Цель урока: на основании теоретических знаний о ранее изученных ядовитых и отравляющих веществах познакомить учащихся со способами их нейтрализации при авариях на химически опасных объектах. Развивать смекалку, эрудицию, быстро и четко формулировать и высказывать мысли, логически рассуждать и применять знания на практике. Воспитывать чувство сопричастности к общему делу, умение работать в коллективе.
Ход урока
- Организационный момент.
- Изучение нового материала.
Учитель: В настоящее время в промышленности и сельском хозяйстве применяют сотни тысяч различных химических веществ и соединений. Интенсивная химизация промышленных производств обусловила широкое применение сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ).
- Что это за вещества?
- Приведите примеры СДЯВ, с которыми мы знакомились на уроках химии.
Учитель: На территории Российской Федерации насчитывается более 3300 химически опасных объектов. Давайте вспомним, что это за объекты?
Химически опасные объекты располагаются почти во всех республиках, краях и областях Российской Федерации. Поволжский регион занимает третье место по числу химически опасных объектов после Центрального и Северо-Кавказского. В зонах возможного химического поражения проживает около 53 миллионов человек.
- Нельзя ли нам обойтись без таких опасных веществ?
- Приведите примеры СДЯВ, используемых в промышленности.
Чтобы исключить возможность утечки СДЯВ в целях уменьшения загрязнения окружающей среды принимаются меры по приостановке и ограничению выбросов, но несмотря на все меры безопасности, полностью исключить вероятность аварий на химически опасных объектах практически невозможно. Аварии могут быть вызваны нарушением технологии производства, правил эксплуатации оборудования, а также в результате взрыва, пожара или поломки оборудования. В связи с этим происходит неуправляемый выброс СДЯВ в виде жидкости, газа, пара или аэрозоля.
В этом году мы с вами знакомились с промышленными способами получения серной кислоты, азотной кислоты и аммиака. В промышленном производстве этих веществ используется или получается множество сильнодействующих ядовитых веществ, утечка которых может привести к серьезным негативным последствиям для человека и окружающей среды.
Давайте сначала разберем производство серной кислоты.
- Назовите, пожалуйста, что может являться сырьем для производства серной кислоты?
- Напишите, пожалуйста, уравнения реакций лежащих в основе производства серной кислоты.
- Являются ли какие-то из этих веществ ядовитыми?
- Как действует на организм сероводород?
- Какое действие оказывает на организм сернистый газ?
Целью этого урока является изучение методов нейтрализации СДЯВ при авариях на химически опасных объектах. Давайте выясним, как же можно нейтрализовать сероводород. Запишите в тетрадях заголовок: Нейтрализация сероводорода.
Газообразный сероводород горит на воздухе с образованием оксида серы (IV) и воды:
2H2S + 3O2 = 2SO2 + 2H2O
Этот метод имеет существенный недостаток – возможность возникновения пожара, а сам сероводород образует с воздухом взрывчатую смесь.
Следующее вещество, которое необходимо нейтрализовать при утечке – это сернистый газ. Запишите в тетрадях заголовок: Нейтрализация сернистого газа. Существует два способа его нейтрализации:
- Использование 10%-го раствора щелочей: SO2 + 2NaOH = Na2SO3 + H2O
- При положительных температурах можно использовать воду: SO2 + H2O = H2SO3
Недостаток этого метода – это образование кислоты, которую тоже необходимо нейтрализовать.
- Какие вещества нейтрализуют действие кислот?
- Напишите реакции нейтрализации сернистой, серной, азотной и сероводородной кислот раствором гидроксида калия в молекулярном и ионном видах.
- H2SO3 + 2KOH = K2SO3 + 2H2O
H+ + OH – = H2O - H2SO4 + 2KOH = K2SO4 + 2H2O
H+ + OH – = H2O - HNO3 + KOH = KNO3 + H2O
H+ + OH – = H2O - H2S + 2KOH = K2S + 2H2O
H+ + OH – = H2O
Учитель: Теперь разберем, какие сильнодействующие ядовитые вещества присутствуют в производстве аммиака.
- Напишите уравнение реакции, лежащее в основе производства аммиака.
- Какие из веществ являются ядовитыми?
Запишите в тетрадях заголовок: Нейтрализация аммиака.
