Цели урока:
- Закреплять знания детей о парных согласных. Умение их выделять в словах. Формировать понятие родственные слова.
- Развивать навык правильного, слогового, сознательного чтения через различные виды упражнений: жужжащее чтение, чтение в установленном темпе, тренировочные упражнение, фронтальное чтение вслух.
- Развивать умение делить слова на слоги, находить ударный слог.
- Развивать орфографическую зоркость, умение определять слабую безударную позицию, подбирать проверочные слова.
- Развивать фонематический слух через работу со звуковыми схемами.
- Развивать мышление, через постановку логических задач, работу с деформированными словами; развивать внимание, речь, память.
- Воспитывать умение работать самостоятельно, в группах (парах) – воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности.
- Воспитывать аккуратность, собранность.
ХОД УРОКА
- Сообщение темы и целей урока.
Пихологический момент
Дети, взявшись за руки, произносят девиз:
Нам преграды не страшны,
Потому что мы дружны.
Звучит музыкальный фрагмент “Песня смелого моряка”.
- В старом бабушкином сундуке я обнаружила подзорную трубу и подумала: “А почему бы нам с вами не отправиться в морское путешествие?!” Итак, свистать всех наверх, отправляемся в плавание. (Учитель надевает на себя фуражку и тельняшку). Сегодня я буду вашим капитаном и товарищем. Вместе мы преодолеем все препятствия.
Учитель знакомит детей с картой путешествия.
1 задание. Собираемся в путь.
Из данных на доске слов, выбрать только те, которые обозначают предметы, необходимые в путешествии. Записать их в путевой лист, располагая по количеству слогов, с одного и по возрастающей.
КОМПАС, КАРТА, ЯБЛОКО, БИНОКЛЬ, ЛОЖКА, ЗЕРКАЛО, СПИЧКИ, УДОЧКА, НОЖ, КУКЛА, ВОДА, ЙОД.
Работаем в парах, обсуждая задание с соседом по парте. Затем проводится фронтальная проверка на доске под руководством учителя.
Итак, нам встречается первое препятствие “УДАРНАЯ ВОЛНА”
2 задание.
Прочитайте слова на карточке. Найдите слова с первым ударным слогом и обозначьте их в путевом листе соответствующим цветом. (См. в приложении 1 карточку с данным заданием).
Контроль осуществляется в парах. Дети обмениваются путевыми листами и проверяют работу соседа, исправляя ошибки. Затем возвращают работы и самостоятельно проверяют задание ещё раз, сверяя с работой учителя на доске.
- А вот путь нам преграждает “ЗВУКОВОЙ АЙСБЕРГ”.
3 задание.
Сделать звуковой анализ слов. Работаем в парах или самостоятельно по необходимости.
Задание дифференцировано, по степени подготовленности учащихся.
ВАФЛИ | ВАФЛИ | ВАФЛИ |
ФРУКТЫ | ФРУКТЫ | |
ВОДА |
Фронтальный контроль. На доске записана схема слова ВАФЛИ. Звуковой анализ выполнен не верно. Детям предлагается проверить учителя и исправить ошибки. Затем выделяется первый и третий звуки этого слова, им даётся характеристика.
- А какими буквами на письме обозначаются эти звуки?
Чтение в установленном темпе стихотворений о буквах В и Ф в Азбуке на стр. 90.
- Наше путешествие продолжается. И мы приближаемся к ОСТРОВУ ПАРНЫХ СОГЛАСНЫХ. Но прежде, чем сойти на берег нам необходимо размяться. Проводится физминутка под музыку на тему урока.
4 задание.
В путевом листе найдите парные согласные, соедините их, звонкие обведите.
Д О Т З К С Ф Г В
Работаем в парах. Фронтальный контроль. Дети находят среди согласных “шпиона” - это гласная О. Закрепление теоретического материала через жужжащее чтение “Песенки согласных” в Азбуке на стр. 88
- Внимание! Внимание! Спасите утопающего.
5 задание. Спасательный круг.
Среди троек слов найти лишнее, доказать. Разделить слова на слоги, обозначить ударный слог. Определить безударную (слабую) позицию гласного. Спасти утопающего, подобрав проверочное слово.
Кроме того, в задании закрепляется понятие РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА.
ВОЗИЛ | ВОДИТ | ФОНАРИ |
ВОЗОК | ВОДА | СВЕТИТ |
ВОЗДУХ | ВОДНЫЙ | ФОНАРИК |
Дети выясняют, что слова в 3-м столбике спасти может только орфографический словарь, т.к. там безударный гласный непроверяемый ударением. В данном задании работаем все.
- В пути можно заблудиться, а указать верный путь может настоящий друг.
6 задание. Укажи путь.
Взаимодиктант.
Сначала ученик, сидящий на 1 варианте, диктует соседу предложение, записанное в его путевом листке. Ученик, сидящий на 2 варианте, пишет под диктовку соседа, не имея возможности подсмотреть в текст. Затем это задание выполняет другой ученик. После чего учащиеся обмениваются путевыми листами и проверяют работу соседа, оценивают её выполнение (без использования эталона). Затем учащиеся снова обмениваются работами и проверяют ещё раз каждый свою работу, уже сверяя свою запись с записью в путевом листе. Исправляют ошибки и оценивают свою работу ещё раз.
После урока учитель ещё раз проверяет работы детей и делает выводы об умении писать под диктовку, диктовать текст, проверять его с использованием эталона и без него, оценивать себя и товарища.
Наше путешествие подходит к концу. Мы уже готовы причалить к пристани, но страшная акула преградила нам дорогу. Если же мы сможем собрать из данных букв слово, то мы сможем удачно закончить наше путешествие.
7 задание. Построй мостик.
О Л М О Е Ц Д (молодец)
- Итог урока.
-Итак, мы достойно прошли все испытания. И в подарок Волшебница Речь преподносит вам Потешки – весёлые стишки.
Чтение учителем в Азбуке на стр.91