Методическая разработка урока по образовательной программе "Урал. Человек. Истоки"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: социокультурное наполнение категорий “лес”, “уральские леса”, “тайга”.

Задачи урока:

  • Формирование представлений о таежных лесах и их обитателях; знаний о том, как сберечь, сохранить природу родного края;
  • Создание позитивного настроя в группах; развитие коммуникативных навыков общения в группах;
  • Освоение способов работы с различными источниками;
  • Развитие ориентации на бережное отношение к природе.

Материальная база:

  • учебник “Мир родного Урала” авторы И.Я. Мурзина, Т.М. Наумова; издательство Екатеринбург 2005г;
  • Аудиокассета с записями “Голоса птиц”, “Утро в лесу”;
  • Видеокассета “Природные зоны России. Зона лесов”;
  • Телевизор, DVD.

Ход урока

I этап. Присоединение.

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада встрече с вами. Мы продолжаем изучать с вами раздел “Родные просторы”. А тему нашего урока вы назовете сами, когда отгадаете загадку.

Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт,
Заходи в зеленый дом – чудеса увидишь в нем. (Лес)

Верно. Сегодня на уроке мы будем любоваться красотой леса, прислушаемся к его звукам, почувствуем, что наши сердца наполняются желанием сохранять, беречь лесные просторы.

II этап. Основная часть.

Звучит аудиозапись “Голоса птиц”.

Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою ночью темной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре, весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица?
Все открой - не утаи: ты же видишь - мы свои.
(С.Погореловский)

Демонстрация видеофрагмента “Природные зоны России. Зона лесов”

  1. Беседа.
  • В какое время года изображен лес? Чем он отличается в разное время?
  • Какие деревья растут в лесу? Видны ли в лесу вековые деревья?
  • Какие деревья растут в лесу, где мы были на прогулке? (Ель, сосна, береза, кедр, осина и лиственница) <Приложение 1>
  • Каких птиц слышно в лесу? Какие животные здесь обитают?
  • Мы с вами были в лесу, который расположен недалеко от человеческого жилья. А какой лес дальше?

Лес, русский лес: сосны, ели, осины, березы.
Лес, русский лес: здесь Снегурочка бродит с Морозом.
Лес, русский лес: здесь в чащобах лесных столько тайн и чудес!
Лес! Лес! Лес!

Стихотворение на фоне аудиозаписи “Утро в лесу”.

  1. Работа учащихся с учебником “Мир родного Урала”. Чтение текста “В таежных дебрях” (стр. 51 – 53).

Беседа с учащимися.

  • Какая она - тайга? Кого увидели?
  • Что услышали в лесной чаще?
  • Какие чувства испытали?
  1. Ресурсный круг.
  1. Беседа с учащимися:
  • Почему человек издавна любит лес?
  • Как лес помогает человеку?
  1. Вопрос ресурсного круга: Чем вам дорог лес? (Дети высказывают свое мнение, передавая маленькую мягкую игрушку медведя – образ хозяина тайги).
  2. Рефлексия. Подведение итогов.
  • Какие чувства вы испытываете, когда бываете в лесу?
  • Какие желания возникают, когда вы находитесь в лесу? (беречь лес)
  1. Самостоятельная работа учащихся.
  1. Подготовительный этап.

(Стихотворение читает учитель)

Есть просто храм, есть храм науки,
А еще есть природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.

Будущее леса – в руках человека. Мы должны научиться беречь лес. Что значит беречь лес? (Значит, не мешать ему, помогать, создавать условия для его жизни).

  1. Индивидуальная работа учащихся.

Задание: Подумай, какие добрые дела сможешь сделать ты для леса сейчас и в будущем (запиши свои предложения на листе бумаги).

  1. Работа в группах. Обсуждение, принятие совместного решения, оформление результата работы.<Приложение 2>
  2. Выступление групп.<Приложение 3>
  3. Рефлексия. Подведение итогов.
  • Все ли дела добрые? Почему?
  • Какое доброе дело нравится больше всего? Запишите на странице своей Первой Книги те дела, которые на ваш взгляд являются самыми важными, ценными.
  1. Заключение. Итог урока (слово учителя)

Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь….
Все это называется природа,
Давайте же всегда ее беречь!

Урок наш закончился. Мне хотелось бы узнать ваше мнение о сегодняшней работе. Закончи предложения.

  • Сегодня на уроке мне……..
  • Мне понравилось………….
  • Мне хотелось поблагодарить………

СПАСИБО ЗА УРОК!

Литература

  1. “Урал. Человек. Истоки” - педагогический альманах. Книга 1,2,4. Ответственные редакторы: О.В. Деникаева, И.А. Кузьмин, Е.С. Разумейко. Екатеринбург. Центр “Учебная книга” 2004, 2005,2007годы.
  2. “Урал. Человек. Истоки” - программа обучения 1 -4классы. Составители: А.И. Долгушина, Е.И.Комлева и другие. Екатеринбург. Центр “Учебная книга” 2006г.