Цели урока:
- Познакомить с писательской деятельностью Сергея Воронина, с его литературной сказкой “Храбрый клоун”.
- Формировать правильную читательскую деятельность, через обдумывание предстоящего чтения, прогнозирование, осмысление читаемого в процессе и по окончании прочтения.
- Формировать умение работать самостоятельно, в парах, группах, фронтально.
- Развивать творческие способности, через задания, обучающие иллюстрированию (словесному, музыкальному); выразительное чтение.
- Развивать речь, воображение, память, логическое мышление; расширять словарный запас (формировать умение работать с толковым словарём).
- Воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки; понимание того, что в любой ситуации необходимо оставаться самим собой – настоящим человеком.
Ход урока
- Сообщение темы и целей урока.
(Звучит муз. оформление “Звуки улицы”)
Однажды, гуляя по улице, я случайно набрела на МАСТЕРСКУЮ КУКОЛ. Я подошла к двери и прислушалась. За дверью раздавались взволнованные голоса, куклы перебивая друг друга рассказывали захватывающую историю о … А впрочем, об этом чуть – чуть позже. (Открывается доска)
Эту историю услышал и пересказал писатель Сергей Воронин, а называется сказка “Храбрый клоун”.
- Первичное восприятие.
Перед тем как и мы с вами окунёмся в мир сказки, давайте подготовимся, чтобы показать себя достойными читателями.
Задания перед чтением:
Карточка задание № 1.
- Рассмотрите портреты писателей.
- Узнайте, кто на них изображён.
- Найдите портрет неизвестного вам человека.
Это писатель Сергей Воронин.
<Рисунок 1>
Карточка задание № 2.
- Рассмотрите картинки.
- Узнайте, что на них нарисовано.
- Соедините иллюстрацию со словом – названием.
<Рисунок 2 >
Карточка задание № 3.
- Прочитайте слова, записанные на карточке.
- Попробуйте сформулировать значение данных слов, основываясь на собственном опыте.
(Карточка из рисунка 1)
Карточка задание № 4.
- Прочитайте слова, записанные на карточке.
- Найдите их значение в толковом словаре.
- Приготовьтесь прочитать вслух.
(Карточка из рисунка 1)
Карточка задание № 5.
- Прочитайте название произведения.
- Предположите, кто может стать героем данного рассказа.
- Рассмотрите предложенные вам иллюстрации.
- Выберите предполагаемых участников событий данного литературного произведения.
<Рисунок 3>
Задание для оставшихся учащихся:
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ:
- Читай целыми словами.
КРИК-КРИКНУЛА-ВСКРИКНУЛА
- Читай внимательно.
УВИДЕЛ- УВИДАЛ
ЗАРЫЛАСЬ-ЗАКРЫЛАСЬ
-Чем отличаются данные слова?
- Читай правильно.
ПОЖАЛУЙСТА, ДОБРАТЬСЯ.
Проверка выполненных заданий по группам.
- Портрет + небольшой рассказ учителя о С.Воронине
- Толкователи по картинкам.
- Толкователи. (опыт)
- Толковый словарь.
Особое внимание уделяем слову ЛИТАВРЫ (муз. фрагмент со звучанием данного инструмента)
- Герои рассказа.
Тренировочные упражнения для всех.
Читай первый раз плавно, по слогам, затем – целыми словами.
СПУС-КАЙ-ТЕСЬ — СПУСКАЙТЕСЬ
ПО-ПА-ДА-ЛОСЬ — ПОПАДАЛОСЬ
ПРЕ-КРАС-НО — ПРЕКРАСНО
ВОЛ-НЕ-НИ-Е — ВОЛНЕНИЕ
ИС-ТЕР-ЗАН-НЫЙ — ИСТЕРЗАННЫЙ
ВОС-ХИ-ЩА-ЛИСЬ — ВОСХИЩАЛИСЬ
Чтение самостоятельно детьми до слов …Сверкали зубы…(Слабо читающий ученик читает одновременно с записью данного отрывка на магнитофоне. Используются наушники. “чтение в установленном темпе”)
Дальше читает учитель.
- Понравилась ли вам сказка?
- Всех ли героев мы видим на доске?
Вернуться к слову ЛИТАВРЫ. (Звенели, а они гремели. Автор добавил звуки в момент боя, чтобы усилить впечатление)
ФИЗМИНУТКА – УПРАЖНЕНИЕ ПОД МУЗЫКУ ВАЛЬСА
- Повторное чтение и литературно-художественный анализ текста.
Карточка задание № 6.
- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике.
- Найдите в тексте предложение или отрывок, в котором описывается изображённое на картинке событие.
- Приготовьтесь прочитать вслух.
Карточка задание № 7.
- Прослушайте музыкальный фрагмент.
- Подумайте, какое событие рассказа могло бы произойти под это музыкальное сопровождение.
- Приготовьтесь прочитать вслух.
(Используется муз. фрагмент из балета “Щелкунчик” - “Мышиный король”)
Карточка задание № 8.
- Прочитайте предложенные вам пословицы.
- Подумайте, которые из них передают основной смысл данного литературного произведения.
- Приготовьтесь представить свою точку зрения на обсуждение класса.
<Рисунок 4>
Карточка – задание № 14.
- Внимательно прочитайте рассказ.
- Рассмотрите иллюстрации.
- Установите порядок происходящих событий.
- Разложите иллюстрации в нужном порядке.
(Работа с деформированным картинным планом – иллюстрации к произведению)
Дополнительные вопросы:
Карточка задание № 9.
|
Карточка задание № 10.
Задание для оставшихся без задания ребят. |
Задание для оставшихся без задания ребят.
Карточка задание № 11.
|
Карточка задание № 12.
|
Карточка – задание № 13.
|
Проверка работы групп.
- Подведение итогов:
О чём самом главном хотел сказать автор своим произведением?
Д/з стр. 114-115 приготовиться к выразительному чтению, задание по тетради.