Тренинговое занятие с родителями первоклассников "Творческий союз"

Разделы: Работа с родителями, Школьная психологическая служба


Цели:

  • укрепить уверенность родителей и детей в их собственных возможностях;
  • сформировать мысль о единстве родителей, детей, и педагогов школы.

Задачи:

  • сплочение родителей, детей и классного руководителя;
  • развитие сотрудничества;
  • осознание общих задач, стоящих перед школой и семьей;
  • развитие умений поставить себя на место другого человека;
  • реализация творческих способностей.

Материалы:

  • мяч;
  • две ленты;
  • бумага, листы;
  • карточки с незаконченными четверостишиями;
  • фломастеры, карандаши;
  • памятки для родителей “притча”. Приложение 1Приложение 2.

Категория участников: родители, дети, классный руководитель, психолог.

Количество участников: 15–20 человек.

Вступление: участники садятся в круг.

  1. Здравствуйте! Сейчас мы с вами должны настроиться на серьезный лад, устроиться поудобнее, чтобы ничего не мешало. Пока мы тут с вами болтали, смеялись, вокруг нас происходило много событий. В соседней комнате дети готовились к занятию, цветок рос, машина ехала, птица летела мимо окна, на втором этаже двигали стул, на станцию прибыл поезд, над городом пролетел самолет. И все это одновременно, но мы ничего этого не осознаем, не слышим. Человек не может, конечно же, все видеть и слышать сразу. Давайте попробуем сейчас сосредоточиться на чем-то одном.
  2. Закройте, пожалуйста, глаза и послушайте звуки на улице, в кабинете, в коридоре, как одежда прикасается к телу, как растут на голове волосы.
  3. Каждый день мы просыпаемся, умываемся, чистим зубы, идем в школу, на работу. И все это бегом, и заметить, остановиться нет времени. А планета кружится, птицы поют, цветы растут, солнце всходит... Закройте глаза, представьте: над красивым черным космосом, между блестящими звездочками висит теплая круглобокая планета. Она кружится, на ней живут люди, звери бегают, прыгают, бабочки летают. Давайте присмотримся к планете внимательнее, еще внимательнее…
  4. Откройте глазки, вы заметили одну удивительную вещь? Нигде-нигде на планете больше нет вот таких замечательных пап и мам. И сколько не присматривайся, нигде больше на всей планете нет вот такого очаровательного мальчика, и нет больше нигде ни одной на всей планете вот такой очаровательной девочки. Нет нигде второго такого ребенка. Вы на свете все такие единственные и неповторимые, второго такого нет нигде, сколько бы мы не искали.

Ведущий. Давайте, наконец, познакомимся. Игра называется “Снежный ком”.

Первый участник, у которого окажется мяч, называет свое имя. Мяч передается второму участнику, который называет имя первого и свое. Третий – имя первого, второго, а затем свое имя, и так далее до конца. Последний участник называет все имена членов группы, начиная с первого и свое.

Спасибо. Приятно было познакомиться.

Упражнение “Ленты”

Приглашаются три участника (по желанию). Стоящему посередине участнику завязывают ноги (правую – с левой ногой участника стоящего справа, левую – с правой ногой участника стоящего слева). В таком положении им предлагается пересечь комнату.

По окончании проводится обсуждение.

  1. Удобно ли было двигаться?
  2. Кому из участников наиболее сложно перемещаться?
  3. В каком случае игроку в центре двигаться легче, увереннее – когда участники сбоку помогают ему и двигаются в одном направлении или когда каждый участник двигается в своем направлении?

Ведущий. В положении человека, стоявшего в центре, находится ребенок. Чтобы понять ребенка и помочь ему, нам необходимо встать на его место. С одной стороны располагается школа со своими методами воспитания, требованиями, задачами, ожиданиями, а с другой – семья, родители со своими средствами воспитания, взглядами, ожиданиями. Ребенку необходимо соответствовать ожиданиям школы и семьи, выполнять требования и родителей, и педагогов. Успешность воспитания и обучения ребенка зависит от взаимопонимания, сотрудничества родителей и педагогов.

