Цель:
- систематизировать знания о бюджете, доходах и расходах семьи;
- развить умения и навыки составления семейного бюджета;
- воспитывать чувства ответственности перед членами семьи.
Оборудование: ПК, наглядное пособие, раздаточный материал, калькуляторы, презентация (см. Приложение).
“Неважно, сколько человек получает. Важно, какую сумму он готов потратить”, – считают продавцы магазинов категории люкс. Применительно к семейному бюджету можно перефразировать: неважно, сколько вы получаете, важно, сколько остается за день до зарплаты. Если не остается ничего – значит, у вас проблемы с планированием семейного бюджета.
Ход урока
I. Организационнй момент
- Проверить подготовленность учащихся к уроку.
- Сообщить учащимся тему и цель урока.
Данный урок – практический, по теме “Бюджет семьи”. Мы проведем его не совсем обычно: это будет совместная работа мальчиков и девочек
II. Вводный инструктаж
Повторить пройденный ранее материал по вопросам:
- Что такое бюджет семьи? (Бюджет семьи – это структура всех доходов и расходов за определенный период времени – месяц или год.)
- Расскажите о структуре семейного бюджета. (Структуру семейного бюджета можно выразить в виде таблицы, которая состоит из двух разделов: доходы и расходы.)
Семейные доходы (в % к общему доходу семьи) |
% | Семейные расходы (в % к общим расходам семьи) |
% |
1. Заработная плата членов семьи 2. Пенсии, стипендии, пособия 3. Доход от личного подсобного хозяйства 4. Доход от других источников (– ценных бумаг; – от сдачи недвижимости и других средств в аренду; – выплат и льгот от общественных организаций; – от предпринимательской деятельности) |
80 9 4 7 |
1.Обязательные платежи 2. Питание 3. На непродовольственные товары 4. На культурно-бытовые услуги 5. Накопления, сбережения |
25 40 20 10 5 |
- Что такое доход? Совокупный доход? (Под доходом понимают деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия, отдельного лица или какого-либо рода деятельности. Все полученные средства составляют совокупные доходы. Семья может потратить только ту сумму, которые заработали ее члены. Ни копейки больше.)
- Что такое расход? (Расход – это затраты, издержки, потребление чего-либо для определенных целей. Чтобы рассчитать семейный бюджет, нужно знать, на что расходуются деньги. Все расходы можно разделить на две группы: постоянные и переменные. Постоянные расходы – расходы, которые можно осуществить или запланировать на какой-либо период. Переменные расходы могут быть периодическими (сезонными, циклическими) и единовременными (непредвиденными).)
- Денежные расходы семьи делят на три основные группы:
- личное потребление;
- налоги и другие обязательные и сбережения.
- денежные накопления платежи
Какие вы знаете обязательные платежи? (Обязательные платежи: налоги; взносы в общественные и кооперативные организации, в ЖСК; погашение ссуд в банке, кредитов; оплата коммунальных услуг, детсада; транспортные расходы; дополнительные услуги образования – кружки, секции.)
- Что такое коммунальные услуги? (Оплата коммунальных услуг включает плату за отопление, газ, воду, радио, телефон.)
- Предложите проекты снижения затрат на оплату коммунальных услуг. (Для того, чтобы снизить затраты на оплату коммунальных услуг, необходимо знать точный расход воды. Для этого в квартире нужно установить счетчики. Еще одним источником экономии может быть плата за электроэнергию. Включенный телевизор, который никто не смотрит, лампочка, постоянно горящая в туалете. Кажется, что тут сэкономишь? Но все начинается с малого.)
- В чем разница между кредитом и ссудой? Назовите условия, при которых выдается кредит. (Кредит – предоставление в долг товаров или денег. Когда в долг дают деньги, то такой кредит называют денежной ссудой. Ссуду может взять как предприятие. Организация, так и любой человек.
Условия, при которых дается кредит:
- платежность( уплата % за пользование кредитом);
- срочность ( возвращение денег в точно назначенный срок);
- возвратность ( обязательный возврат всей суммы долга с учетом %)
III. Практическая работа
Разделить учеников на группы, определить задания (случайный выбор):
Состав семьи:
- папа, мама, двое детей (студент и школьник);
- папа, мама, ребенок (садик), бабушка (не работающая);
- папа, мама, 2 ребенка (оба в садике);
- папа, мама, 1 ребенок(школьник), дедушка, бабушка;
- папа, мама, сын-студент, дочь-школьница, дедушка;
- папа, мама, 2 ребенка (оба школьники), дедушка, бабушка.
Профессии родителей:
- папа адвокат, мама учитель;
- папа слесарь, мама юрист;
- папа водитель, мама психолог;
- папа учитель, мама домохозяйка;
- папа программист, мама продавец;
- папа автомеханик, мама врач
Социальное положение старшего поколения:
- дедушка – пенсионер;
- бабушка – пенсионер и работает сторожем;
- дедушка – пенсионер и работает дворником;
- бабушка – пенсионер;
- дедушка –пенсионер. Работает водителем.