Существует несколько способов его нейтрализации:
- Нейтрализация газа водой: NH3 + H2O = NH4OH
- Обеззараживание аммиака растворами минеральных кислот:
NH3 + HCl = NH4Cl
2NH3 + H2SO4 = (NH4)2SO4
Для этого способа можно использовать отходы, содержащие кислоты.
- При разливе жидкого аммиака для ограничения испарения, его можно засыпать слоем сыпучих материалов, но и после этого место разлива необходимо обработать водой или кислотой.
Учитель: И еще мы с вами в этом году рассматривали промышленный способ получения азотной кислоты.
- Напишите уравнения реакций получения азотной кислоты в промышленности.
- Какие СДЯВ используются в данном производстве?
Самым ядовитым из всех веществ в этом производстве является бурый газ. Этот газ при комнатной температуре превращается в тетраоксид диазота N2O4. Запишите в тетрадях заголовок: Нейтрализация бурого газа или тетраоксида диазота.
Существует два способа его нейтрализации:
- Нейтрализация газа водой:
N2О4 + H2O = HNO3 + HNO2
С последующей нейтрализацией получившихся кислот. - Нейтрализация газа растворами щелочей:
N2O4 + 2NaOH = NaNO3 + NaNO2 + H2O
Учитель: А теперь давайте поговорим о химически опасных объектах расположенных в нашем Саратове и недалеко от него. В нашем городе 14 химически опасных предприятия и 32 пожаро- и взрывоопасных. Например, ОАО “Крекинг” (рисунок 1) использует серную кислоту для очистки нефтепродуктов,
Рис. 1. ОАО “Крекинг”
ЗАО Авиазавод использует различные кислоты (в том числе азотную и соляную), АО “Техстекло”, АО “СЭПО” (рисунок 2) и другие предприятия используют аммиак.
Рис. 2 ОАО “СЭПО”
В случае аварии на одном только АО “Нитрон” (рисунок 3) возможен выброс 40 тонн хлора и 645 тонн акриловой кислоты.
Рис. 3 ОАО “Нитрон”
Как нейтрализовать кислоту вы уже знаете, а вот как быть с хлором, который раздражает слизистые оболочки дыхательных путей и легкие, вызывает сухой кашель, нарушает координацию движений, мы сейчас с вами разберем. Запишите в тетрадях заголовок: Нейтрализация хлора.
Существует несколько способов его нейтрализации:
- Основной способ нейтрализации – это взаимодействие с водой:
Cl2 + H2O = HCl + HClO
2HClO = 2HCl + O2 - Нейтрализация утечки хлора растворами щелочей:
Cl2 + 2NaOH = NaCl + NaClO + H2O
Для обеззараживания хлора можно применять химически активные реагенты, например, отходы, содержащие вещества щелочного характера.
Учитель: В наших домах тоже есть СДЯВ, например, аммиак в старых холодильниках или ртуть в термометрах. Пока термометр целый ртуть нам не вредна, но стоит его разбить, как ртуть выливается из термометра и это уже очень опасно для нашего здоровья.
Так вот, домашним заданием для вас будет, во-первых, найти в справочниках или в энциклопедиях, чем так опасна для здоровья ртуть и, во-вторых, какие методы нейтрализации ртути существуют. На следующем уроке мы с вами об этом обязательно поговорим.
- Закрепление знаний.
А сейчас давайте вспомним, о чем мы узнали сегодня на уроке.
- Что такое СДЯВ?
- В качестве чего применяют СДЯВ на химически опасных объектах?
- Зачем необходимо, как можно быстрее нейтрализовать выбросы СДЯВ?
- Какие вещества можно применять для обеззараживания выбросов СДЯВ?
Учитель: А сейчас представьте себя начальником химического производства, на котором произошла авария, в результате чего произошел выброс СДЯВ, и вам надо срочно нейтрализовать это вещество. Перед вами стоит сложнейшая задача, у I варианта одна, а у II варианта другая, скорей решайте свои задачи, в ваших руках судьба многих людей!
- I вариант: При аварии на химическом заводе произошла утечка 400кг хлора, рассчитайте массу 5%-го раствора гидроксида Na , необходимую для нейтрализации всей утечки хлора.
- II вариант: Какую массу разлившегося при аварии аммиака можно нейтрализовать 500кг отходов сернокислотного производства, содержащими 10% серной кислоты?
- Подведение итогов урока.
Выставление оценок.