Развитие самостоятельности, познавательной активности студентов через использование современных педагогических технологий

Разделы: Администрирование школы


Тема: «Развитие самостоятельности, познавательной активности студентов через использование современных педагогических технологий».

Дата проведения:

Место проведения:

Участники семинара: преподаватели школьного отделения

Предназначение:

  • анализ итогов промежуточной аттестации
  • осознание того, что в современных условиях фронтальные формы организации урока не позволяют получить необходимый результат
  • осмысление понятия «педагогическая технология»
  • восстановление некоторых технологий, позволяющих развивать самостоятельность и познавательную активность

Задачи:

  • выявить причины низкой успеваемости и низкой учебной дисциплины студентов
  • разработать систему мер по использованию современных педагогических технологий, позволяющих развивать самостоятельность и познавательную активность студентов

Цели педсовета:

  • анализ успехов и проблем по результатам промежуточной аттестации на школьном отделении.
  • осмысление некоторых приемов, позволяющих развивать самостоятельность и познавательную активность студентов
  • разработка план мероприятий, направленный на изучение, овладение и использование современных педагогических технологий преподавателями школьного отделения с целью развития самостоятельность и познавательной активности студентов на учебных занятиях

Функции педсовета:

  • информационные
  • коллективно образующие
  • мотивационно-целевые

Технология:

  • локально-модульная

Оборудование:

  • аналитический материал по итогам промежуточной аттестации в виде презентации
  • маркеры
  • листы для работы в группе в режиме «мозгового штурма»
  • раздаточный материал текста с лакунами (определения ведущих специалистов понятия «технология»)

Ход педсовета

1. Выступление заведующей школьным отделением (анализ качества обучения за первый семестр текущего учебного года).

В январе преподавателями школьного отделения подводились итоги обучения за прошедший период, проведены экзамены, были выставлены отметки, подсчитано количество пропусков с целью подведения результатов, для определения уровня качества обучения.

На школьном отделении обучается:

1 курс –…чел.
2 курс – … чел.
3 курс – … чел.
Всего – … чел.

 В ходе сессии были спланированы, организованы и проведены экзамены по следующим учебным дисциплинам:

…, … гр. – теоретические основы начального курса математики, педагогика;

… гр. – математика, компьютерные сети, Интернет и мультимедийные технологии.

гр

Уч. дисц.

ФИО преподав.

В гр. чел.

Допущены

«5»

«4»

«3»

«2»

Общ. успев

Кач. успев

                     

Общая успеваемость выше 90% во всех группах, что говорит о качественной подготовке преподавателями студентов к промежуточной аттестации. Одну из причин низкой качественной успеваемости преподаватели обозначают как уровень обучаемости студентов по данным предметам средний и ниже среднего.

В целом преподаватели подошли ответственно и добросовестно к проведению экзаменов: во время были сданы экзаменационные билеты, запланированы и проведены консультации. Таким образом, организацию и проведение, результаты экзаменов на школьном отделении можно считать удовлетворительными.

Студенты, получившие по итогам семестра только «4» и «5»:

№ гр.

На «4» и «5»
(ФИО студента)

Всего

     

Итог:

1 курс – … чел.
2 курс – … чел.
3 курс – …чел.
Всего – …чел.

Таким образом, качественная успеваемость школьного отделения составляет 28 %.

Основные итоги первого семестра текущего учебного года представлены в таблице:

№ п.п

Гр.

Кол-во студ.

На «4» и «5»

С «3»

С «2», «н/а»

Общ. успев

Кач. успев

Пропусков всего

Пропусков по неув. пр.

                   

Исходя из результатов, представленных классными руководителями в отчётах стал возможным рейтинг групп школьного отделения по результатам семестра.

Группа Классный руководитель Общая успеваемость Место
       

72% - общая успеваемость всех групп школьного отделения.

Самый высокий результат в … группе (кл. руководитель ....), Самый низкий результат в … группе (кл. руководитель ...), причём этот результат – …% общей успеваемости был и на момент контрольной точки, таким образом, можно сделать вывод, о том, что мероприятия внутрисеместровой аттестации не повлияли на успеваемость студентов, хотя основная цель контрольной точки – дать возможность оценить студентам свои успехи или недочёты и исправить положение дел к сессии.

