Тема: Проектирование и изготовление одежды на основе чертежа ночной сорочки.
Цель: Систематизировать знания о проектной деятельности.
Задачи:
- Познакомить учащихся с проектами учеников за несколько лет.
- Научить эскизной разработке моделей плечевых изделий на бумажных куклах.
- Изготовить модели спортивной, повседневной, нарядной одежды для бумажных кукол
Ожидаемый результат:
- Учащиеся рисуют эскизы моделей.
- Учащиеся знают силуэты и стили одежды.
Оборудование:
- Рисунки одежды древнего Египта и древних греков.
- Репродукции одежды женщин Древней Руси
- Рисунки одежды 20 века.
- Карточки - термины с новыми словами - (рубаха, сорочица, пеплос, хитон, гиматия, стиль, спортивный стиль, романтический стиль, классический стиль, платье, туалет, силуэт).
- Журналы «BURDA» (разные годы изданий).
- Бумажные куклы – лекала (на три команды).
- Цветная бумага.
- Ножницы.
- Альбомные листы.
Ход занятия
1. Организационный момент
Приветствие, пожелание хорошего настроения и работоспособности.
2. С.п.с. (сообщение познавательных сведений)
Рост ученика через творческий проект – это творческая работа ученика, выполненная самостоятельно с консультацией педагога.
Проектная деятельность учащихся представляет собой теоретическую и практическую работу. Способ достижения цели через детальную разработку проблемы. Проблема – это теоретический или практический вопрос, требующий исследования. Проблема связана с неудовлетворёнными потребностями человека. Это связывает проекты с жизнью. Мы выдвигаем идею через потребности человека (выявляем эти потребности дома, в школе, можно провести анкету и узнать что нужно для дома или школы?). Далее мы формулируем задачу или задачи проекта, (разработать, изготовить для кого и почему этому человеку необходимо). Иногда изделие необходимо 1 или для группы людей. Краткая формулировка задачи – это записанное в краткой форме задание разработать и изготовить изделие. Изделие может быть простым, например бутерброд или фартук, или изделие из лозы, соломки, дерева, металла.
Формулировка задачи должна отражать:
- Название изделия.
- Предназначение изделия (игрушка для брата) потребность – игра.
3. Идея проекта (от набора первоначальных идей идёт обдумывание)
- размышления, что можно сделать и из чего;
- нарисовать эскиз – краткие комментарии;
- выбрать форму изделия;
- подобрать материалы;
- составить план работы (технологическая карта)
- сделать, испытать.
Чем больше идей, тема легче выбрать то, что будешь делать. Учитель знакомит с результатами работы над проектом за несколько лет с показом работ. Сегодня мы начинаем новую тему через метод проектов.
Вопросы:
- Какую одежду мы уже умеем изготовлять? (Фартук, юбка)
- Где носят юбку? (На поясе)
- Какие изделия относятся к плечевым? (Платья, пальто, сарафаны, халаты, ночные сорочки и т.д.)
Эти изделия и называют поясными. В этом году мы знакомимся ещё с одним видом одежды – плечевым изделием.
Учитель: Все мы привыкли к одежде, как к собственному телу. Из научных трудов можно узнать, что одежда древних людей была очень проста: на плечах и поясе. От набедренных повязок перешли к одежде, затем стали изготовлять одежду из шкур животных, одинаково ли они одевались? Нет, имелись различия. Более сильным и удачным выделялись лучшие шкуры и делали особые украшения.
Плечевая одежда состояла из куска ткани, перекинутого через плечо, а мужской костюм греков состоял из нескольких кусков ткани, которые не сшивались, но искусно драпировали тело. Костюм состоял из двух частей – нижней рубашки, называвшейся хитоном, и верхней накидки – гиматия.
Женщины Древней Греции носили пеплос - большой кусок шерстяной материи прямоугольной формы. Размеры зависели от общественного положения и индивидуального вкуса женщины.
В древней Руси женщины носили рубаху - сорочицу.
С развитием человеческого общества костюм усложняется. Появляется понятие туалета: совокупность одежды, обуви, перчаток, украшений. Костюмы прошедших веков и более современные легко отличаем по силуэту.
Силуэт - французское слово, которым называют внешние очертания любого предмета, его «тень». (Запись в тетрадь).
Не смотря на многообразие и неповторимость костюмов разных эпох, их можно вписать в геометрические фигуры - прямоугольник, трапецию, овал.
Различают несколько силуэтов: прямой, полуприлегающий, приталенный, «трапеция».
Стиль - это выраженная в содержании и форме предметов быта, в искусстве и архитектуре общность художественно - выразительных средств. Одежда, являясь носителем стиля, выражает его с помощью силуэта, цвета, ткани. Стиль связан тесно с модой, регулирует и направляет моду.
В современной одежде различают три стиля:
- Классический
- Спортивный
- Романтический
Классический стиль
Спортивный стиль
Романтический стиль
Свой гардероб вы можете формировать по своему вкусу из одежды разных стилей, очень важно научиться одеваться в соответствии с назначением.
Не стоит в театр идти в спортивной одежде, а на работу в нарядном платье из блестящей ткани.
4. Выполнение практических работ
Практическая работа №1
- Определить по журналам «BURDA» силуэты разных видов одежды.
- Нарисовать в тетради силуэты современных направлений моды, используя бумажную куклу-лекало.
Вывод: Используя журналы вы увидели силуэты разных видов одежды.
Практическая работа №2
Нарисовать по заданию учителя одежду разных стилей. Класс делится на три команды, каждая получает бумажную куклу-лекало и определяет стиль одежды, который они будут рисовать и защищать.
Спортивный стиль |
Романтический стиль |
Классический стиль |
Вывод: Каждая историческая эпоха создавала свой художественный стиль, например: «рококо», «барокко», а какой стиль выбрали и нарисовали вы? (Ответы учащихся)
Беседа с учащимися по вопросам:
- В одежду какого стиля вы одеты?
- Можете ли назвать силуэт вашей одежды?
- Одежду, какого стиля не стоит надевать на дискотеку?
Учитель: К одежде при проектировании предъявляют ряд требований:
- Гигиенические - одежда создаёт благоприятный микроклимат, должна быть удобной.
- Эстетические - одежда должна быть красивой, соответствовать моде, учитывать индивидуальные особенности телосложения и возраста человека.
- Эксплуатационные – одежда должна быть не дорогой и доступной (запись в тетрадь).
5. Закрепление
- Назовите стили одежды, которые узнали на уроке?
- Какие силуэты сейчас в моде?
- Из какой ткани можно сшить блузку спортивного стиля?
6. Итог урока
Выставление оценок, их аргументация.
Домашнее задание: тетрадь, лоскутки тканей из химических волокон, клей.
Вывод: в современной моде используют 4 силуэта. Одежду разных стилей необходимо одевать в соответствии с назначением. При подборе ткани, проектировании и выборе способов обработки отдельных узлов одежды необходимо проверять, насколько они соответствуют требованиям, предъявляемым к одежде.
Литература
- В.Д.Симоненко Учебник «Технология» для 7 класса. М.: Вентана-Граф, 2005.
- www.yandex.ru.картинки стр.1, 2, 3, 4.
- О. В. Павлова Поурочные планы. Волгоград: «Учитель», 2006.