Урок по окружающему миру в 1-м классе. Тема: "Кто такие птицы?"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Расширить знания учащихся о птицах и представления об особенностях внешнего вида, повадках, приспособлении к среде обитания.
  • Воспитывать заботливое отношение к природе.

Задачи:

  • вызвать интерес к окружающему миру;
  • обогащать словарный запас, развивать связную речь;
  • учить детей давать полные ответы на поставленные вопросы;
  • учить сравнивать, анализировать, делать выводы.

Оборудование: фонограмма с голосами птиц, записи на доске, картинки с птицами, перфокарты, учебник “Мир вокруг нас” автор А.А.Плешаков, М.Просвещение, 2006 г. проектор, электронная презентация.

Ход урока

I. Оргмомент:

Мобилизующая часть урока

(Звучит фонограмма. Дети усаживаются на места.)

Мы продолжаем наше путешествие по интереснейшему царству природы, которое называется “Животный мир” и будем продолжать открывать для себя удивительные

вещи, пытаться находить ответы на свои вопросы.

– Подумайте, что нам пригодится для успешной работы?

II. Повторение изученного:

-Вспомните, какие группы животных вы уже изучили?

-Кто такие насекомые?

-Кто такие рыбы?

III. Игра “Каждой рыбке – свой дом” (индивидуальная работа на перфокартах).

Закрасьте кружочки: речные рыбки – зелёным цветом, а морские – синим.

Окунь море
Карась река
Акула река
Щука море
Камбала река
Сельдь море
Ерш река
Треска море

IV. Игра “Кто в группе лишний ”(индивидуальная работа на карточках).

Подчеркнуть лишнего.

  1. Жук, снегирь, шмель.
  2. Белка, медведь, дятел.
  3. Кузнечик, бабочка, ласточка.
  4. Ворона, ерш, окунь.
  5. Комар, голубь, оса.

Проверка: Назовите одним словом животных, которых Вы подчеркнули?

-Догадались, кому сегодня посвящен урок?

(Птицам)

V. Изучение новой темы.

– Правильно, тема нашего урока “Кто такие птицы”.

– Кто такие птицы?

– Муравьишка – Вопросик встретил в лесу бабочку. Бабочка умеет летать. Значит она птица.

– Прав ли Муравьишка? Почему?

– Давайте подумаем, по какому признаку мы птиц отнесём в отдельную группу? (Тело птиц покрыто перьями.)

VI. Работа по учебнику (стр.24).

– Найдите рисунок вверху на левой странице. Каких животных вы узнали? (Летучая мышь, ночная бабочка, курица, белка).

– Что общего у всех этих животных? (Они умеют летать.)

– Можно ли их отнести к одной группе?

– Какое из нарисованных животных – птица? (Курица-птица, у неё есть крылья и тело покрыто перьями, а у остальных перьев нет.)

ОБОБЩЕНИЕ: Курица летает плохо, но её учёные-орнитологи относят к группе птиц, потому что самый главный признак этой группы– перья. Умение летать не является главным признаком.

– А вы знаете кто такие ОРНИТОЛОГИ?

– Это учёные, которые изучают птиц, наблюдают за их жизнью, повадками, знают, как выглядят птицы, чем питаются, как выхаживают птенцов.

– Давайте прочитаем вывод на стр.24.

VII. Знакомство со строением голубя.

Работа в парах.

– Рассмотрите тело птицы: 1 вариант назовёт все части птицы

2 вариант покажет на рисунке

– Что интересного знаете о голубях?

Почтовые голуби. В прошлом, когда не было радио, телефонов, самолётов, голуби-почтальоны доставляли письма.

В военные годы они передавали срочные донесения. За эти заслуги голубям даже поставлены памятники во Франции и Англии. Белый голубь считается символом любви, добра, мира.

(Дети дарят гостям голубей, выполненных в технике оригами на уроке труда.)

– Почему в учебнике перо нарисовано рядом с чернильницей?

– Много лет назад не было ручек и люди писали гусиными перьями.

(Дети пробуют писать гусиными перьями на бумаге.)

– Ребята, а что вы можете сказать об окраске перьев у птиц?

– Взгляните на Мудрую Черепаху на стр.24.

