Цели и задачи:
- Продолжить знакомить детей со строением тела человека.
- Познакомить детей со значением скелета и мышц.
- Формировать у детей представление о здоровом образе жизни.
- Укреплять гигиенические навыки.
- Воспитывать внимательное отношение к своему телу.
- Воспитывать внимательное отношение друг к другу.
- Развивать речь, мышление, память.
Оборудование:
- Плакаты “Строение человека”, “Скелет человека”, “Осанка”.
- Пластилиновый человек.
Ход урока
1. Организационный моментПроверка готовности учеников к уроку.
2. Повторение пройденного материала. Проверка домашнего заданияНа прошлом уроке мы говорили о науке, которая изучает строение тела человека, о том, как мы воспринимаем окружающий мир.
Учитель задает вопросы:
– С помощью каких органов мы воспринимаем окружающий мир?
(Дети отвечают, что с помощью органов чувств.)
– С помощью какого органа мы знаем о том, что поет соловей, что зазвенел звонок, залаяла собака?
(Дети отвечают, что узнают с помощью органа слуха – ушей.)
– Как ухаживать за ушами?
(Ученики рассказывают о правилах личной гигиены, о том, как они ухаживают за своими ушами.)
– С помощью какого органа мы узнаем о том, что написано на доске, нарисовано в книге? (Орган зрения – глаз.)
– Какой орган нам помогает узнать колючие или мягкие хвоинки у ели и лиственницы? (Орган осязания – кожа.)
– Какой орган помогает почувствовать аромат цветов, запах булочки? (Орган обоняния – нос.)
– С помощью какого органа мы отличаем сладкую пищу от горькой, кислую от соленой? (Орган вкуса – язык.)
– Мы повторили материал прошлого урока, а сегодня мы поговорим о нашем скелете.
3. Введение в тему урока– Вчера, готовясь к уроку, я попыталась слепить из пластилина человечка, но он у меня все время падал и, в конце концов, он просто сплющился. Если вы будете лепить человека из глины или пластилина, смею вас заверить, вы получите тот же результат. Чтобы наш человечек не падал, нам нужна какая-то опора, например, проволочка. Если мы вставим проволочку внутрь тела, тогда пластилиновый человечек уже не будет валиться в сторону и не будет сплющиваться.
А внутри всех нас вместо проволочки есть скелет. Так вот, если бы не было скелета, наше тело было бы похоже на студенистый, бесформенный мешок.
4. Скелет человека– Наш скелет состоит более чем из 200 костей, больших и маленьких. Кости соединены между собой. Но наши руки и ноги двигаются. Как же так можно соединить 2 косточки?
– Сожмите кулак левой руки, а правой рукой обхватите его. Попробуйте пошевелить левой рукой.
(Дети выполняют то, что говорит учитель.)
– А чтобы косточки не выскакивали, их связывают между собой еще и гибкие связки.
В скелете есть стержень – это наш позвоночник.
(Учитель сопровождает свои слова показом позвоночника на плакате.)
– Головной мозг укрыт в черепной коробке, а спинной – в гибком футляре позвоночного столба.
Наш позвоночник состоит из 34 небольших костных коробочек – позвонков, соединенных друг с другом мягкими хрящиками.
Наш позвоночник слегка изогнут, как рессора в машине смягчает толчки.
Итак, скелет – это опора тела, он защищает многие внутренние органы от повреждений.
5. Мышцы– А как вы думаете, что помогает крутить сальто, быстро бегать?
Правильно – мышцы. Они прикрепляются к скелету и заставляют его двигаться.
Но если мышцы не тренировать, они слабеют, и человек будет часто уставать.
6. Физкультминутка7. Практическая работа
– Скелет и мышцы человека образуют опорно-двигательную систему. Она и обеспечивает опору тела и движение. От скелета и мышц зависит осанка человека. И сегодня я хотела бы еще поговорить об осанке. Правильная осанка не только красива, но и полезна для здоровья. При плохой осанке человеку труднее дышать, начинают хуже работать внутренние органы. Как выработать правильную осанку? (Ученики говорят о значении физических упражнений.)
Учитель приглашает помочь 4 человек.
Одному ученику учитель помогает надеть ранец, другому дает в руку портфель и просит пройтись перед всем классом, а затем повернуться спиной к ученикам. Ребенок, который держит в руке тяжелый портфель, наклоняется в сторону, у другого ученика спина не искривлена.
Ученики делают выводы о том, с чем лучше ходить в школу: с портфелем или с ранцем.
Третий ученик держит небольшое детское ведёрко, наполненное водой. А четвертый берет 2 маленьких ведра. Казалось бы, очень легкое ведро, но подержав его в одной руке, ребенок устаёт и начинает наклоняться в сторону. Второй ученик ровно держит спинку. На основе своих наблюдений дети делают вывод. Как лучше носить, например, сумки, помогая маме. (Лучше разложить все покупки в две сумочки и нести в двух руках.)
8. Работа с учебником(с. 60–62) и в рабочей тетради.
– Откройте, пожалуйста, учебники на с. 61 и рассмотрите фотографии. Где правильно сидит девочка? Почему вы так думаете?
– Давайте сформулируем правила посадки за столом.
(Ученики придумывают и называют правила, как сидеть за столом, как организовать своё рабочее место, чтобы было удобно работать.)
– Можно ли исправить осанку? Что для этого нужно делать? (Дети обсуждают проблему.) Далее читают текст учебника (с. 60–62).
В рабочей тетради ученики выполняют упражнения на с. 37.
9. Итог урока– Что нового вы узнали сегодня на уроке? (Ученики отвечают.)
– Давайте прочитаем вывод в учебнике.
Дети читают вывод в учебнике на с. 63:
“Скелет и мышцы человека образуют опорно-двигательную систему. Она обеспечивает опору и движение организма. От скелета и мышц зависит осанка человека. Чтобы выработать правильную осанку, надо следить за тем, как ты сидишь и ходишь, заниматься физическим трудом и физкультурой”.
10. Домашнее заданиеОтветить на вопросы “Проверь себя” (с. 63).