Тема: Строчная буква ф. Закрепление. Профессии.
Тип урока: Комбинированный.
Программа: Образовательная система «Школа 2100».
Цели:
- Закрепить знание о букве ф и звуках, совершенствовать навык чтения и письма.
- Способствовать развитию устной и письменной речи, расширять словарный запас и кругозор учащихся.
- Формировать умение самостоятельно мыслить, доказывать, предполагать.
Ход урока
1. Организационный момент
- Каким надо быть на уроке чтения и письма?
2. Работа со звукавичками
- Я называю слово, вы характеризуете I звук, будьте внимательны:
ананас
банан
картошка
яблоко
морковь
апельсин
киви
финики
- Убрали звуковички.
- На какую букву начиналось последнее слово.
- Что вы знаете о букве ф? (Обозначается звуками, он глухой, может быть мягким и твёрдым звуком, есть пара в, буква ф в слове может стоять: в начале, середине, в конце.)
- Как вы думаете, чем сегодня будем заниматься на уроке?
3. Постановка цели
- Сегодня на уроке закрепим знание о букве ф и её звуках, и применим эти знания для расширения своего кругозора.
4. Работа в Азбуке
- Открыли азбуку с. 142.
- Читаем слоги вместе.
- Выпишите, те слоги, в которых есть гласная а, гласная, гласная е.
- Проверим. (На доске уже написано.)
- Составьте из этих слогов слова.
- А теперь на следующей строчке, запишите эти слова, 2-3 слова.
фабрика |
футбол |
фермер |
Работа над I столбиком слов
- Читаем I столбик слов про себя.
- Женя, прочитай вслух.
- Найдите слово, которое называет место военных действий? (Фронт)
- Как называется крупное соединение военно-морских судов? (Флот)
- Какое слово осталось? Что обозначает?
ИЛЛЮСТРАЦИЯ на слово фрак.
Фрак – это сюртук с вырезанными передними полами.
Работа над II столбиком слов
- Прочитаем вместе II столбик.
- Какие слова непонятны?
- Какое слово может быть лишним? Почему?
1. Факел, т.к. буква ф обозначает твёрдый звук.
2. Фиалки, т.к. 3 слога
ударение падает на второй слог
заканчивается на И
множественное число.
Работа над III столбиком слов
- III столбик. Первые два слова читают девочки, другие 2 слова – мальчики.
- Прочитайте съедобные слова. (Кофе, конфеты)
- А где их можно попробовать. Прочтите. (Кафе)
- Кто был в кафе?
- Что такое конфетти? (Это разноцветные бумажные кружочки, которыми осыпают друг друга на праздниках.) (Показ.)
- Что интересного у 1 и 2 слова? (Различие в одной букве, а смысл разный.)
- Что интересного в 3 и 4 словах? (В конфетти – удвоенная согласная, есть общая часть, но по смыслу разные.)
- Мы с вами потренировались. А эти знания пригодятся нам в дальнейшем.
- Найдите слова в Азбуке, отмеченные снежинкой.
- Прочитай, Карина.
- Что интересного заметили?
1. Есть общая часть ФОТО.
2. Фотоаппарат, фотокорреспондент – удвоенная согласная.
3. Фоторобот – все гласные О.
- Выделим во всех словах общую часть, фото. Это перед вами сложные слова, т.к. состоят из 2 корней, но это тема 3 класса.
- ФОТО с греческого «свет».
- Все вы фотографировались, поэтому в классе тоже оформили стенд «Вместе весело живём». (С обратной стороны доски.)
- Наверняка у каждого из вас есть альбомы с фотографиями. (Показать, перелистывая.)
Работа над сложными словами
ФОТОГРАФИЯ
- Что это? (Ответы учащихся)
- У этого слова много значений, хотите узнать?
1. Изображения предметов на чувствительной плёнке.
2. Снимок, полученный таким способом.
3. Учреждение для съёмок.
- Раз у этого слова 3 значения, значит это слово … многозначное
ФОТОАППАРАТ
- Кто видел?
- У кого есть?
- Что это?
- А у меня вот какой, снимок на память.
- Посмотрите, какие ещё есть фотоаппараты. (Это аппарат для фотографии)
ФОТОГРАФ
- Это … (человек, который фотографирует, снимает.)
ФОТОПОРТРЕТ
Это снимок человека.