Бытовые условия семьи:
- 2-х комнатная квартира;
- 4-х комнатная квартира;
- 3-х комнатная квартира.
Задание:
- Необходимо составить бюджет семьи на месяц
- Проверьте свои способности в управлении семейной экономикой с помощью теста:
Тест по проверке своих способностей в управлении семейной экономики
Вопросы тестирования | Да | Нет | Сведения приблизительные, мнение неопреде-ленное |
1. Знаенте ли вы, сколько денег осталось до зарплаты? | 20 | 5 | 7 |
2. Вы увидели модную вещь. Будете ли интересоваться ее стоимостью и просить на нее денег у родителей? | 7 | 20 | 6 |
3. Считаете ли вы, что холодильник более необходимая вещь, чем музыкальный центр? | 25 | 2 | 11 |
4. Покупаете ли про запас постельное белье? | 1 | 18 | 8 |
5. Заказываете ли вы такси, когда ехать далеко, а на улице дождь? | 4 | 16 | 6 |
6. Верите ли вы, что свое материальное положение можно улучшить, участвуя в различных лотереях, розыгрышах? | 2 | 24 | 12 |
7. Помогают ли вашей семье дедушка и бабушка средствами для покупки вещей? | 11 | 14 | 3 |
8. Берете ли вы ссуды? | 17 | 5 | 6 |
9. Считаете ли вы, что экономнее все делать дома вручную, чем тратиться на бытовую технику? | 9 | 15 | 3 |
10. Собираясь в магазин, составляете ли вы список необходимых покупок? | 14 | 3 | 5 |
11. Отдаете ли вы вещи, из которых вы выросли, малоимущим или в благотворительные организации? | 9 | 9 | 0 |
Итого: |
Ответив на вопросы, подсчитайте набранные очки. Что получилось?
30–40 очков. Да, в вашем доме не имеют никакого понятия о том, что деньги любят счет. И задолго до зарплаты встает вопрос: у кого бы занять нужную сумму. Всякие советы по рациональному ведению домашнего хозяйства вы встречаете в штыки. Постоянно строите планы, как бы быстро и легко стать состоятельным. Вам стоит задуматься над перспективами своей жизни.
40–100 очков. Квалификация домашнего экономиста у вас невысокая. Вы сознаете, что никто, кроме вас, не виноват, что деньги утекают, как вода сквозь пальцев, но как навести порядок, не имеете понятия. Вы постоянно мучаетесь в раздумьях, какая вещь вам более необходима и тем не менее довольно часто приобретаете нечто лишнее. Вам необходимо навести железную дисциплину в расходах.
100–170 очков. К деньгам вы относитесь спокойно. Уверены в завтрашнем дне. В вашей семье каждый знает цену заработанного рубля. В будущем вы станете хорошим домашним экономистом.
170–180 очков. Что же, вас можно назвать довольно квалифицированным домашним экономистом. Вы знаете, чего хотите добиться в семейной жизни, знаете и средства для достижения цели. Вы не будете залезать в долги, брать ссуды, но и сами дадите в долг в редких случаях. Окружающие считают, что у вас дом “полная чаша”. В вашей семье часто говорят: “Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи”.
IV. Заключительный инструктаж
- Подвести итоги работы за урок.
Как часто приходится слышать от знакомых людей сетования по поводу нехватки денег. И ведь не хватает-то каких-нибудь 100-200 рублей. А знаете ли вы, что в переводе с древнегреческого слово “экономика” означает не что иное, как “умение вести домашнее хозяйство” Нет ничего предосудительного в том, чтобы вести скрупулезный подсчет семейных денег и так планировать свои расходы, чтобы они были или меньше или равны доходам.
Законы домашней экономики просты и одновременно сложны. Просты потому, что, опираясь на здравый смысл, их в состоянии постичь каждый. А сложны потому, что для того, чтобы следовать им, нужно иметь определенную силу воли.
Итак, каждый из нас будет в состоянии управлять своим бюджетом с учетом своих доходов, целей, желаний. При этом необходимо соблюдать четыре условия:
- учет;
- планирование,
- организация;
- контроль.
Слова эти звучат по-бухгалтерски. Но без усвоения и применения на практике этих понятий всерьез заниматься семейной экономикой невозможно.
Ключевое слово в экономике – учет. Чтобы стать квалифицированным домашним экономистом, учет надо вести обязательно.
Статьи семейного бюджета тоже нужно выстраивать, исходя ихз доходов. Вы должны знать, что вы можете себе позволить, а чего нет. Знаете ли вы, какая часть доходов у вас уходит на питание, на транспорт, на коммунальные услуги, на одежду и т.д.? Нет? А знать необходимо. Это ориентиры, по которым вы будете сверять экономический курс своей семьи.
Разобрать наиболее характерные недочеты в работе учащихся.
Отметить, кто из учащихся добился хороших результатов работы.
Выставить оценки за работу каждому учащемуся.