Цель: Формирование орфографического навыка написания слов с парными согласными в корне слова.
Задачи:
- Обучать учащихся находить способ проверки слов с парными согласными;
- формировать умения применять полученные знания по изучаемой теме;
- развивать внимание, мышление, речь учащихся, стремления к познанию нового;
- прививать положительный интерес к учебной деятельности;
- воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Оборудование и материалы к уроку: Магнитола, СD диск с записью песни “ Любитель-рыболов” (сл. А.Барто, муз. М.Старокадомского), Большая Детская энциклопедия (статья “Рыбы”), картинки с изображениями рыб, карточка-самопроверка для письма по памяти.
Ход урока
- Организационный момент.
Учитель проверяет готовность учащихся к уроку.
- Чистописание.
- Актуализация знаний
Отгадайте загадку.
Рано солнце в небе всходит,
Всех нас греет время это.
Каждый год оно приходит
И зовётся, - верно …(Лето).
(Учитель показывает иллюстрацию на тему “Лето. Рыбалка ”.)
Помечтаем о лете, о теплом и зеленом времени года, о предстоящей рыбалке. Составьте несколько предложений по иллюстрации.
(Дети составляют 4-5 связных предложений).
- Словарная работа.
Подскажите, что нам необходимо для удачной рыбалки? Проверим снасти и то, какие вы удачливые рыбаки. А снасти и рыбки будут необычные. Снасти - ручка, карандаш, а рыбки- гласные буквы.
а) Спишите слова, вставив пропущенные буквы-“рыбки”. Определите ударный слог, поставьте ударение, подчеркните буквы, требующие внимания. Можно ли их проверить?
М...дв...дь, с...б...к..., л...с...ц... , в...р...б...й, з.......ц, в...р...н , б...р...з...
(Вместо точек необходимо прикрепить магнитные рыбки, закрывающие буквы. После написания слова, рыбка снимается в ведро.)
- На какие вопросы отвечают слова? Какими темами можно объединить некоторые слова? (Требуют запоминания. Названия животных и др.)
- Найдите лишнее слово? (Берёза-дерево, обозначает неодушевлённый предмет, остальные слова - названия животных, обозначают одушевлённые предметы).
б) Выполните звукобуквенный разбор этого слова.
Берёза …-сл…зв.,…б.
Составьте предложение с этим словом.
в) Прочтите слова, можно ли их назвать предложением?
Составьте предложение.
лещей, Ребята, и, ловили, окуней
Учитель: Кто такие лещи и окуни?
- Прокомментируйте написание. Найдите слова с орфограммами, проверьте, если можно. Какое слово нельзя проверить?
- Как проверить слова с безударной гласной? (Правило)
- Подчеркните грамматическую основу предложения. Составьте схему предложения.
- Физминутка.
(Звучит фонограмма. Муз. М.Старокадомского “ Любитель- рыболов”. Учащиеся выполняют упражнения под музыку, напоминающие ловлю рыбы).
- Изучение нового материала.
Отгадайте загадку: В воде она живет, клюв есть, а не клюет? (Рыба)
В мире есть 22 000 видов рыб, а только в России 1 500 видов. Люди бережно должны относиться к богатствам природы.
- Какие названия рыб вы знаете. На какие две группы их можно разделить?
- Назовите пресноводные виды и морские. (Учитель показывает иллюстрации и зачитывает детям статью о рыбах из энциклопедии).
а) Рыбаки неводом ловили рыбу, “соберите” улов. (На доске “магнитные” рыбки-буквы, обозначающие парные звонкие и глухие согласные.)
- 1 вариант: выписывают буквы, обозначающие звонкие парные согласные звуки.
- 2 вариант: выписывают буквы, обозначающие глухие парные согласные звуки.
Проверим. Вызываем 2 помощников с ведрами в шляпах. Они “собирают” улов для своего варианта.
З т б р ш д ж г х ф п к в с
Какие лишние буквы-“рыбки”, почему они лишние?
б) (Под иллюстрациями с изображением рыб написаны слова.)
- …- кара (з,с)ь-,
- …- сель(д,т)ь,
- …- кар(б,п),
- …- ёр(ж,ш).
-Прочитайте слова. На какое правило данные слова?
-Как проверить букву, обозначающую парный согласный звук?
(Чтобы проверить согласную буку в конце или в середине слова, обозначающую парный согласный звук, необходимо изменить слово так, чтобы после согласной стояла бы гласная. Звук согласный проверяй, рядом гласный подставляй)
Напишите проверочное слово, а затем данное слово.
(У учащихся в тетради появляется следующая запись: Караси-карась, сельди-сельдь, карпы - карп, ерши-ёрш).
Еще раз напомните мне правило проверки слов с парными согласными. (Чтобы проверить согласную буку в конце или в середине слова, обозначающую парный согласный звук, необходимо изменить слово так, чтобы после согласной стояла бы гласная.)
Про какую из этих рыб загадка?
Колюч, да не еж, живет в воде. Кто же это? (Ерш)
(Показ иллюстрации с изображением ерша).
Ерш – рыба, длиной 15 – 20 см. Живет в пресном водоёме до 20 лет. Плавники – колючки. Ёрш - хищник. Ест чужую икру, мальков.
(Учитель использует статью из энциклопедии).
в) “Сварим” суп из ерша. Чтобы узнать, как называется суп, отгадайте ребус.
(ухо , + а = ?) (Уха)
Прочитай слова. Что про них можно сказать?
(Название овощей, написание слов необходимо проверять и др.)
- реди...ка
- морко...ка
- карто...ка
- лу...
- ре...ка
- Выберите овощи, необходимые для варки ухи? (Морковка, картошка, лук).
- Какие буквы пропущены в словах? Где спрятались буквы? (В середине
слова).
- Объясните написание слов с парной согласной в середине слова (Правило).
г) Прочитайте предложение с доски. Как понимаете смысл этого высказывания?
Рыбка мелка, да уха сладка.
- Найдите слова с изученными орфограммами. Объясните написание каждого слова. Как проверить буквы, обозначающие парные согласные в конце или середине слов?
- Напишите предложение по памяти.
- Проверьте написание по карточке-помощнице, лежащей у вас на парте.
- Итог
- Понравился ли вам, ребята, урок?
- Что узнали нового?
- Что хотели бы узнать на следующем уроке?