Цели:
- Образовательная: повторить свойства умножения, изученные в 4 классе, изучить свойства умножения и запись их в буквенном виде, научить применять эти свойства при вычислении произведения нескольких чисел( достигнуть конструктивного уровня ).
- Развивающая: развивать речь и мышление учащихся
- Воспитывающая: учить учеников слушать друг друга, работать в паре.
Для активизации учащихся и проверки усвоения применяются: памятка по теме из учебника 4 класса, листы с заданиями, лист самоконтроля.
I этап. Повторение свойств умножения.
Сейчас мы вместе восхитимся вашими глубокими знаниями свойств умножения. Вспомните свойства, изученные в 4-м классе, проговорите их друг другу (в паре). Если не вспоминается, можно воспользоваться памяткой (памятки лежат у каждого на столе).
Памятка
Примеры свойств умножения | Запишите эти свойства с помощью букв а, в, с. |
1.Плитка шоколада имеет форму прямоугольника,
разделенного на клеточки. Настоящая таблица! Пусть в ней будет 5
строк и 8 столбцов. Сколько в ней долек? Значит 5·8 = 8·5 |
|
2. Ежедневно на молокозавод 50 машин привозят
молоко в бидонах. К каждой машине 24 бидона. В каждом бидоне 40 кг
молока. Сколько кг молока привозят на завод ежедневно? I способ. Узнаем сначала, сколько кг молока привозит одна машина: 40 · 24 (кг). Раз машин 50, то все вместе они привозят (40 · 24) · 50 (кг). II способ. Ежедневно привозят бидонов на молокозавод: 24 ·
50. Значит (40 · 24) · 50 = 40 ·(24 · 50) |
|
3. 5 · 0 = 0, 4 · 0 = 0 |
|
4. 6 ·1 = 6, 5 ·1 = 5 |
|
II этап. Изучение новой темы.
Задача: учить строить аналогии.
Мы изучим новую тему с вашей помощью. Попытайтесь эти свойства записать с помощью букв (а, в, с) в памятке. Кто не догадается, вспомните, как мы записывали свойства сложения чисел с помощью букв.
- ученики самостоятельно заполняют памятки
- после озвучивания записей на доске учитель записывает свойства умножения, все ученики сравнивают со своими записями.
- а ∙ в = в ∙ а
- а ∙ (в ∙ с ) = (а ∙ в) ∙ с
- а ∙ 0 = 0
- а ∙ 1 = а
III этап . Понимание. Объяснение свойств.
Задача: учить объяснять применение свойств.
Работа в группах (парах) – объяснить друг другу почему верны следующие равенства
- 5 ∙ 7 ∙ 2 = 5 ∙ 2 ∙ 7
- 15 ∙ (2 ∙ 6) = 15 ∙ 2 ∙ 6
- 25 ∙ 3 ∙ 4 ∙ 9 = 25 ∙ 4 ∙ 3 ∙ 9
- 25 ∙ (7 ∙ 4) = 25 ∙ 4 ∙ 7
Затем проговариваем вслух (спросить некоторые пары), и все сравнивают свои ответы с правильными.
- А если объединить переместительное и сочетательное свойство, то как можно сформулировать правило умножения нескольких чисел? (Не знают)
Ставим цель: сформулировать правило умножения нескольких чисел.
IV этап. Вычислите. Сравните методы вычисления. Какой лучше?
Задача: учить анализировать и сравнивать.
- 8 ∙ (2 ∙ 5) = 8 ∙ 10 =
- 8 ∙ (2 ∙ 5) = (8 ∙ 2) ∙ 5 =
- 8 ∙ (2 ∙ 5) = (8 ∙ 5) ∙ 2 =
одновременно у доски вычисляются примеры
- 4 ∙ (5 ∙ 3) = 4 ∙ 15 =
- 4 ∙ (5 ∙ 3) = (4 ∙ 5) ∙ 3 =
- 4 ∙ (5 ∙ 3) = (4 ∙ 3) ∙ 5 =
Какой из методов лучший?
- Формулируем ценное правило: при умножении можно переставлять и группировать множители любыми способами, но лучше, если при умножении будут получаться числа, оканчивающиеся на 10, 100, 1000 и т. д. или 10, 100, 1000 и т. д.
Составим таблицу подсказок часто получающихся произведений, дополняйте ее сами.
100 = 25 ∙ 4 1000 = 125 ∙ 8
V этап. Учимся сами применять эти свойства.
Кому полегче? – дать ученикам карточку с легкими примерами
(обязательно решить 3 примера). Кто справится — продолжать дальше.
Кому дать примеры потруднее? – на доске: продумать
письменное решение и оформление.
- 125 ∙ 15 ∙ 31 ∙ 8 ∙ 2 =
- 2 ∙ 31 ∙ 4 ∙ 7 ∙ 5 ∙ 25 =
Ребята, вы все должны стремиться решать примеры такой сложности.
VI этап. Работа с учебником.
№ 406 (а, б), кто справился, то № 406 (в, г). Проверка сразу
Кто научился находить произведение? Кто все решил? У кого проблемы
VII этап. Подведение итогов по листам самоконтроля:
- 8 – 6 баллов – “ 5”
- 5,4 балла - “ 4”
- меньше 4 баллов – “ 3”
По итогам работы на уроке мы будем поселяться в домики, в одном будут жить те, у кого уже все получилось и они радуются, а в другом - те, кто еще своей работой не доволен.
Ученики выходят к доске и вписывают свое имя в домик.
Но у нас есть возможность осуществить переселение в лучший домик. У кого есть такое желание?
На каждую парту раздается лото по этой теме. Проверка решения сразу. По итогам решения осуществляется переселение.
VIII этап. Рефлексия.
- Что было главным на уроке?
- Что было интересным?
- Что нового узнали?
- Чему научились?
Дача домашнего задания: с. 88 № 405, № 407. По желанию: № 423.