Оглавление:
- Пояснительная записка
- Тематический план
- Содержание программы
- Использованная литература
- 1. Пояснительная записка
Здоровый образ жизни – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.
Потребность в формировании ЗОЖ и создании программ обучения ЗОЖ обосновывается закономерностями изменений состояния здоровья населения, характера заболеваемости, продолжительности жизни, существенно влияющими на качество жизни человека.
В настоящее время в практику работы школы широко внедряются различные образовательные и оздоровительные программы, способствующие формированию валеологической грамотности, организации ЗОЖ, укреплению здоровья учащихся, но данные программы не подходят для работы в условиях школы – интерната, поэтому возникла необходимость в разработке программы: “Формы ЗОЖ у детей младшего школьного возраста в условиях школы-интерната”
В данной программе будут представлены лишь 2 темы:
- “Основы здоровья и ЗОЖ”;
- “Физическое здоровье”.
В результате беседы с детьми младшего школьного возраста школы-интерната было выявлено, что 50% из них не знают определения здоровья; факторов, благоприятно воздействующих на здоровье; о знании здоровья для успешной учебной деятельности; 50 % не умеют составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его, не умеют использовать способы повышения иммунитета; 10% - не знают о наличии физических упражнений для здоровья; не умеют выполнять физические упражнения для развития физических качеств.
Анализ изучения литературы: Боль Л.В., Бойко А., Васильев В., Лоранский Д.Н. и др. показывают, что данная проблема недостаточно проработана к условиям школы-интерната, поэтому возникла необходимость в разработке программы: “Формирование ЗОЖ у детей младшего школьного возраста в условиях школы-интерната”
Целью которой является: формирование ЗОЖ у детей младшего школьного возраста средствами игровой деятельности, КТД, театральной деятельности, туристической в условиях школы-интерната.
Задачи:
- обучение основными здоровья и ЗОЖ,
- воспитание у учащихся положительного отношения к здоровью, как ценности,
- развитие навыков сохранения и укрепления своего здоровья.
Основные направления программы:
- “Человек, среда и здоровье”
- Движение и здоровье
- Дыхание и здоровье
- Поведение, привычки и здоровье
- Основы здорового питания
- Профилактика заболеваний
Программа рассчитана на работу в течение 1 года. Занятия будут проходить в группе, в актовом зале, в спортивном зале, на свежем воздухе с привлечением следующих специалистов:
- учителя физической культуры, педагогов дополнительного образования, социального педагога, врача-педиатра, медсестры, работников обучения.
Для успешной реализации программы необходима следующая база:
- спортивный инвентарь; видео и аудио-аппаратура и материал, канцелярские принадлежности.
По своей структуре занятия состоят из следующих частей:
- вводная часть, актуализирующая имеющиеся знания;
- основная часть, направленная на формирование новых знаний;
- заключительная часть, включающая обработку и осмысление полученного опыта, рефлексия
В своей профессиональной деятельности по сохранению и укреплению здоровья, педагог использует следующие методы и приемы:
- наблюдение
- упражнения
- поручения
- соревнования
- поощрения
- беседы
- сочинения
- рассуждения
- решение жизненных задач
Формы организации:
- праздники
- сборы
- операции
- десанты
- рейды
- экскурсии
- викторины
- игры
- матчи
Отслеживание результатов освоения программы будут проходить в начале, в середине и в конце учебного года методами тестирования, наблюдения, опроса.
Критериями результативности успешного освоения программы будут являться:
Знания:
- определение здоровья
- факторов, благоприятно воздействующих на здоровье; о необходимости заботиться о своем здоровье; о значении здоровья для успешной учебной деятельности; как составить режим дня; о значении физических упражнений для здоровья человека
- знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.
Умения:
- составить индивидуальный режим дня и соблюдать его.
- выполнять физические упражнения для развития физических навыков
- различать “полезные” и “вредные” продукты.
- использовать средства профилактики некоторых заболеваний.
- Тематический план:
№ п/п | Тема | Количество часов | |
Теория | Практика | ||
1 | Человек, среда и здоровье | 2 | 3 |
2 | Движение и здоровье | 1 | 4 |
3 | Дыхание и здоровье | 2 | 3 |
4 | Поведение, привычки и здоровье | 2 | 3 |
5 | Основы здорового питания | 36 | 2 |
6 | Профилактика заболеваний | 2,5 | 2,5 |
- Содержание программы
- “Человек, среда и здоровье”
- Теория: знать, что от хороших или плохих слов зависит собственное здоровье и здоровье окружающих; знать основные части тела.
- Практика: уметь изучать себя и свой организм, изучать окружающих людей, следить за своей речью, не произносить плохих слов; рисовать.
- Движение и здоровье
- Теория: знать о пользе утренней зарядки, об основных двигательных качествах (координация, сила, гибкость, прыгучесть, скорость, реакция, о способе тренировки равновесия, о работоспособности организма)
- Практика: рисовать основные части тела; тренировать основные двигательные качества; играть в игры “Паровоз”, “Волчок”, “Мы тело”, массировать рефлекторные точки ладони и стопы, делать упражнения для улучшения осанки.
