Урок обучения грамоте с элементами развития речи в 1-м классе по теме "Строчная буква ф. Закрепление. Профессии"

Разделы: Начальная школа


Тема: Строчная буква ф. Закрепление. Профессии.

Тип урока:  Комбинированный.

Программа: Образовательная система «Школа 2100».

Цели:

  1. Закрепить знание о букве ф и звуках, совершенствовать навык чтения и письма.
  2. Способствовать развитию устной и письменной речи, расширять словарный запас и кругозор учащихся.
  3. Формировать умение самостоятельно мыслить, доказывать, предполагать.

Ход урока

1. Организационный момент

- Каким надо быть на уроке чтения и письма?

2. Работа со звукавичками

- Я называю слово, вы характеризуете I звук, будьте внимательны:

ананас
банан
картошка
яблоко
морковь
апельсин
киви
финики

- Убрали звуковички.

- На какую букву начиналось последнее слово.

- Что вы знаете о букве ф? (Обозначается звуками, он глухой, может быть мягким и твёрдым звуком, есть пара в, буква ф в слове может стоять: в начале, середине, в конце.)

- Как вы думаете, чем сегодня будем заниматься на уроке?

3. Постановка цели

- Сегодня на уроке закрепим знание о букве ф и её звуках, и применим эти знания для расширения своего кругозора.

4. Работа в Азбуке

- Открыли азбуку с. 142.

- Читаем слоги вместе.

- Выпишите, те слоги, в которых есть гласная а,  гласная,  гласная е.

- Проверим. (На доске уже написано.)

- Составьте из этих слогов слова.

- А теперь на следующей строчке, запишите эти слова, 2-3 слова.

фабрика
афиша

футбол
футболка
фуфайка

фермер
телефон
фен

Работа над I столбиком слов

- Читаем I столбик слов про себя.

- Женя, прочитай вслух.

- Найдите слово, которое называет место военных действий? (Фронт)

- Как называется крупное соединение военно-морских судов? (Флот)

- Какое слово осталось? Что обозначает?

ИЛЛЮСТРАЦИЯ на слово фрак.

Фрак – это сюртук с вырезанными передними полами.

Работа над II столбиком слов

- Прочитаем вместе II столбик.

- Какие слова непонятны?

- Какое слово может быть лишним? Почему?

1. Факел, т.к. буква ф обозначает твёрдый звук.

2. Фиалки, т.к. 3 слога

ударение падает на второй слог
заканчивается на И
множественное число.

Работа над III столбиком слов

- III столбик. Первые  два слова читают девочки, другие 2 слова – мальчики.

- Прочитайте съедобные слова.  (Кофе, конфеты)

- А где их можно попробовать. Прочтите. (Кафе)

- Кто был в кафе?

- Что такое конфетти? (Это разноцветные бумажные кружочки, которыми осыпают друг друга на праздниках.) (Показ.)

- Что интересного у 1 и 2 слова? (Различие в одной букве, а смысл разный.)

- Что интересного в 3 и 4 словах? (В конфетти – удвоенная согласная, есть общая часть, но по смыслу разные.)

- Мы с вами потренировались. А эти  знания пригодятся нам в дальнейшем.

- Найдите слова в Азбуке, отмеченные снежинкой.

- Прочитай, Карина.

- Что интересного заметили?

1. Есть общая часть ФОТО.
2. Фотоаппарат, фотокорреспондент – удвоенная согласная.
3. Фоторобот – все гласные О.

- Выделим во всех словах общую часть, фото. Это перед вами сложные слова, т.к. состоят из 2 корней, но это тема 3 класса.

- ФОТО с греческого «свет».

- Все вы фотографировались, поэтому в классе тоже оформили стенд «Вместе весело живём». (С обратной стороны доски.)

- Наверняка у каждого из вас есть альбомы с фотографиями. (Показать, перелистывая.)

Работа над сложными словами

ФОТОГРАФИЯ

- Что это? (Ответы учащихся)

- У этого слова много значений, хотите узнать?

1. Изображения предметов на чувствительной плёнке.
2. Снимок, полученный таким способом.
3. Учреждение для съёмок.

- Раз у этого слова 3 значения, значит это слово … многозначное

ФОТОАППАРАТ

- Кто видел?

- У кого есть?

- Что это?

- А у меня вот какой, снимок на память.

- Посмотрите, какие ещё есть фотоаппараты. (Это аппарат для фотографии)

ФОТОГРАФ

- Это … (человек, который фотографирует, снимает.)

