Цели урока:
- закрепить изученные случаи умножения и деления на 2,3,4,5,6,7;
- закрепить умения решать простые задачи на увеличение и уменьшение в несколько раз;
- закрепить умения решать составные задачи на нахождение площади;
- закрепить навыки решения уравнений вида а х =в, а : х =в, х : а = в;
- закрепить порядок действий в выражениях без скобок и со скобками;
- развивать логическое мышление, речь учащихся;
- воспитывать любовь к математике, стремление узнать самостоятельно что-то новое.
Оборудование: раздаточные карточки с дифференцированными заданиями для учащихся, ТСО, рисунки с изображением корабля, карты путешествия, сказочных героев.
ХОД УРОКА
- Организационный момент
- Психологический тренинг
-Сейчас у нас урок математики. Улыбнемся друг другу и нашим гостям.Настроимся на работу .Повторяйте за мной:
- Я в школе на уроке.
- Сейчас я начну учиться.
- Я радуюсь этому (пауза).
- Внимание мое растет.
- Память моя крепка.
- Я очень хочу учиться.
- Я готов к работе.
- Работаю!
- Объявление темы и цели уока.
-Сегодня у нас необычный урок, тема которого “Таблица умножения достойна уважения”. На уроке нам предстоит закрепить изученные табличные случаи умножения и деления, умения решать простые и составные задачи с действиями умножения и деления, умения решать уравнения, закрепить порядок действий в выражениях со скобками и без.
А самое главное – выяснить: нужны ли нам знания таблицы умножения, или мы можем обойтись и без них?
- Закрепление изученного материала
- Актуализация знаний учащихся.
(Стук в дверь. Вручают бандероль.)
-Ребята, на наш адрес пришла бандероль. Посмотрим, что в ней. Здесь какой-то сосуд, а в нем что-то лежит. Это записка. Прочтем ее.
ЗАПИСКА: Дорогие ребята! Приглашаю вас к себе на остров .Надеюсь на вашу помощь. Очень жду. Робинзон Крузо.
- Ребята, а вы знаете кто такой Робинзон Крузо? Это литературный герой Даниеля Дефо, который попал на необитаемый остров и прожил там много лет. А вы согласны отправиться в путешествие и помочь Робинзону?
- Карта у нас есть, а вот на чем мы отправимся в
путь? Как можно попасть на остров?
- Давайте построим корабль из наших знаний. Перед
вами на доске карточки. Они нам и помогут.
- Найдите закономерность между числами, записанными на карточках. Каждое последующее число больше предыдущего на 8.
- Расположим карточки в соответствующем порядке и выполним задания, помещенные в конвертах.
ЗАДАНИЕ 1. Блиц-опрос:
- Что такое умножение?
- Назовите компонент и результат действия умножения.
- Что показывает каждый множитель?
- Что такое деление?
- Составьте все возможные равенства с данными числами 9,6,54.
- Какие правила вы при этом используете?
- В каких случаях мы используем эти знания?
ЗАДАНИЕ 2. Дидактическая игра “Мальчики или девочки”. (Задание на внимание.)
На карточке, определенного цвета, записан табличный случай умножения или деления. Учитель читает пример, учащиеся его решают. Карточки зеленого цвета адресованы мальчикам, красного – девочкам.
ЗАДАНИЕ 3. Сравните данные выражения, не выполняя вычислений:
- 7...3 + 7 * 4...7
- 3...12 * 12+12+12+12+12+12
- 32...5 * 23...4
- 7м 28см и 782см
Обоснуйте свой выбор.
ЗАДАНИЕ 4. Составьте задачу по данному выражению: 6х8; 6х8+12.
(Расположенные по порядку карточки с заданиями, переворачиваются обратной стороной, на которой нарисован корабль)
- Задания мы все выполнили. Посмотрите, какой замечательный корабль мы построили. В путь!
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Включаю фонограмму шума морского прибоя.
-Послушайте, как плещутся волны. А вы не хотите
покупаться? Тогда давайте нырнем и немного
поплаваем.