- Дыхание и здоровье.
- Теория: знать о гигиене носа, об основных дыхательных процессах (режим дыхания, сила выдоха, объемная скорость выдоха), о пользе кислорода (о том, как и где он вырабатывается)
- Практика: Тренировка силы выдоха с помощью спортивных и музыкальных тренажеров (воздушные шарики, резиновый пояс, детский духовой инструмент); проведение дыхательной гимнастики (ныряние, силовое дыхание, парадоксальное дыхание, дренаж); ритмично дышать (соотношение вдоха и выдоха- 1:4, 1:8);
- Поведение, привычки и здоровье
- Теория: знания о правилах ухода за зубами, заболевании “кариес”; о вреде сигаретного дыма, о роли мальчика, как защитника слабых; о правилах вежливости; о правилах поведения на воде; о правилах поведения в экскурсионной ситуации (обращение за помощью ко взрослым); о дружеских отношениях между людьми, о грубых словах, не следует произносить, о первой помощи при травле, о правилах поведения в лесу; о сезонной одежде, о вредной привычки грызть ногти, о возможности общения людей и получения информации через Интернет; о снах и сновидениях, о способах преодоления лени; о правилах поведения за столом.
- Практика: Соблюдение режима дня; вежливое общение, проведение психологического настроя, правильно и регулярно чистить зубы, вовремя и правильно мыть руки, правильно пользоваться расческой, убирать за собой рабочее место, забота о членах совей семьи, уважительно относиться к хлебу, правильно пользоваться личными вещами, преодолевать нежелание что-то делать; противостоять предложениям взрослых закурить, одеваться по сезону, следить за своими ногтями.
- Основы здорового питания.
- Теория: знания об основных витаминах в продуктах питании; о необходимости разнообразно питаться; о полезных и не очень полезных для здоровья продуктах, о пользе прогулок после еды, о режиме питания, о режиме употребления жидкости, о целебных источниках и минеральной воде.
- Практика: соблюдение режим питания, решение простых задач по рациональному питанию (порядок приема различных продуктов), избирательно воспринимать рекламу продуктов питания в СМИ, отличать полезные и не очень полезные продукты, употребление продуктов богатых витаминами.
- Профилактика заболеваний
- Теория: Ребенок должен знать и иметь представление о болезнетворных микроорганизмах (микробах), о влиянии солнечных лучей на здоровье, о непрямом способе передачи инфекции через личные вещи (зубная щетка, расческа), о пользе закаливания, о чистоте помещений, о пользе банной процедуры; о правилах закаливания организма, о загаре и правилах его получения; о прямом пути передачи инфекции (чихание), о некоторых внешних признаках здоровья и болезни, о способах проникновения микробов в организм человека и способах защиты от инфекции, о целебных свойствах массажа и об основных правилах его проведения.
- Практика: Проведение древесного массажа, проведение банную процедуру (умение делать мыльный массаж, пользоваться веником), проведение закаливания холодной водой, правильно загорать, заполнение дневника здоровья.
- Использованная литература
- Висс Ю.Б. “Настольная книга для мальчиков” Минск “Книжный дом”, 2004г.
- Колашникова Г.И. “Настольная книга для девочек” ЭКСМО,2004г.
- Зайцев Г.К. “Уроки Айболита СПб,2003г.
- Узорова О.В. “Проверь себя” -М, 2007г.
- Венгер Л.А. “Угадай как нас зовут?” М-2007 г.
- Гурин Ю.В. “Школа занимательных наук”, М.-2007г.
- Дьяченко О.М. “Что на свете не бывает? М.-2006г.
- Михайлова З.А. “Игровые занимательные задачи”, М.-2005г.
- Першин М. “Игры с Буратино” М.-2007
- Баранов А.А. “Здоровье детей России (состояние проблем ) М.: Медицина-2004г.
- Базарный В.Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде Сергие Пасад-2005г.
- Бурекина А. Программа по ритмической пластики для детей. Ритмическая мозайка. 2006
- Захаров А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М. 2005г.
- Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления, М. Линка - Пресс. – 2007г.
- Кузнецова Т.Д. Развитие дыхательной функции легких// Физиология развития ребенка. М.2006г.
- Кузнецова Т.Д. Возрастные особенности дыхания детей и подростков. М. 2004г.
- Кузнецова В.В. В поиске ради здоровья. Мурманск.2007
- Моханева М.Д. Воспитание здорового ребенка, М.-2005г.
- Попов С.В. Валеология в школе и дома. С.-Пб: 2005г.
- Предупреждение подростковой и юношеской наркомании/под ред. С.В. Березина, И.Б. Орешниковой. М., 2007г.
- Молчанова Т.К. “Составление образовательных программ” М., 2007г.
- Радюк Е.А. Игровые модели досуга и оздоровления детей. Волгоград, 2008 г.
- Латохина Л.И., Андрус Т.А. “Творим здоровье души и тела” СПб, 2005г.
- Оздоровительно – развивающая программа “Здравствуй” М.2004г.