- Вот мой фотопортрет.
ФОТОРОБОТ
Это составленный фотографический снимок.
- Где можно встретить?
ФОТОКОРРЕСПОНДЕНТ
- Мы не можем показать кто это. Обсудите в парах.
Это специалист по фотографиям.
- Возьмите журналы, откройте по закладке. Найдите на странице, отмечены специальным цветом, где есть надпись фотокорреспондент. Во всех журналах их называют по-разному. Прочитайте имя и фамилию. Продолжим позже знакомство. Закройте журналы.
- Фотокорреспондент – это профессия.
- А что такое ПРОФЕССИЯ? (Это дело, которое человек любит и умеет и которое является для него заработком.)
- Посмотрите, какое интересное слово запишем его. Проанализируем. Максим, к доске.
ПРОФЕССИЯ – 9 букв, 9 звуков.
- Составим устно предложение.
Работа с текстом в Азбуке с. 142 «Папина профессия»
- А теперь познакомимся с текстом с 143. Нашли.
- Юля, читай заголовок.
- Рассмотрите иллюстрацию. Предположите о чём будем читать? (Я читаю текст.)
- Подтвердились ваши предположения?
- Кто папа Саши?
- Что он изображает на фотографиях?
- Кем хочет быть Саша?
Работа над видами профессий
- Какие профессии вы ещё знаете?
- А где встречается буква ф?
ОФИЦИАНТКА
ФИЛОЛОГ – учитель русского языка и литературы.
ФИЛОСОФ – человек, который занимается философией.
ШОФЁР
ОФТАЛЬМОЛОГ - врач, лечащий глаза.
ФРЕЗЕРОВЩИК – человек, который работает на фрезерном станке (это инструмент для обработки поверхностей дерева и металла).
ФАРМАЦЕВТ – аптечный работник.
ФАСОВЩИК
ФЕЛЬДШЕР – лекарский помощник.
ФИЗИОТЕРАПЕВТ – врач по физиотерапии.
ФОКУСНИК
ФЕРМЕР
- Оказывается, ребята, увлечение спортом (хобби), может превратиться в профессию. То есть, спорт превращается в работу, так как спортсмены зарабатывают, таким образом, себе деньги. (Показ журнала.)
- Например: Алина Кабаева – это гимнастка, Егор Титов – футболист, Ирина Слуцкая – фигуристка.
ФУТБОЛИСТ
ФИГУРИСТКА
- Выберите из слов, те, где буква ф обозначает мягкий согласный звук. Назовите. Запишите любые два.
ОФИЦИАНТКА
ФИЛОЛОГ
ФИЛОСОФ
ШОФЁР
ФЕЛЬДШЕР
ФИЗИОТЕРАПЕВТ
ФЕРМЕР
ФУТБОЛИСТ
ФИГУРИСТКА
- Возьмите карточки.
- Какое задание можете предложить?
- Разбейте на группы. Работа в парах.
ШОФЁР | ФЕЛЬДШЕР | ПРОДАВЕЦ | ПЛОТНИК | МЕДСЕСТРА | САНИТАРКА | ФОНАРЬ | ФИАЛКА |
- На какие группы разбили?
- По какому признаку?
- Найдите слова, которые отвечают на вопрос ЧТО? (Фонарь, фиалка)
- Это … неодушевленные существительные.
- А остальные отвечают на вопрос … КТО?
- Это … одушевлённые существительные.
- С какими профессиями вы встречались?
- В вашей семье?
- Вспомните. Обратите внимание на стенд «Наши мамы и папы».
- Продолжите предложение.
Моя мама работает ….. или Мой папа работает ….
- Выберите 1 предложение про маму или про папу и запишите.
- Я хочу быть …
- Запишите.
- Сейчас послушаю не всех, но после урока каждого выслушаю.
- Дима, прочитай свои предложения.
- Почему ты выбрал эту профессию?
- Нужна ли эта профессия?
(Проверка 2-3 человека.)
Бегущая строка
Все профессии важны!
Все профессии нужны!
5. Итог урока
- Какая главная буква была на уроке?
- В каких словах сегодня встречалась?
- Что интересного узнали?
- О чём расскажите дома?
- Что было трудно? Интересно?
- Кого можно похвалить?
6. Рефлексия
- Оцените свою работу, раскрасьте букву Ф
- Для вас сюрприз, за работу на уроке.