-Нам пора отправляться дальше.
- Работа в тетрадях.
-На нашем необычном корабле необычная команда, которая состоит только из капитанов. А каждый капитан должен вести корабельный журнал, поэтому в своих тетрадях запишите дату.
- Но что происходит с нашим кораблем, кто его так сильно качает:
Вы со мною не знакомы?
Я живу на дне морском,
Голова и восемь ног,
Вот и весь я…(осьминог)
(На доске открывается рисунок с изображением осьминога)
-Ребята, он не хочет нас пропускать и
почему-то очень злится. А что он держит в
щупальцах?
- Осьминог не может решить уравнения. Давайте ему
поможем.
- Какие знания помогут нам решить эти уравнения?
Учащийся выходит к доске, читает уравнение и его решает с объяснением. Все учащиеся в тетрадях.
- 4 * Х =36
- Х * 8= 48
- 27 : Х = 3
- Осьминог повеселел, и море утихло. Мы можем
продолжать свой путь. А что мы пожелаем
осьминогу?
- Помашем ему рукой.
- А вот уже и наш остров. На берегу нас встречает
Робинзон Крузо- хозяин этого необитаемого
острова.
Магнитофонная запись: Здравствуйте, ребята! Я очень рад приветствовать вас на моем неповторимом острове. Все здесь необычно. Видите, около меня растет банановая пальма. Но на ней непростые плоды. Каждый из ее плодов поможет вам стать чуточку умнее. Для этого вам нужно сорвать банан и выполнить задание, указанное на нем. К сожалению, у меня их сорвать не получается.
(Учащийся выполняет задание на порядок действий в выражениях со скобками и без.)
- 54:6 + 5 7
- 6 ( 12-7)
- 32- 32:8
- 25 : (25 : 5)
- (32- 32) : 8
- (25 : 5) : 5
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ.
Магнитофонная запись: Молодцы ребята! Я пригласил вас, чтобы вы помогли мне справиться с одним заданием. Я никак не могу измерить площадь своего огородного участка. Сколько не складывал, все разный ответ получаю. Знаю вот точно, что длина моего участка равна 9 метрам, а ширина его в 3 раза короче. А как найти площадь не знаю. Огород ведь сажать уж скоро пора. Помогите.
(Краткое условие записано на доске.)
- Разбор задачи и запись решения.
Магнитофонная запись: Спасибо, ребята, за помощь. А что помогло вам решить так быстро эту задачу? Какой секрет вы знаете? (Ответы детей.) Я обязательно выучу таблицу умножения. До свидания!
- А нам пора возвращаться. А чтобы быстрее найти путь, рассчитаем свой маршрут.
- Дифференцированное задание по группам.
1-Я ГРУППА. Расположи ответы в порядке возрастания:
п 5х3 – 7
у 28 : 4+7
т 85 – 6х4
ь 6х2+20
Ключевое слово: п у т ь
2-Я ГРУППА. Расположи ответы в порядке возрастания:
и 7 х (13-7)
ж ( 20 : 4) х 5
т 9 х 6 - 10
л (15 + 25) :5
е 14 : 7 х 9
Ключевое слово: Л е ж и т
3-Я ГРУППА. Расположи ответы в порядке возрастания:
м 48 : (70 -62)
о 49 :7 +14
о 4 х6 : 8
й 7 х 5 – 12
д 15 :( 5 х 3)
Ключевое слово: Д о м о й
- Итог урпока.
- Наше путешествие заканчивается.
- Чему мы сегодня учились на уроке?
- Верно ли высказывание: Таблица умножения
достойна уважения?
- Почему? Для чего нам эти знания?
- Какое задание было наиболее трудным?
ЕСЛИ ХОЧЕШЬ ИЗБЕЖАТЬ
В ЖИЗНИ ПОРАЖЕНИЯ,
НУЖНО ШИБКО УВАЖАТЬ
ТАБЛИЦУ УМНОЖЕНИЯ!