По тому, как человек говорит, можно судить об уровне его духовного развития, о его внутренней культуре. (В.В. Виноградов.)
Цель урока: формирование умений
- работать с текстом в группах;
- осознавать предложение в тексте как основную единицу языка, единицу общения;
- осознавать предложение как средство выражения мысли, чувств, переживания;
- употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания, интонации.
Ход урока
- Лексико-орфографическая работа (один ученик работает у доски, остальные – в тетрадях)
Аттестация, дисциплина, олимпиада, одаренный, стихотворец, лицей, лингвистика, стипендия, характеристика, элегия, барокко, репетиция, феномен, досуг, экземпляр, директор, подытожить, ручка, звонок, эрудиция, отлично, экзамен, ответ, интеллект, плеяда.
Задание: составить предложения с подчёркнутыми словами. Так ли необходимо знать лексическое значение слова? Как правильно построить предложение?
- Проверка домашнего задания “Высказывание о языке” (выполнено учащимися по группам).
Необходимо было привести примеры высказываний о языке, можно было подготовить свои авторские высказывания; форма представления – любая, например, презентация, плакаты, устный журнал и др.
В процессе представления группами результатов своей работы учитель при необходимости добавляет свои комментарии, а в конце работы обращает внимание на важную роль владения родным языком в повышении культуры речи; в борьбе за ее чистоту и правильность всегда выступали писатели.
- Работа в группах по карточкам.
- Необходимо определить, правильно или неправильно построены предложения (выбор ответа “да” или “нет”):
- Отец испёк пирог. Сегодня он выглядел прекрасно.
- Полиция не смогла напасть на след преступника. Они всё больше и больше сбивались на ложный путь.
- Гринев подошёл к Швабрину, и Пугачёв увидел, что он побледнел.
- Дубровский собрал себе верных людей и стал главарём разбойничьего отряда.
- Тот самый человек пустой, кто весь наполнен сам собой.
- После всех этих событий Герасим надел на себя нарядный кафтан и вышел из коморки.
- Целый день и почти целый вечер мы набирали текст на компьютере.
- Мы молодой весны гонцы, она нас выслал вперёд.
- Некоторые взяли с собой удочки, некоторые даже захватили котелки.
- Чичикову не без труда пришлось убедить Манилова, что ему это выгодно.
После работы в группах идёт общее обсуждение результатов, свои ответы учащиеся аргументируют.
- Перед выполнением следующего задания – слово учителя о красоте языка, его звучности, многообразии, об интеллигентности человека. Необходимо прочитать текст и выполнить задания к нему.
… Поэты наши сделали добро уже тем, что разнесли благозвучие, дотоле небывалое. Не знаю, в какой другой литературе показали стихотворцы такое бесконечное разнообразие оттенков звука, чему отчасти, разумеется, способствовал сам поэтический язык наш. У каждого свой стих и свой особенный звон. Этот металлический, бронзовый стих Державина, которого до сих пор не может ещё позабыть наше ухо; этот густой, как смола или струя столетнего токая, стих Пушкина; этот сияющий праздничный стих Языкова, влетающий как луч в душу, весь сотканный из света; этот облитый ароматами полудня стих Батюшкова, сладостный, как мёд из горного ущелья; этот лёгкий, воздушный стих Жуковского, порхающий, как неясный звук эоловой арфы; этот тяжёлый, как бы влачащийся по земле стих Вяземского, проникнутый подчас едкой, щемящей русской грустью, – все они, точно разнозвонные колокола или бесчисленные клавиши одного великолепного органа, разнесли благозвучие по русской земле. (Н.В.Гоголь).
Задания к тексту:
- Озаглавьте текст, определите его тему, основную мысль.
- Выпишите из текста два сложноподчинённых предложений, составьте их схему.
- Понаблюдайте за использованием в тексте местоимения этот. Почему повтор этого слова в последнем предложении (шесть раз!) является оправданным?
- Найдите в тексте сравнения и метафоры. Какую роль они играют в тексте?
- Выпишите из текста причастия, произведение их разбор по составу.
- Запишите часть текста, включив её в предложение по правилам прямой или косвенной речи.
- Необходимо прочитать текст и выполнить задания к нему.
Человеку нужна интеллигентность при всех
обстоятельствах. Она нужна и для окружающих и для
самого человека.
Это очень важно, и прежде всего для того, чтобы
жить счастливо и долго: да, долго! Ибо
интеллигентность равна нравственному здоровью,
а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только
физически, но и умственно.
Многие думают: интеллигентный человек – это тот,
который много читал, получил хорошее
образование, много путешествовал, знает
несколько языков.
А между тем можно иметь всё это и быть не
интеллигентным и можно ничем этим не обладать, а
быть всё-таки внутренне интеллигентным
человеком.
Интеллигентность не только в знаниях, в
способности к пониманию другого. Она проявляется
в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно
спорить, вести себя скромно за столом, беречь
природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить
окурками или руганью, дурными идеями (это тот же
мусор, и еще какой!)
Интеллигентность – это способность к пониманию,
к восприятию, это терпимое отношение к миру и к
людям.
Интеллигентность надо в себе развивать,
тренировать , – тренировать душевные силы, как
тренируют и физические силы. Это способствует
долголетию.
Приветливость и доброта делают человека не
только физически здоровым, но и красивым. Да,
именно красивым.
Лицо человека, которое часто искажается злобой,
становится безобразно…
Социальный долг человека – быть интеллигентным,
это долг и перед самим собой, это залог личного
счастья.
В одной старой книге сказано: “Чти отца своего и
матерь свою, долголетен будешь на земле”. Это
относится и к целому народу, и к отдельному
человеку. Это мудро.
Почитание отца и матери следует понимать широко
– как почитание всего нашего лучшего в прошлом,
прошлом, которое является отцом и материю нашей
современности, великой современности,
принадлежать к которой великое счастье. (По
Д.С.Лихачеву.)
Вопросы и задания к тексту:
- Озаглавьте текст, определите тему, основную мысль.
- Выпишите сложные предложения и постройте их схемы.
- Что вы считаете особенно важным в тексте и почему?
- Приведите пример внешнего проявления интеллигентности. Считаете ли вы некоторые из них старомодными?
- Прочитайте высказывания о вечных ценностях человека:
- Как страшен может быть разум, если он не служит человеку. (Софокл)
- Не ум главное, а то, что направляет его, – натура, сердце, благородные свойства, развитие. (Ф.М. Достоевский)
- Подлинная гуманность означает прежде всего справедливость. (В.Сухомлинский)
Какие из них вам показались самыми актуальными сейчас? Обоснуйте ответ.
- Работа у доски. Учащиеся выполняют разные виды разборов слов и предложений из текстов.
- Подведение итогов урока.