– Как она украсила себя? (Перьями)

– Чьи это перья? Отгадайте загадку:

Распустила хвост жар-птица,

Он горит и золотится,

Из заморских к нам долин

Этот хвост принёс.. .(Павлин)

– Сейчас моя помощница Настя расскажет нам о павлине (Показ картинки павлина)

ПАВЛИН

Это – ПАВЛИН, всем известный красавец. Огромный яркий хвост-веер – украшение только самцов. Самки – павлины небольшие, серые, с маленьким хохолком на голове и коротким хвостом. Оказывается, с наступлением осени перья роскошного павлиньего хвоста опадают, словно листья с деревьев. Всю зиму павлин ходит без хвоста, а весной у него вырастает новый.

– Как вы думаете, почему только у самцов яркие и красивые перья? (Чтобы привлечь самок.)

– А у самок, почему перья однотонные, серые? (Когда самки высиживают яйца, такая окраска помогает прятаться от врагов.)

Далее дети рассматривают картинки с изображением колибри, райских птиц, попугаев.

VIII. Знакомство с разнообразием птиц (стр. 25).

– Приготовьтесь внимательно слушать мои загадки и закрасьте тот кружок возле птицы, о которой идёт речь.

а) Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает.
По полям ночует,
Коноплю ворует. (Воробей)

б) Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)

в) Пёстрая крякушка
Ловит лягушек.
Ходит вразвалочку,
Спотыкалочку. (Утка)

г) Чёрный жилет,
Красный берет.
Нос, как топор,
Хвост, как упор. (Дятел)

– Что вы знаете о дятле? (Дятел – лесной санитар. Он прилетает в сады, чтобы избавить их от вредителей)

– Что можете рассказать об этих птицах?

(Дятел, синичка, сова, воробей – зимующие птицы. Ласточка, утка — перелётные птицы).

– Тяжело бывает птицам в снежные и морозные зимы. Из 10 ,может быть, одна – две доживают до весны. Как же помочь птицам зимой? (Надо развешивать кормушки в садах.)

д) Особа всем известная
Она крикунья местная.
Увидит тучку тёмную-
Взлетит на ель зелёную!
И смотрит, словно с трона,
Забавная... (Ворона)

– А теперь я предлагаю вам послушать интересный рассказ о серой вороне. (Звучит фонограмма)

IX. Работа с учебником (стр.25).

– Рассмотрите рис. на стр.25 .Что делает Муравьишка – Вопросик?

(Он летает на дельтаплане и знакомится с новыми друзьями-птицами.)

-Вспомните, каких животных учёные называют птицами?

(Тело, которых покрыто

– Какой вопрос задаёт Муравьишка? (Все ли птицы летают?)

– Умение летать не является признаком птиц. Существуют птицы, которые не умеют летать. Прочитайте названия этих птиц (страус, пингвин.)

АФРИКАНСКИЙ СТРАУС

Это – АФРИКАНСКИЙ СТРАУС, самая большая птица в мире. Ростом страус выше человека, а весит около 90 кг. Хоть страуса и называют птицей, летать он не умеет. Однако бегает он очень быстро: посмотрите, какие у него большие сильные ноги!

ПИНГВИН

Это – ИМПЕРАТОРСКИЙ ПИНГВИН со своим детёнышем. Он самый крупный из всех пингвинов: рост его около 120 см, а весит он около 40 кг. Пингвины – самые холодостойкие птицы. Они живут в Антарктиде, на Южном полюсе. Хоть полюс и называется Южным, холодно там так же, как и на Северном. Пингвинов называют птицами, однако летать они не умеют. Их крылья больше похожи на ласты, а перья – на чешую. Раз в год пингвины линяют. Ходят они неуклюже, а вот плавают и ныряют изумительно. Под водой пингвин развивает скорость до 40 км/ч. Питаются эти птицы рыбой, рачками и моллюсками. Живут пингвины огромными колониями по нескольку тысяч птиц.

Подготовленные дети рассказывают о страусе и о пингвине.

X. Итог урока.

– Мы закончили путешествие по большому царству, которое называется “Животный мир”. Впереди нас ждёт много интересного.

– Что вы для себя открыли нового, интересного сегодня на уроке?

– Как мы находили ответы на свои вопросы? (Слушали учителя, отгадывали загадки, работали с учебником, читали выводы)

– Какое задание вам понравилось больше всего? Почему?

РЕЗЕРВ: НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.

Сложите из разрезных кусочков картинки.

– Что у вас получилось?

(У одной группы снегирь, у другой ласточки, у третьей сорока).