Группа

Классный руководитель

Качественная успеваемость

Место

       

Выше всего результаты в … и … группах (кл руководители …., ….), в остальных группах итоги сессии оставляют желать лучшего. Самый низкий результат в … группе (кл. руководитель …).

Рейтинг групп по среднему количеству пропущенных занятий на одного студента:

Группа

Классный руководитель

Количество пропусков в среднем на одного студента (всего)

Место

       

Рейтинг групп по среднему количеству пропущенных занятий без уважительной причине на одного студента:

Группа

Классный руководитель

Количество пропусков в среднем на одного студента (без уважительной причины)

Место

       

Подводя итог, следует отметить, что среднее количество пропущенных занятий на одного студента обучающегося на школьном отделении за первый семестр … уч.г. – … пр., при этом по неуважительной причине – … пр.

Самые хорошие показатели в … группе (кл. руководитель ….) эти данные подтверждены и процентами общей успеваемости (90%), при систематическом посещении занятий возможность получать хорошие знания и, как результат, процент положительных отметок возрастает.

Следующая таблица даёт возможность сравнительного анализа о количестве студентов получавших стипендию в первом семестре и назначенных на стипендию во втором семестре … уч.г.

 

Академическая стипендия

Социальная стипендия

Академическая стипендия, 2 семестр

Группа

100%

повыш.

 

100%

повыш.

 

 

 

 

 

 

Всего

 

 

 

 

 

%

 

 

 

 

 

…% студентов получали академическую стипендию в первом семестре, …% студентов будут получать стипендию во втором семестре. Таким образом, процент студентов, получающих академическую стипендию, в целом не изменился. Следует отметить разницу в процентном соотношении повышенных стипендий, они увеличились на …%, что говорит о качественной успеваемости некоторых студентов школьного отделения.

По итогам зимней сессии отчислены:

Группа

ФИО студента

Количество пропусков без уважительной причины

Количество предметов с «н/а»

Количество предметов, сданных на «2»

         

С вышеперечисленными студентами неоднократно проводились беседы классными руководителями, заведующей отделением. О положении дел сообщалось и родителям, но эта работа не получила положительных результатов и педагогический совет был вынуждении принять решение об отчислении этих студентов.

Итог:

  • отчислено студентов – 8 %
  • общая успеваемость студентов школьного отделения – 72 %
  • качественная успеваемость студентов школьного отделения – 28 %
  • количество пропущенных занятий в среднем на одного студента – 104 пр.
  • количество пропущенных занятий в среднем на одного студента без уважительной причины - 80 пр.

Подводя итог вышесказанному следует отметить довольно низкое качество обучения студентов на школьном отделении, малую накопляемость отметок на занятиях и необъективность оценивания.

2. Выступление заместителя директора по научно-методической работе.

На отделении была проведена анкета среди студентов по изучению психофизиологического состояния эмоционально – волевой и познавательной сферы студентов, автор В.Е. Максимов.

Текст анкеты в печатном виде был предложен каждому студенту.

Впишите в таблицу номера учебных дисциплин (таблица прилагается №1) по столбцам. Для «трудных» и «интересных» предметов укажите номер причины (таблица прилагается № 2).

(Приложение № 1)

Интересные

Трудные

№ причины

Неинтересные (скучные)

№ причины

         

(Приложение № 2)

… группа

№ п.п.

Название учебной дисциплины

Студенты давали ответы - номер учебной дисциплины, номер причины затруднений по нему.

Требовалось:

1. Из списка предметов выбрать и записать номера наиболее трудных для студентов дисциплин.
2. Просматривая этот список, выбрать и записать номера неинтересных предметов.
3. Из списка записать номера дисциплин, которые для студенты считают интересными.
4. Для трудных и скучных предметов студентам было необходимо записать номера причин, предложенные в приложении.

