Цели урока:
- Учебные задачи:
- Воспитательные задачи:
Оборудование:рисунок “золотая рыбка”; плакат: “Круговорот воды в природе”; рисунок “самолет”; кроссворд “Зимующие птицы”; рисунки: “Снежинки”, “чайник с паром”, “сосульки”; образцы плакатов на тему: “Береги воду!”; шаблоны рисунка – плаката для всех учащихся: “Береги воду”; стакан чистой воды и пустой стакан для опыта.
Ход урока
- Орг. момент.
- Постановка цели урока.
- Вводное слово учителя:
- Сегодня, ребята, к нам в гости на урок приплыла Золотая рыбка. А где живет Золотая рыбка, ребята?
- В какой сказке мы можем с ней встретиться? (Ответы детей).
- Золотая рыбка зовет нас к себе в гости и хочет вас познакомить со своим домом, показать вам свои владения. Рассказать вам, ребята, о том, что вода главный источник жизни, что не зря воду называют голубым богатством Земли и хочет узнать у вас, что вы знаете о ней.
- Согласимся мы к ней поехать? (Ответы детей).
- А полетим мы к ней на волшебном самолете, увидим сверху ее дом, где она живет. Давайте представим, что мы можем сверху увидеть из иллюминатора (окна) самолета? (Ответы-предположения детей).
Отгадывание загадки:
Закаляют нас всегда
Солнце, воздух и ….. (вода).
-Правильно, это вода. Вода - это среда обитания рыб, в воде обитают тысячи животных и растений. Вода занимает большую часть нашей Земли. Вода так необходима всем, всем живым существам, живущим на Земле.
- Игра – путешествие:
- Золотая рыбка предлагает вам такое задание. Разгадывание кроссворда “Птицы”.
По горизонтали:
- Днем спит, ночью летает, прохожих пугает. (Сова)
- Врач лесного царства, лечит без лекарства. (Дятел).
- На дереве сидит, “кар- кар” кричит. (Ворона).
- Непоседа пестрая, птица длиннохвостая, птица говорливая, самая болтливая. (Сорока).
По вертикали:
- Пусть я птичка-невеличка,
у меня, друзья, привычка:
как начнутся холода,
прямо с севера сюда. (Снегирь).
- Чик-чирик!
К зернышку прыг.
Клюй, не робей.
Кто же это? (Воробей).
- Что объединяет этих птиц? Что общего у них? (Это птицы зимующие). Краткая беседа: вывод о том, что птицам также как и всем необходима вода.
- Золотая рыбка спрашивает вас, ребята, а что такое вода? Что мы с ней обычно делаем? (Пьем, готовим на ней пищу, умываемся, поливаем цветы, и многое, многое другое). (Ответы детей).
- Золотая рыбка предлагает вам, ребята, провести такой опыт: переливаем воду из стакана в стакан. Вывод: вода - это жидкость, ее можно перелить.
Опыт следующий: берем стакан с чистой водой. Дети убеждаются, что это обычная водопроводная вода. Смотрим на свет. Сквозь нее все видно. - Что можем сказать о цвете воды? Вывод: что чистая вода – прозрачная.
Опыт: берем стакан с водой, проверяем воду на запах. Убеждаемся, что никакого запаха нет. - Что можем сказать о запахе воды? Вывод: что чистая вода не имеет запаха.
Опыт: берем стакан с чистой водой, проверяем на вкус. Убеждаемся, что вода не имеет вкуса.- Что можем сказать о вкусе воды? Вывод: что вода не имеет вкуса.
- Общий вывод по опытам.
- Физминутка - игра : “Море волнуется…”
- Продолжение путешествия:
- Знакомство с превращениями воды.
Золотая Рыбка познакомит вас с чудесными превращениями воды: в ходе беседы с учащимися, выясняется:
- ее можно заморозить, превратить в лед. Например, заморозить в морозильнике или вынести зимой в мороз на улицу. Сосульки – это тоже вода (показ рисунка капели).
- когда вода долго кипит в чайнике ( показ рисунка), из носика чайника идет пар, это показывает, что вода испаряется .
- вода на окне – называется иней. ( рассматриваем узоры на окне).
- когда тепло – идет дождь, когда холодно – идет снег. А что такое снег? Когда очень холодно, вместо дождя с неба падают снежинки – крошечные кусочки льда. (показ рисунка “снежинки”): снежинки бывают разной формы, но у них всегда шесть лучей.
- из воды получаются облака и тучи.
- Следующее задание Золотой рыбки: определение погоды на сегодня:
- Какое время года? Какой месяц? Какая погода на улице? (Например, солнечная, снежная, ветреная). Работа в дневниках наблюдений
- Знакомство с круговоротом воды в природе (на основе наглядного материала - плаката).
- Рассказ учителя о воде: о том, как она “путешествует” по кругу. Дети вместе учителем учатся рассуждать, как бы дополняют рассказ учителя.
- Вывод: вода окружает нас всюду. Никто на Земле без нее не сможет прожить, вода одно из главнейших богатств нашей Земли. Дети должны прийти к выводу, что воду необходимо беречь.
- Знакомство с плакатами: “Береги воду!”.
- Дети объясняют, что они видят на плакатах, что означают эти рисунки.
- Рисование плаката детьми на тему “ Береги воду!
- Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
-Понравилось ли вам в гостях у Золотой Рыбки? Скажем Золотой Рыбке спасибо за увлекательное путешествие.
-Чему учились?
Оценивание ответов учащихся.