Внеклассное мероприятие "Химическая викторина". 9-й класс

Разделы: Химия

Класс: 9


Эксперимент в начале игры “Химический вулкан”

1 КОНКУРС: Разминка (по 1 баллу за правильный ответ)

  • Что называют электролитической диссоциацией?
  • Что такое степень диссоциации?
  • Какие вещества называют электролитами? Примеры
  • Какие вещества называют неэлектролитами? Примеры
  • Какие электролиты называют сильными? Примеры
  • Какие электролиты называют слабыми? Примеры
  • Что такое реакции ионного обмена?
  • Условия необратимости реакций ионного обмена.
  • Как называют положительно заряженные ионы?
  • Как называют отрицательно заряженные ионы?
  • Как изменит цвет метилоранж в растворе соляной кислоты?
  • Как изменит цвет фенолфталеин в растворе серной кислоты?
  • Как изменит цвет лакмус в растворе гидроксида натрия?

2 КОНКУРС: Загадки химика (по 10 баллов за правильный ответ)

Учитель демонстрирует эксперименты и озвучивает свои действия, а затем предлагает назвать используемые в опыте вещества, объяснить сущность процессов и составить уравнения реакций. (3 – 4 мин)

Опыт 1.

В двух стаканах разные бесцветные растворы, к каждому добавляем 4 – 5 капель фенолфталеина, а затем приливаем третий бесцветный раствор:

  1. Какие растворы использовались в эксперименте?
  2. Напишите уравнения молекулярных и ионных реакций.

Рис. 1

Опыт 2.

В двух стаканах находятся растворы разных солей, доливаем бесцветный раствор:

  1. Какие растворы использовались в эксперименте?
  2. Напишите уравнения молекулярных и ионных реакций.

Рис. 2

Опыт 3.

В двух стаканах находятся растворы двух солей, в каждый стакан добавляем 4 – 5 капель матилоранжа:

  1. Какие растворы использовались в эксперименте?
  2. Напишите уравнения молекулярных и ионных реакций.

Рис. 3

Опыт 4.

Выполняя практическую работу ученик прилил к раствору карбоната калия раствор хлорида кальция, затем последовательно в тот же стакан добавлял растворы соляной кислоты, нитрата серебра, сульфата железа (III), гидроксида натрия. После этого он попытался понять, что же у него в стакане. Представьте информацию в виде молекулярных и ионных уравнений реакций.

3 КОНКУРС: Головоломка (по 2 балла за правильное название)

Рис. 4

Расположите названия химических элементов: Si, Mg, Li, Sb, Hg, P, Mn, Ba, так чтобы в выделенном вертикальном столбце  можно было прочесть фамилию ученого – создателя ТЭД. (Время 4 мин).

Пока команды отгадывают головоломку для болельщиков кроссворд на доске:

Рис. 5

  1. Вещество, при диссоциации которого образуются анионы гидроксо-группы.
  2. Реакция обмена между солью и водой.
  3. Вещество, раствор или расплав которого не проводит электрический ток.
  4. Вещество, раствор или расплав которого проводит электрический ток.
  5. Положительно заряженный ион.
  6. Отрицательно заряженный ион.
  7. Индикатор, который в кислотах меняет цвет на красный, а в щелочах на синий.
  8. Распад электролитов на ионы при растворении в воде.

Если все слова отгадали верно, то в выделенном столбце, прочитаете фамилию ученого, удостоенного Нобелевской премии “В признание особого значения ТЭД для развития химии”.

4 КОНКУРС: Конкурс капитанов (по 1 баллу за один правильный вариант)

Установите закономерность подбора формул веществ в первом и втором рядах и допишите третий ряд. (5 мин)

1 вариант

 

1. H2SO4 Na2SO4 ZnSO4
2. HNO3 Ba(NO3)2  Al(NO3)3
3. HCl ? ?  ? ?

2 вариант

1. Ba(OH)2 HCl BaCl2
2. KOH H2SO4 K2SO4
3. ? ? ?

3 вариант

1. Cu(OH)2 H2SO4 CuSO4
2. Al(OH)3 HCl AlCl3
3. Fe(OH)3 ? ?

Пока капитаны отвечают на вопросы, демонстрируется эксперимент “Кровь без раны”.

5 КОНКУРС: Химическая викторина (по 5 баллов за правильный ответ)

На вопросы отвечает та команда, которая первая подняла руку.

  1. Водные растворы каких веществ хорошо проводят электрический ток, но фенолфталеин не изменяет в них своей окраски?
  2. Чем отличается природа электрического тока в электролитах и в металлах?
  3. Твердое водородное соединение, в огне не горит и в воде не тонет. В твердом состоянии существует при температуре ниже 0оС. О каком водородном соединении идет речь?
  4. Лаборант, проводя анализ бесцветного раствора, не содержащего осадка, определил наличие следующих ионов: K+, NO3-, Cu2+, S2-, Ba2+. Какие ошибки он допустил?
  5. Почему при растворении нитрата серебра в водопроводной воде, раствор этой соли имеет осадок белого цвета?
  6. В дистиллированной воде приготовили настой лечебных плодов шиповника, черники, калины. Настой стал проводить электрический ток. Почему?
  7. Если встать в лужу, в которой лежит провод, находящийся под напряжением, можно получить смертельный удар током. Значит, вода проводит электрический ток? Ответ поясните.

Объявляются результаты, награждаются призеры: участники команд получают в качестве призов небольшие таблицы растворимости, а наиболее активные болельщики – сладкие призы..

На финал эксперимент “Самовоспламеняющаяся жидкость”.