Урок русского языка во 2-м классе "Правописание слов с парными согласными"

Разделы: Начальная школа


Цель: Формирование орфографического навыка написания слов с парными согласными в корне слова.

Задачи:

  • Обучать учащихся находить способ проверки слов с парными согласными;
  • формировать умения применять полученные знания по изучаемой теме;
  • развивать внимание, мышление, речь учащихся, стремления к познанию нового;
  • прививать положительный интерес к учебной деятельности;
  • воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Оборудование и материалы к уроку: Магнитола, СD диск с записью песни “ Любитель-рыболов” (сл. А.Барто, муз. М.Старокадомского), Большая Детская энциклопедия (статья “Рыбы”), картинки с изображениями рыб, карточка-самопроверка для письма по памяти.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку.

  1. Чистописание.
  • Используя “воздушную” пропись, напишите заглавные буквы И, Ц, Ш, Щ, У, Ч.
  • Назовите схожие элементы. Запишите буквы красиво в тетрадь на одной строке.
  • Дайте характеристики звукам, которые они обозначают. Объедините в группы.
  • Напишите на другой строке слова - имена собственные, начинающиеся с гласной буквы.
  • Что обозначают ваши слова? (Имена, клички животных, географические названия)
  1. Актуализация знаний

Отгадайте загадку.

Рано солнце в небе всходит,
Всех нас греет время это.
Каждый год оно приходит
И зовётся, - верно …(Лето).

(Учитель показывает иллюстрацию на тему “Лето. Рыбалка ”.)

Помечтаем о лете, о теплом и зеленом времени года, о предстоящей рыбалке. Составьте несколько предложений по иллюстрации.

(Дети составляют 4-5 связных предложений).

  1. Словарная работа.

Подскажите, что нам необходимо для удачной рыбалки? Проверим снасти и то, какие вы удачливые рыбаки. А снасти и рыбки будут необычные. Снасти - ручка, карандаш, а рыбки- гласные буквы.

а) Спишите слова, вставив пропущенные буквы-“рыбки”. Определите ударный слог, поставьте ударение, подчеркните буквы, требующие внимания. Можно ли их проверить?

М...дв...дь, с...б...к..., л...с...ц... , в...р...б...й, з.......ц, в...р...н , б...р...з...

(Вместо точек необходимо прикрепить магнитные рыбки, закрывающие буквы. После написания слова, рыбка снимается в ведро.)

  • На какие вопросы отвечают слова? Какими темами можно объединить некоторые слова? (Требуют запоминания. Названия животных и др.)
  • Найдите лишнее слово? (Берёза-дерево, обозначает неодушевлённый предмет, остальные слова - названия животных, обозначают одушевлённые предметы).

б) Выполните звукобуквенный разбор этого слова.

Берёза …-сл…зв.,…б.

Составьте предложение с этим словом.

в) Прочтите слова, можно ли их назвать предложением?

Составьте предложение.

лещей, Ребята, и, ловили, окуней

Учитель: Кто такие лещи и окуни?

  • Прокомментируйте написание. Найдите слова с орфограммами, проверьте, если можно. Какое слово нельзя проверить?
  • Как проверить слова с безударной гласной? (Правило)
  • Подчеркните грамматическую основу предложения. Составьте схему предложения.
  1. Физминутка.

(Звучит фонограмма. Муз. М.Старокадомского “ Любитель- рыболов”. Учащиеся выполняют упражнения под музыку, напоминающие ловлю рыбы).

  1. Изучение нового материала.

Отгадайте загадку: В воде она живет, клюв есть, а не клюет? (Рыба)

В мире есть 22 000 видов рыб, а только в России 1 500 видов. Люди бережно должны относиться к богатствам природы.

  • Какие названия рыб вы знаете. На какие две группы их можно разделить?
  • Назовите пресноводные виды и морские. (Учитель показывает иллюстрации и зачитывает детям статью о рыбах из энциклопедии).

а) Рыбаки неводом ловили рыбу, “соберите” улов. (На доске “магнитные” рыбки-буквы, обозначающие парные звонкие и глухие согласные.)

  • 1 вариант: выписывают буквы, обозначающие звонкие парные согласные звуки.
  • 2 вариант: выписывают буквы, обозначающие глухие парные согласные звуки.

Проверим. Вызываем 2 помощников с ведрами в шляпах. Они “собирают” улов для своего варианта.

З т б р ш д ж г х ф п к в с

Какие лишние буквы-“рыбки”, почему они лишние?

б) (Под иллюстрациями с изображением рыб написаны слова.)

  • …- кара (з,с)ь-,
  • …- сель(д,т)ь,
  • …- кар(б,п),
  • …- ёр(ж,ш).

-Прочитайте слова. На какое правило данные слова?
-Как проверить букву, обозначающую парный согласный звук?

(Чтобы проверить согласную буку в конце или в середине слова, обозначающую парный согласный звук, необходимо изменить слово так, чтобы после согласной стояла бы гласная. Звук согласный проверяй, рядом гласный подставляй)

Напишите проверочное слово, а затем данное слово.

(У учащихся в тетради появляется следующая запись: Караси-карась, сельди-сельдь, карпы - карп, ерши-ёрш).

Еще раз напомните мне правило проверки слов с парными согласными. (Чтобы проверить согласную буку в конце или в середине слова, обозначающую парный согласный звук, необходимо изменить слово так, чтобы после согласной стояла бы гласная.)

Про какую из этих рыб загадка?

Колюч, да не еж, живет в воде. Кто же это? (Ерш)

(Показ иллюстрации с изображением ерша).

Ерш – рыба, длиной 15 – 20 см. Живет в пресном водоёме до 20 лет. Плавники – колючки. Ёрш - хищник. Ест чужую икру, мальков.

(Учитель использует статью из энциклопедии).

в) “Сварим” суп из ерша. Чтобы узнать, как называется суп, отгадайте ребус.

(ухо , + а = ?) (Уха)

Прочитай слова. Что про них можно сказать?

(Название овощей, написание слов необходимо проверять и др.)

  • реди...ка
  • морко...ка
  • карто...ка
  • лу...
  • ре...ка

- Выберите овощи, необходимые для варки ухи? (Морковка, картошка, лук).
- Какие буквы пропущены в словах? Где спрятались буквы? (В середине слова).
- Объясните написание слов с парной согласной в середине слова (Правило).

г) Прочитайте предложение с доски. Как понимаете смысл этого высказывания?

Рыбка мелка, да уха сладка.

  • Найдите слова с изученными орфограммами. Объясните написание каждого слова. Как проверить буквы, обозначающие парные согласные в конце или середине слов?
  • Напишите предложение по памяти.
  • Проверьте написание по карточке-помощнице, лежащей у вас на парте.
  1. Итог.
  • Понравился ли вам, ребята, урок?
  • Что узнали нового?
  • Что хотели бы узнать на следующем уроке?