Цель урока: социокультурное наполнение категорий “лес”, “уральские леса”, “тайга”.
Задачи урока:
- Формирование представлений о таежных лесах и их обитателях; знаний о том, как сберечь, сохранить природу родного края;
- Создание позитивного настроя в группах; развитие коммуникативных навыков общения в группах;
- Освоение способов работы с различными источниками;
- Развитие ориентации на бережное отношение к природе.
Материальная база:
- учебник “Мир родного Урала” авторы И.Я. Мурзина, Т.М. Наумова; издательство Екатеринбург 2005г;
- Аудиокассета с записями “Голоса птиц”, “Утро в лесу”;
- Видеокассета “Природные зоны России. Зона лесов”;
- Телевизор, DVD.
Ход урока
I этап. Присоединение.
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада встрече с вами. Мы продолжаем изучать с вами раздел “Родные просторы”. А тему нашего урока вы назовете сами, когда отгадаете загадку.
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт,
Заходи в зеленый дом – чудеса увидишь в нем. (Лес)
Верно. Сегодня на уроке мы будем любоваться красотой леса, прислушаемся к его звукам, почувствуем, что наши сердца наполняются желанием сохранять, беречь лесные просторы.
II этап. Основная часть.
Звучит аудиозапись “Голоса птиц”.
Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою ночью темной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре, весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица?
Все открой - не утаи: ты же видишь - мы свои.
(С.Погореловский)
Демонстрация видеофрагмента “Природные зоны России. Зона лесов”
- Беседа.
- В какое время года изображен лес? Чем он отличается в разное время?
- Какие деревья растут в лесу? Видны ли в лесу вековые деревья?
- Какие деревья растут в лесу, где мы были на прогулке? (Ель, сосна, береза, кедр, осина и лиственница) <Приложение 1>
- Каких птиц слышно в лесу? Какие животные здесь обитают?
- Мы с вами были в лесу, который расположен недалеко от человеческого жилья. А какой лес дальше?
Лес, русский лес: сосны, ели, осины, березы.
Лес, русский лес: здесь Снегурочка бродит с Морозом.
Лес, русский лес: здесь в чащобах лесных столько тайн и чудес!
Лес! Лес! Лес!
Стихотворение на фоне аудиозаписи “Утро в лесу”.
- Работа учащихся с учебником “Мир родного Урала”. Чтение текста “В таежных дебрях” (стр. 51 – 53).
Беседа с учащимися.
- Какая она - тайга? Кого увидели?
- Что услышали в лесной чаще?
- Какие чувства испытали?
- Ресурсный круг.
- Беседа с учащимися:
- Почему человек издавна любит лес?
- Как лес помогает человеку?
- Вопрос ресурсного круга: Чем вам дорог лес? (Дети высказывают свое мнение, передавая маленькую мягкую игрушку медведя – образ хозяина тайги).
- Рефлексия. Подведение итогов.
- Какие чувства вы испытываете, когда бываете в лесу?
- Какие желания возникают, когда вы находитесь в лесу? (беречь лес)
- Самостоятельная работа учащихся.
- Подготовительный этап.
(Стихотворение читает учитель)
Есть просто храм, есть храм науки,
А еще есть природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
Будущее леса – в руках человека. Мы должны научиться беречь лес. Что значит беречь лес? (Значит, не мешать ему, помогать, создавать условия для его жизни).
- Индивидуальная работа учащихся.
Задание: Подумай, какие добрые дела сможешь сделать ты для леса сейчас и в будущем (запиши свои предложения на листе бумаги).
- Работа в группах. Обсуждение, принятие совместного решения, оформление результата работы.<Приложение 2>
- Выступление групп.<Приложение 3>
- Рефлексия. Подведение итогов.
- Все ли дела добрые? Почему?
- Какое доброе дело нравится больше всего? Запишите на странице своей Первой Книги те дела, которые на ваш взгляд являются самыми важными, ценными.
- Заключение. Итог урока (слово учителя)
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь….
Все это называется природа,
Давайте же всегда ее беречь!
Урок наш закончился. Мне хотелось бы узнать ваше мнение о сегодняшней работе. Закончи предложения.
- Сегодня на уроке мне……..
- Мне понравилось………….
- Мне хотелось поблагодарить………
СПАСИБО ЗА УРОК!
Литература
- “Урал. Человек. Истоки” - педагогический альманах. Книга 1,2,4. Ответственные редакторы: О.В. Деникаева, И.А. Кузьмин, Е.С. Разумейко. Екатеринбург. Центр “Учебная книга” 2004, 2005,2007годы.
- “Урал. Человек. Истоки” - программа обучения 1 -4классы. Составители: А.И. Долгушина, Е.И.Комлева и другие. Екатеринбург. Центр “Учебная книга” 2006г.