Урок обучения грамоте по теме "Парные согласные. Звуки [в-в'], [ф-ф'], обозначение буквами"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Закреплять знания детей о парных согласных. Умение их выделять в словах. Формировать понятие родственные слова.
  • Развивать навык правильного, слогового, сознательного чтения через различные виды упражнений: жужжащее чтение, чтение в установленном темпе, тренировочные упражнение, фронтальное чтение вслух.
  • Развивать умение делить слова на слоги, находить ударный слог.
  • Развивать орфографическую зоркость, умение определять слабую безударную позицию, подбирать проверочные слова.
  • Развивать фонематический слух через работу со звуковыми схемами.
  • Развивать мышление, через постановку логических задач, работу с деформированными словами; развивать внимание, речь, память.
  • Воспитывать умение работать самостоятельно, в группах (парах) – воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности.
  • Воспитывать аккуратность, собранность.

ХОД УРОКА

  1. Сообщение темы и целей урока.

Пихологический момент

Дети, взявшись за руки, произносят девиз:

Нам преграды не страшны,
Потому что мы дружны.

Звучит музыкальный фрагмент “Песня смелого моряка”.

- В старом бабушкином сундуке я обнаружила подзорную трубу и подумала: “А почему бы нам с вами не отправиться в морское путешествие?!” Итак, свистать всех наверх, отправляемся в плавание. (Учитель надевает на себя фуражку и тельняшку). Сегодня я буду вашим капитаном и товарищем. Вместе мы преодолеем все препятствия.

Учитель знакомит детей с картой путешествия.

  1. Закрепление

1 задание. Собираемся в путь.

Из данных на доске слов, выбрать только те, которые обозначают предметы, необходимые в путешествии. Записать их в путевой лист, располагая по количеству слогов, с одного и по возрастающей.

КОМПАС, КАРТА, ЯБЛОКО, БИНОКЛЬ, ЛОЖКА, ЗЕРКАЛО, СПИЧКИ, УДОЧКА, НОЖ, КУКЛА, ВОДА, ЙОД.

Работаем в парах, обсуждая задание с соседом по парте. Затем проводится фронтальная проверка на доске под руководством учителя.

Итак, нам встречается первое препятствие “УДАРНАЯ ВОЛНА”

2 задание.

Прочитайте слова на карточке. Найдите слова с первым ударным слогом и обозначьте их в путевом листе соответствующим цветом. (См. в приложении 1 карточку с данным заданием).

Контроль осуществляется в парах. Дети обмениваются путевыми листами и проверяют работу соседа, исправляя ошибки. Затем возвращают работы и самостоятельно проверяют задание ещё раз, сверяя с работой учителя на доске.

- А вот путь нам преграждает “ЗВУКОВОЙ АЙСБЕРГ”.

3 задание.

Сделать звуковой анализ слов. Работаем в парах или самостоятельно по необходимости.

Задание дифференцировано, по степени подготовленности учащихся.

ВАФЛИ ВАФЛИ ВАФЛИ
  ФРУКТЫ ФРУКТЫ
    ВОДА

Фронтальный контроль. На доске записана схема слова ВАФЛИ. Звуковой анализ выполнен не верно. Детям предлагается проверить учителя и исправить ошибки. Затем выделяется первый и третий звуки этого слова, им даётся характеристика.

- А какими буквами на письме обозначаются эти звуки?

Чтение в установленном темпе стихотворений о буквах В и Ф в Азбуке на стр. 90.

- Наше путешествие продолжается. И мы приближаемся к ОСТРОВУ ПАРНЫХ СОГЛАСНЫХ. Но прежде, чем сойти на берег нам необходимо размяться. Проводится физминутка под музыку на тему урока.

4 задание.

В путевом листе найдите парные согласные, соедините их, звонкие обведите.

Д О Т З К С Ф Г В

Работаем в парах. Фронтальный контроль. Дети находят среди согласных “шпиона” - это гласная О. Закрепление теоретического материала через жужжащее чтение “Песенки согласных” в Азбуке на стр. 88

- Внимание! Внимание! Спасите утопающего.

5 задание. Спасательный круг.

Среди троек слов найти лишнее, доказать. Разделить слова на слоги, обозначить ударный слог. Определить безударную (слабую) позицию гласного. Спасти утопающего, подобрав проверочное слово.

Кроме того, в задании закрепляется понятие РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА.

ВОЗИЛ ВОДИТ ФОНАРИ
ВОЗОК ВОДА СВЕТИТ
ВОЗДУХ ВОДНЫЙ ФОНАРИК

Дети выясняют, что слова в 3-м столбике спасти может только орфографический словарь, т.к. там безударный гласный непроверяемый ударением. В данном задании работаем все.

- В пути можно заблудиться, а указать верный путь может настоящий друг.

6 задание. Укажи путь.

Взаимодиктант.

Сначала ученик, сидящий на 1 варианте, диктует соседу предложение, записанное в его путевом листке. Ученик, сидящий на 2 варианте, пишет под диктовку соседа, не имея возможности подсмотреть в текст. Затем это задание выполняет другой ученик. После чего учащиеся обмениваются путевыми листами и проверяют работу соседа, оценивают её выполнение (без использования эталона). Затем учащиеся снова обмениваются работами и проверяют ещё раз каждый свою работу, уже сверяя свою запись с записью в путевом листе. Исправляют ошибки и оценивают свою работу ещё раз.

После урока учитель ещё раз проверяет работы детей и делает выводы об умении писать под диктовку, диктовать текст, проверять его с использованием эталона и без него, оценивать себя и товарища.

Наше путешествие подходит к концу. Мы уже готовы причалить к пристани, но страшная акула преградила нам дорогу. Если же мы сможем собрать из данных букв слово, то мы сможем удачно закончить наше путешествие.

7 задание. Построй мостик.

О Л М О Е Ц Д (молодец)

  1. Итог урока.

-Итак, мы достойно прошли все испытания. И в подарок Волшебница Речь преподносит вам Потешки – весёлые стишки.

Чтение учителем в Азбуке на стр.91