ФОТОПОРТРЕТ

Это снимок человека.

- Вот мой фотопортрет.

ФОТОРОБОТ

Это составленный фотографический снимок.

- Где можно встретить?

ФОТОКОРРЕСПОНДЕНТ

- Мы не можем показать кто это. Обсудите в парах.

Это специалист по фотографиям.

- Возьмите журналы, откройте по закладке. Найдите на странице, отмечены специальным цветом, где есть надпись фотокорреспондент. Во всех журналах их называют по-разному. Прочитайте имя и фамилию. Продолжим позже знакомство. Закройте журналы.

- Фотокорреспондент – это профессия.

- А что такое ПРОФЕССИЯ? (Это дело, которое человек любит и умеет и которое является для него заработком.)

- Посмотрите, какое интересное слово запишем его. Проанализируем. Максим, к доске.

ПРОФЕССИЯ – 9 букв, 9 звуков.

- Составим устно предложение.

Работа с текстом в Азбуке с. 142 «Папина профессия»

- А теперь познакомимся с текстом с 143. Нашли.

- Юля, читай заголовок.

- Рассмотрите иллюстрацию. Предположите о чём будем читать? (Я читаю текст.)

- Подтвердились ваши предположения?

- Кто папа Саши?

- Что он изображает на фотографиях?

- Кем хочет быть Саша?

Работа над видами профессий

- Какие профессии вы ещё знаете?

- А где встречается буква ф?

ОФИЦИАНТКА
ФИЛОЛОГ – учитель русского языка и литературы.
ФИЛОСОФ – человек, который  занимается философией.
ШОФЁР
ОФТАЛЬМОЛОГ -  врач, лечащий глаза.
ФРЕЗЕРОВЩИК – человек, который работает  на фрезерном станке (это инструмент для обработки поверхностей дерева и металла).
ФАРМАЦЕВТ – аптечный работник.
ФАСОВЩИК
ФЕЛЬДШЕР – лекарский помощник.
ФИЗИОТЕРАПЕВТ – врач по физиотерапии.
ФОКУСНИК
ФЕРМЕР

- Оказывается, ребята, увлечение спортом (хобби), может превратиться в профессию. То есть, спорт превращается в работу, так как спортсмены зарабатывают, таким образом, себе деньги. (Показ журнала.)

- Например: Алина Кабаева – это гимнастка, Егор Титов – футболист, Ирина Слуцкая – фигуристка.

ФУТБОЛИСТ
ФИГУРИСТКА

- Выберите из слов, те, где буква ф обозначает мягкий согласный звук. Назовите. Запишите любые два.

ОФИЦИАНТКА
ФИЛОЛОГ
ФИЛОСОФ
ШОФЁР
ФЕЛЬДШЕР
ФИЗИОТЕРАПЕВТ
ФЕРМЕР
ФУТБОЛИСТ
ФИГУРИСТКА

- Возьмите карточки.

- Какое задание можете предложить?

- Разбейте на группы. Работа в парах.

ШОФЁР ФЕЛЬДШЕР ПРОДАВЕЦ ПЛОТНИК МЕДСЕСТРА САНИТАРКА ФОНАРЬ ФИАЛКА

- На какие группы разбили?

- По какому признаку?

- Найдите слова, которые отвечают на вопрос ЧТО? (Фонарь, фиалка)

- Это … неодушевленные существительные.

- А остальные отвечают на вопрос … КТО?

- Это … одушевлённые существительные.

- С какими профессиями вы встречались?

- В вашей семье?

- Вспомните. Обратите внимание на стенд «Наши мамы и папы».

- Продолжите предложение.

Моя мама работает …..    или      Мой папа работает ….

- Выберите 1 предложение про маму или про папу и запишите.

- Я хочу быть …

- Запишите.

- Сейчас послушаю не всех, но после урока каждого выслушаю.

- Дима, прочитай свои предложения.

- Почему ты выбрал эту профессию?

- Нужна ли эта профессия?

(Проверка 2-3 человека.)

Бегущая строка

Все профессии важны!
Все профессии нужны!

5. Итог урока

- Какая главная буква была на уроке?

- В каких словах сегодня встречалась?

- Что интересного узнали?

- О чём расскажите дома?

- Что было трудно? Интересно?

- Кого можно похвалить?

6. Рефлексия

- Оцените свою работу, раскрасьте букву Ф

- Для вас сюрприз, за работу на уроке.