Итоги анкетирования студентов представлены в следующих таблицах:

В таблице представлены учебные дисциплины и преподаватели, которые получили наиболее высокие результаты по итогам опроса.

Студенты, обучающиеся по специальности Преподавание в начальных классах отметили, предметы как интересные.

Интересный

Выбор (%)

Название учебной дисциплины

ФИО преподавателя

В данной таблице представлены преподаватели и учебные дисциплины, которые студенты чаще всего относят к наиболее трудными. В специальной графе указаны причины, которые указываются чаще всего.

Трудный

Выбор (%)

Название учебной дисциплины

Причины

ФИО преподавателя

Неинтересными, скучными предметами, с указанием причин студенты назвали:  

Неинтересный (скучный)

Выбор (%)

Название учебной дисциплины

Причины

ФИО преподавателя

Все материалы по данному анкетированию обработаны, представлены в виде диаграмм, таблиц.

Информация по ответам студентов открывает большое поле творческой деятельности преподавателя по совершенствованию педагогического процесса, указывает на конкретные «болевые» точки, позволяет конкретизировать личностноориентрованный подход.

Председателя предметно-цикловых комиссий необходимо взять эти материалы у заведующего отделением и на одном из заседаний подробно проанализировать и наметить пути решения проблем.

3.Выступление заведующей школьным отделением.

Исходя из всего вышесказанного попытаемся определить причины столь низких результатов. Все участники педсовета сидят по группам (4 группы), на столах листочки бумаги и маркеры, 1 и 2 гр. – выявляют причины со стороны преподавательского состава, 3 и 4 гр. - выявляют причины со стороны студентов).

По мере выполнения преподавателями задания на доске появляются карточки с предложениями. (Приложение 1)

Исходя из данной схемы, можно сделать предположить, что избежать некоторые проблемы можно при более широком распространении в процесс обучения педагогического колледжа современных педагогических технологий.

Давайте попытаемся освежить в памяти определение данной категории (каждому участнику педсовет розданы листочки с текстами). Задача педагогов вместо пропусков записать слова, подходящие по смыслу. Для проверки используется страница из мультимедийной презентации с первоначальным текстом. (Приложение 2)

На следующем этапе педсовета преподавателем предложено познакомится с текстом о педагогических технологиях, читая делать пометки. (Приложение 3)

Обсудив, педагоги сдают листочки для обработки данных, чтобы определить перечень приёмов, с которыми большинство преподавателей незнакомо, для организации практических занятий по их освоению.

Подводя итог было отмечено, что все преподаватели работали на педагогическом совете в режиме педагогической технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»:

  • Приём «Представление информации в кластерах»

Кластер (блок идей) или «грозди» - это графический способ организации учебного материала.

  • Приём «мозговая атака» или «мозговой штурм»

 Служит для генерирования идей, их оценки для выбора наиболее эффективной идеи, а также разработки способов её реализации на практике. Данный приём применим для рассмотрения любой проблемы, если она ясно сформулирована.

  • Стратегия «Инсерт» («Условные значки»)
  • Текст с лакунами (пропусками)

Все эти приёмы можно использовать на любой учебной дисциплине.

Решение педсовета:

Решение

Ответственные

Сроки

Где представлены результаты

Скорректировать внутреннюю и внешнюю систему контроля качества обучения Отв. зам. директора по УР, зав. отделением, председатели ПЦК Январь План работы ШО; календарно-тематические планы преподавателей
Провести практические занятия для преподавателей по овладению приёмами современных педагогических технологий Отв. зам. директора по методической работе, зав. отделением Ежемесячно до конца учебного года Практикумы, а в дальнейшем на занятиях преподавателей
Подробно проанализировать результаты анкетирования студентов Отв. зав. отделением, председатели ПЦК Февраль-март Заседания ПЦК

Литература

  1. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроках. – М., Просвещение, 2004.
  2. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей критически мыслить. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003.
  3. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003.
  4. Халперн Д. Психология критического мышления. СПб: Питер, 2000.
  5. Студент в поле информации и коммуникации. – СПб, PETROC, 2000.