Цели:
Задачи:
- сплочение родителей, детей и классного руководителя;
- развитие сотрудничества;
- осознание общих задач, стоящих перед школой и семьей;
- развитие умений поставить себя на место другого человека;
- реализация творческих способностей.
Материалы:
- мяч;
- две ленты;
- бумага, листы;
- карточки с незаконченными четверостишиями;
- фломастеры, карандаши;
- памятки для родителей “притча”. Приложение 1. Приложение 2.
Категория участников: родители, дети, классный руководитель, психолог.
Количество участников: 15–20 человек.
Вступление: участники садятся в круг.
- Здравствуйте! Сейчас мы с вами должны настроиться на серьезный лад, устроиться поудобнее, чтобы ничего не мешало. Пока мы тут с вами болтали, смеялись, вокруг нас происходило много событий. В соседней комнате дети готовились к занятию, цветок рос, машина ехала, птица летела мимо окна, на втором этаже двигали стул, на станцию прибыл поезд, над городом пролетел самолет. И все это одновременно, но мы ничего этого не осознаем, не слышим. Человек не может, конечно же, все видеть и слышать сразу. Давайте попробуем сейчас сосредоточиться на чем-то одном.
- Закройте, пожалуйста, глаза и послушайте звуки на улице, в кабинете, в коридоре, как одежда прикасается к телу, как растут на голове волосы.
- Каждый день мы просыпаемся, умываемся, чистим зубы, идем в школу, на работу. И все это бегом, и заметить, остановиться нет времени. А планета кружится, птицы поют, цветы растут, солнце всходит... Закройте глаза, представьте: над красивым черным космосом, между блестящими звездочками висит теплая круглобокая планета. Она кружится, на ней живут люди, звери бегают, прыгают, бабочки летают. Давайте присмотримся к планете внимательнее, еще внимательнее…
- Откройте глазки, вы заметили одну удивительную вещь? Нигде-нигде на планете больше нет вот таких замечательных пап и мам. И сколько не присматривайся, нигде больше на всей планете нет вот такого очаровательного мальчика, и нет больше нигде ни одной на всей планете вот такой очаровательной девочки. Нет нигде второго такого ребенка. Вы на свете все такие единственные и неповторимые, второго такого нет нигде, сколько бы мы не искали.
Ведущий. Давайте, наконец, познакомимся. Игра называется “Снежный ком”.
Первый участник, у которого окажется мяч, называет свое имя. Мяч передается второму участнику, который называет имя первого и свое. Третий – имя первого, второго, а затем свое имя, и так далее до конца. Последний участник называет все имена членов группы, начиная с первого и свое.
Спасибо. Приятно было познакомиться.
Упражнение “Ленты”
Приглашаются три участника (по желанию). Стоящему посередине участнику завязывают ноги (правую – с левой ногой участника стоящего справа, левую – с правой ногой участника стоящего слева). В таком положении им предлагается пересечь комнату.
По окончании проводится обсуждение.
- Удобно ли было двигаться?
- Кому из участников наиболее сложно перемещаться?
- В каком случае игроку в центре двигаться легче, увереннее – когда участники сбоку помогают ему и двигаются в одном направлении или когда каждый участник двигается в своем направлении?
Ведущий. В положении человека, стоявшего в центре, находится ребенок. Чтобы понять ребенка и помочь ему, нам необходимо встать на его место. С одной стороны располагается школа со своими методами воспитания, требованиями, задачами, ожиданиями, а с другой – семья, родители со своими средствами воспитания, взглядами, ожиданиями. Ребенку необходимо соответствовать ожиданиям школы и семьи, выполнять требования и родителей, и педагогов. Успешность воспитания и обучения ребенка зависит от взаимопонимания, сотрудничества родителей и педагогов.
Мы делимся на группы. Каждая семья является отдельным государством. Каждое государство имеет свою символику, следовательно, жителям нужно создать свой герб. В рисовании герба необходимо принять участие всем членам семьи.
Упражнение “Герб семьи”
На листах участники каждой группы изображают свою символику. Представление каждой группы.
А теперь давайте поиграем.
Игра для детей “Верно – не верно!”
Ведущий. Я буду говорить вам фразы, а вы, если согласны со мной, поднимайте обе руки вверх, а если не согласны, сидите тихонечко.
- Семья – это все мои друзья и знакомые.
- Семья – это я.
- Мои родители могут быть младше меня.
- Бабушка – это мама моей мамы.
- Дедушка – это папа моего папы.
- Семья – это люди, которые любят друг друга.
- Бабушка и дедушка – это мои родители.
- Я – дочь мамы и папы.
- Всем людям нужна семья.
Да, я хотела вас запутать, но не смогла! Умницы! Я вижу, что все вы знаете, что такое семья – семья это самые близкие люди, которые живут вместе. У детей всегда есть родители. Родители всегда любят своих детей, даже когда они почему-то сердятся, они часто волнуются и переживают за вас. Семья людям нужна, чтобы каждый чувствовал, что его любят, и чтобы всем было хорошо.
Упражнение для родителей
“Сказка об идеальных отношениях в семье”
Дети в это время изображают свою семью.
Родителям предлагается продолжить сказку на воспитательную тему.
В одной коробке с карандашами родился маленький карандашик. Взрослые карандаши – мама, папа, бабушка и дедушка – были цветными. Причем у каждого из них был свой цвет. Маленький карандашик еще не имел своего цвета, ему еще предстояло стать цветным.
Каждый день синяя мама учила его, как быть синим. Красный папа – как окраситься в красный цвет, потому что его выбирают чаще всего, рисуя прекрасные картины. Желтый дед спорил со всеми, говоря о важности желтого цвета, а зеленая бабушка брала внука за руку, и на какое-то мгновение он зеленел. Так проходил день за днем, и вот…
Далее дети рассказывают о своих рисунках.
Фестиваль музыки и юмора
Ведущий. Союз государств существует в реальности. Это взаимодействие мы сегодня наблюдали. Вопросы, возникающие в семейных государствах, решаются на общих собраниях. В данный момент у нас назрел один вопрос, требующий незамедлительного решения. Жители пограничных государств решили провести фестиваль музыки и юмора. Для этого мероприятия необходимо срочно подготовить юмористические четверостишия.
Игроки получают листы, на которых напечатано начало четверостишия, которое надо закончить.
Варианты незаконченных четверостиший:
- Мы немножко порезвились,
По местам все разместились… - Приходим на собрание,
Словно на свидание… - В школу к нам пришел Молчок -
Очень робкий новичок… - Если б не было детей,
Не было б игрушек…
“Рефлексия”
Цель: выявление эмоционально-смыслового состояния участников группы по окончанию тренинговой работы.
Заполните, пожалуйста, предложенные анкеты “Откровенно говоря…”. Передавая по кругу мяч, ответьте на следующие вопросы, поделитесь своим мнением о проведённом мероприятии:
- Как себя чувствовали во время тренинга, менялось ли настроение?
- Что бы Вы пожелали участникам тренинга и ведущим?
По окончании мероприятия родителям раздаются листы с притчами.
Литература:
- Бакунец С. Методическая копилка. На тропе сотрудничества. Игра-тренинг. - // Школьный психолог. - 2007, № 19.
- Белинская Е. Волшебный мир детства. - // Школьный психолог. – 2007, № 18.
- Ефимова Н. Семейная консультация. Моя семья – программа для родителей. - // Школьный психолог”. - 2006, № 5.
- Мартинкевич Э. Методическая копилка. Программа занятий с родителями по изменению проблемного поведения детей. - // Школьный психолог. – 2008. - № 1.