Мы делимся на группы. Каждая семья является отдельным государством. Каждое государство имеет свою символику, следовательно, жителям нужно создать свой герб. В рисовании герба необходимо принять участие всем членам семьи.

Упражнение “Герб семьи”

На листах участники каждой группы изображают свою символику. Представление каждой группы.

А теперь давайте поиграем.

Игра для детей “Верно – не верно!”

Ведущий. Я буду говорить вам фразы, а вы, если согласны со мной, поднимайте обе руки вверх, а если не согласны, сидите тихонечко.

  • Семья – это все мои друзья и знакомые.
  • Семья – это я.
  • Мои родители могут быть младше меня.
  • Бабушка – это мама моей мамы.
  • Дедушка – это папа моего папы.
  • Семья – это люди, которые любят друг друга.
  • Бабушка и дедушка – это мои родители.
  • Я – дочь мамы и папы.
  • Всем людям нужна семья.

Да, я хотела вас запутать, но не смогла! Умницы! Я вижу, что все вы знаете, что такое семья – семья это самые близкие люди, которые живут вместе. У детей всегда есть родители. Родители всегда любят своих детей, даже когда они почему-то сердятся, они часто волнуются и переживают за вас. Семья людям нужна, чтобы каждый чувствовал, что его любят, и чтобы всем было хорошо.

Упражнение для родителей
“Сказка об идеальных отношениях в семье”

Дети в это время изображают свою семью.

Родителям предлагается продолжить сказку на воспитательную тему.

В одной коробке с карандашами родился маленький карандашик. Взрослые карандаши – мама, папа, бабушка и дедушка – были цветными. Причем у каждого из них был свой цвет. Маленький карандашик еще не имел своего цвета, ему еще предстояло стать цветным.

Каждый день синяя мама учила его, как быть синим. Красный папа – как окраситься в красный цвет, потому что его выбирают чаще всего, рисуя прекрасные картины. Желтый дед спорил со всеми, говоря о важности желтого цвета, а зеленая бабушка брала внука за руку, и на какое-то мгновение он зеленел. Так проходил день за днем, и вот…

Далее дети рассказывают о своих рисунках.

Фестиваль музыки и юмора

Ведущий. Союз государств существует в реальности. Это взаимодействие мы сегодня наблюдали. Вопросы, возникающие в семейных государствах, решаются на общих собраниях. В данный момент у нас назрел один вопрос, требующий незамедлительного решения. Жители пограничных государств решили провести фестиваль музыки и юмора. Для этого мероприятия необходимо срочно подготовить юмористические четверостишия.

Игроки получают листы, на которых напечатано начало четверостишия, которое надо закончить.

Варианты незаконченных четверостиший:

  1. Мы немножко порезвились,
    По местам все разместились…
  2. Приходим на собрание,
    Словно на свидание…
  3. В школу к нам пришел Молчок -
    Очень робкий новичок…
  4. Если б не было детей,
    Не было б игрушек…

“Рефлексия”

Цель: выявление эмоционально-смыслового состояния участников группы по окончанию тренинговой работы.

Заполните, пожалуйста, предложенные анкеты “Откровенно говоря…”. Передавая по кругу мяч, ответьте на следующие вопросы, поделитесь своим мнением о проведённом мероприятии:

  1. Как себя чувствовали во время тренинга, менялось ли настроение?
  2. Что бы Вы пожелали участникам тренинга и ведущим?

По окончании мероприятия родителям раздаются листы с притчами.

Литература:

  1. Бакунец С. Методическая копилка. На тропе сотрудничества. Игра-тренинг. - // Школьный психолог. - 2007, № 19.
  2. Белинская Е. Волшебный мир детства. - // Школьный психолог. – 2007,  № 18.
  3. Ефимова Н. Семейная консультация. Моя семья – программа для родителей. - // Школьный психолог”. - 2006, № 5.
  4. Мартинкевич Э. Методическая копилка. Программа занятий с родителями по изменению проблемного поведения детей. - // Школьный психолог. – 2008. - № 1.