.
Окунь | море |
Карась | река |
Акула | река |
Щука | море |
Камбала | река |
Сельдь | море |
Ерш | река |
Треска | море |
IV. Игра “Кто в группе лишний ”(индивидуальная работа на карточках).
Подчеркнуть лишнего.
- Жук, снегирь, шмель.
- Белка, медведь, дятел.
- Кузнечик, бабочка, ласточка.
- Ворона, ерш, окунь.
- Комар, голубь, оса.
Проверка: Назовите одним словом животных, которых Вы подчеркнули?
-Догадались, кому сегодня посвящен урок?
(Птицам)
V. Изучение новой темы.
– Правильно, тема нашего урока “Кто такие птицы”.
– Кто такие птицы?
– Муравьишка – Вопросик встретил в лесу бабочку. Бабочка умеет летать. Значит она птица.
– Прав ли Муравьишка? Почему?
– Давайте подумаем, по какому признаку мы птиц отнесём в отдельную группу? (Тело птиц покрыто перьями.)
VI. Работа по учебнику (стр.24).
– Найдите рисунок вверху на левой странице. Каких животных вы узнали? (Летучая мышь, ночная бабочка, курица, белка).
– Что общего у всех этих животных? (Они умеют летать.)
– Можно ли их отнести к одной группе?
– Какое из нарисованных животных – птица? (Курица-птица, у неё есть крылья и тело покрыто перьями, а у остальных перьев нет.)
ОБОБЩЕНИЕ: Курица летает плохо, но её учёные-орнитологи относят к группе птиц, потому что самый главный признак этой группы– перья. Умение летать не является главным признаком.
– А вы знаете кто такие ОРНИТОЛОГИ?
– Это учёные, которые изучают птиц, наблюдают за их жизнью, повадками, знают, как выглядят птицы, чем питаются, как выхаживают птенцов.
– Давайте прочитаем вывод на стр.24.
VII. Знакомство со строением голубя.
Работа в парах.
– Рассмотрите тело птицы: 1 вариант назовёт все части птицы
2 вариант покажет на рисунке
– Что интересного знаете о голубях?
Почтовые голуби. В прошлом, когда не было радио, телефонов, самолётов, голуби-почтальоны доставляли письма.
В военные годы они передавали срочные донесения. За эти заслуги голубям даже поставлены памятники во Франции и Англии. Белый голубь считается символом любви, добра, мира.
(Дети дарят гостям голубей, выполненных в технике оригами на уроке труда.)
– Почему в учебнике перо нарисовано рядом с чернильницей?
– Много лет назад не было ручек и люди писали гусиными перьями.
(Дети пробуют писать гусиными перьями на бумаге.)
– Ребята, а что вы можете сказать об окраске перьев у птиц?
– Взгляните на Мудрую Черепаху на стр.24.
– Как она украсила себя? (Перьями)
– Чьи это перья? Отгадайте загадку:
Распустила хвост жар-птица,
Он горит и золотится,
Из заморских к нам долин
Этот хвост принёс.. .(Павлин)
– Сейчас моя помощница Настя расскажет нам о павлине (Показ картинки павлина)
ПАВЛИН
Это – ПАВЛИН, всем известный красавец. Огромный яркий хвост-веер – украшение только самцов. Самки – павлины небольшие, серые, с маленьким хохолком на голове и коротким хвостом. Оказывается, с наступлением осени перья роскошного павлиньего хвоста опадают, словно листья с деревьев. Всю зиму павлин ходит без хвоста, а весной у него вырастает новый.
– Как вы думаете, почему только у самцов яркие и красивые перья? (Чтобы привлечь самок.)
– А у самок, почему перья однотонные, серые? (Когда самки высиживают яйца, такая окраска помогает прятаться от врагов.)
Далее дети рассматривают картинки с изображением колибри, райских птиц, попугаев.
VIII. Знакомство с разнообразием птиц
(стр. 25).– Приготовьтесь внимательно слушать мои загадки и закрасьте тот кружок возле птицы, о которой идёт речь.
а) Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает.
По полям ночует,
Коноплю ворует. (Воробей)б) Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)в) Пёстрая крякушка
Ловит лягушек.
Ходит вразвалочку,
Спотыкалочку. (Утка)г) Чёрный жилет,
Красный берет.
Нос, как топор,
Хвост, как упор. (Дятел)
– Что вы знаете о дятле? (Дятел – лесной санитар. Он прилетает в сады, чтобы избавить их от вредителей)
– Что можете рассказать об этих птицах?
(Дятел, синичка, сова, воробей – зимующие птицы. Ласточка, утка — перелётные птицы).
– Тяжело бывает птицам в снежные и морозные зимы. Из 10 ,может быть, одна – две доживают до весны. Как же помочь птицам зимой? (Надо развешивать кормушки в садах.)
д) Особа всем известная
Она крикунья местная.
Увидит тучку тёмную-
Взлетит на ель зелёную!
И смотрит, словно с трона,
Забавная... (Ворона)
– А теперь я предлагаю вам послушать интересный рассказ о серой вороне. (Звучит фонограмма)
IX. Работа с учебником
(стр.25).– Рассмотрите рис. на стр.25 .Что делает Муравьишка – Вопросик?
(Он летает на дельтаплане и знакомится с новыми друзьями-птицами.)
-Вспомните, каких животных учёные называют птицами?
(Тело, которых покрыто
– Какой вопрос задаёт Муравьишка? (Все ли птицы летают?)
– Умение летать не является признаком птиц. Существуют птицы, которые не умеют летать. Прочитайте названия этих птиц (страус, пингвин.)
АФРИКАНСКИЙ СТРАУС
Это – АФРИКАНСКИЙ СТРАУС, самая большая птица в мире. Ростом страус выше человека, а весит около 90 кг. Хоть страуса и называют птицей, летать он не умеет. Однако бегает он очень быстро: посмотрите, какие у него большие сильные ноги!
ПИНГВИН
Это – ИМПЕРАТОРСКИЙ ПИНГВИН со своим детёнышем. Он самый крупный из всех пингвинов: рост его около 120 см, а весит он около 40 кг. Пингвины – самые холодостойкие птицы. Они живут в Антарктиде, на Южном полюсе. Хоть полюс и называется Южным, холодно там так же, как и на Северном. Пингвинов называют птицами, однако летать они не умеют. Их крылья больше похожи на ласты, а перья – на чешую. Раз в год пингвины линяют. Ходят они неуклюже, а вот плавают и ныряют изумительно. Под водой пингвин развивает скорость до 40 км/ч. Питаются эти птицы рыбой, рачками и моллюсками. Живут пингвины огромными колониями по нескольку тысяч птиц.
Подготовленные дети рассказывают о страусе и о пингвине.
X. Итог урока.
– Мы закончили путешествие по большому царству, которое называется “Животный мир”. Впереди нас ждёт много интересного.
– Что вы для себя открыли нового, интересного сегодня на уроке?
– Как мы находили ответы на свои вопросы? (Слушали учителя, отгадывали загадки, работали с учебником, читали выводы)
– Какое задание вам понравилось больше всего? Почему?
РЕЗЕРВ: НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.
Сложите из разрезных кусочков картинки.
– Что у вас получилось?
(У одной группы снегирь, у другой ласточки, у третьей сорока).