Тема: «Развитие самостоятельности, познавательной активности студентов через использование современных педагогических технологий».
Дата проведения:
Место проведения:
Участники семинара: преподаватели школьного отделения
Предназначение:
- анализ итогов промежуточной аттестации
- осознание того, что в современных условиях фронтальные формы организации урока не позволяют получить необходимый результат
- осмысление понятия «педагогическая технология»
- восстановление некоторых технологий, позволяющих развивать самостоятельность и познавательную активность
Задачи:
- выявить причины низкой успеваемости и низкой учебной дисциплины студентов
- разработать систему мер по использованию современных педагогических технологий, позволяющих развивать самостоятельность и познавательную активность студентов
Цели педсовета:
- анализ успехов и проблем по результатам промежуточной аттестации на школьном отделении.
- осмысление некоторых приемов, позволяющих развивать самостоятельность и познавательную активность студентов
- разработка план мероприятий, направленный на изучение, овладение и использование современных педагогических технологий преподавателями школьного отделения с целью развития самостоятельность и познавательной активности студентов на учебных занятиях
Функции педсовета:
- информационные
- коллективно образующие
- мотивационно-целевые
Технология:
- локально-модульная
Оборудование:
- аналитический материал по итогам промежуточной аттестации в виде презентации
- маркеры
- листы для работы в группе в режиме «мозгового штурма»
- раздаточный материал текста с лакунами (определения ведущих специалистов понятия «технология»)
Ход педсовета
1. Выступление заведующей школьным отделением (анализ качества обучения за первый семестр текущего учебного года).
В январе преподавателями школьного отделения подводились итоги обучения за прошедший период, проведены экзамены, были выставлены отметки, подсчитано количество пропусков с целью подведения результатов, для определения уровня качества обучения.
На школьном отделении обучается:
1 курс –…чел.
2 курс – … чел.
3 курс – … чел.
Всего – … чел.
В ходе сессии были спланированы, организованы и проведены экзамены по следующим учебным дисциплинам:
…, … гр. – теоретические основы начального курса математики, педагогика;
… гр. – математика, компьютерные сети, Интернет и мультимедийные технологии.
гр |
Уч. дисц. |
ФИО преподав. |
В гр. чел. |
Допущены |
«5» |
«4» |
«3» |
«2» |
Общ. успев |
Кач. успев |
Общая успеваемость выше 90% во всех группах, что говорит о качественной подготовке преподавателями студентов к промежуточной аттестации. Одну из причин низкой качественной успеваемости преподаватели обозначают как уровень обучаемости студентов по данным предметам средний и ниже среднего.
В целом преподаватели подошли ответственно и добросовестно к проведению экзаменов: во время были сданы экзаменационные билеты, запланированы и проведены консультации. Таким образом, организацию и проведение, результаты экзаменов на школьном отделении можно считать удовлетворительными.
Студенты, получившие по итогам семестра только «4» и «5»:
№ гр. |
На «4» и «5» |
Всего |
Итог:
1 курс – … чел.
2 курс – … чел.
3 курс – …чел.
Всего – …чел.
Таким образом, качественная успеваемость школьного отделения составляет 28 %.
Основные итоги первого семестра текущего учебного года представлены в таблице:
№ п.п |
Гр. |
Кол-во студ. |
На «4» и «5» |
С «3» |
С «2», «н/а» |
Общ. успев |
Кач. успев |
Пропусков всего |
Пропусков по неув. пр. |
Исходя из результатов, представленных классными руководителями в отчётах стал возможным рейтинг групп школьного отделения по результатам семестра.
Группа | Классный руководитель | Общая успеваемость | Место |
72% - общая успеваемость всех групп школьного отделения.
Самый высокий результат в … группе (кл. руководитель ....), Самый низкий результат в … группе (кл. руководитель ...), причём этот результат – …% общей успеваемости был и на момент контрольной точки, таким образом, можно сделать вывод, о том, что мероприятия внутрисеместровой аттестации не повлияли на успеваемость студентов, хотя основная цель контрольной точки – дать возможность оценить студентам свои успехи или недочёты и исправить положение дел к сессии.
Группа |
Классный руководитель |
Качественная успеваемость |
Место |
Выше всего результаты в … и … группах (кл руководители …., ….), в остальных группах итоги сессии оставляют желать лучшего. Самый низкий результат в … группе (кл. руководитель …).
Рейтинг групп по среднему количеству пропущенных занятий на одного студента:
Группа |
Классный руководитель |
Количество пропусков в среднем на одного студента (всего) |
Место |
Рейтинг групп по среднему количеству пропущенных занятий без уважительной причине на одного студента:
Группа |
Классный руководитель |
Количество пропусков в среднем на одного студента (без уважительной причины) |
Место |
Подводя итог, следует отметить, что среднее количество пропущенных занятий на одного студента обучающегося на школьном отделении за первый семестр … уч.г. – … пр., при этом по неуважительной причине – … пр.
Самые хорошие показатели в … группе (кл. руководитель ….) эти данные подтверждены и процентами общей успеваемости (90%), при систематическом посещении занятий возможность получать хорошие знания и, как результат, процент положительных отметок возрастает.
Следующая таблица даёт возможность сравнительного анализа о количестве студентов получавших стипендию в первом семестре и назначенных на стипендию во втором семестре … уч.г.
|
Академическая стипендия |
Социальная стипендия |
Академическая стипендия, 2 семестр |
||
Группа |
100% |
повыш. |
|
100% |
повыш. |
|
|
|
|
|
|
Всего |
|
|
|
|
|
% |
|
|
|
|
|
…% студентов получали академическую стипендию в первом семестре, …% студентов будут получать стипендию во втором семестре. Таким образом, процент студентов, получающих академическую стипендию, в целом не изменился. Следует отметить разницу в процентном соотношении повышенных стипендий, они увеличились на …%, что говорит о качественной успеваемости некоторых студентов школьного отделения.
По итогам зимней сессии отчислены:
Группа |
ФИО студента |
Количество пропусков без уважительной причины |
Количество предметов с «н/а» |
Количество предметов, сданных на «2» |
С вышеперечисленными студентами неоднократно проводились беседы классными руководителями, заведующей отделением. О положении дел сообщалось и родителям, но эта работа не получила положительных результатов и педагогический совет был вынуждении принять решение об отчислении этих студентов.
Итог:
- отчислено студентов – 8 %
- общая успеваемость студентов школьного отделения – 72 %
- качественная успеваемость студентов школьного отделения – 28 %
- количество пропущенных занятий в среднем на одного студента – 104 пр.
- количество пропущенных занятий в среднем на одного студента без уважительной причины - 80 пр.
Подводя итог вышесказанному следует отметить довольно низкое качество обучения студентов на школьном отделении, малую накопляемость отметок на занятиях и необъективность оценивания.
2. Выступление заместителя директора по научно-методической работе.
На отделении была проведена анкета среди студентов по изучению психофизиологического состояния эмоционально – волевой и познавательной сферы студентов, автор В.Е. Максимов.
Текст анкеты в печатном виде был предложен каждому студенту.
Впишите в таблицу номера учебных дисциплин (таблица прилагается №1) по столбцам. Для «трудных» и «интересных» предметов укажите номер причины (таблица прилагается № 2).
Интересные |
Трудные |
№ причины |
Неинтересные (скучные) |
№ причины |
… группа |
|
№ п.п. |
Название учебной дисциплины |
Студенты давали ответы - номер учебной дисциплины, номер причины затруднений по нему.
Требовалось:
1. Из списка предметов выбрать и записать номера наиболее трудных для студентов дисциплин.
2. Просматривая этот список, выбрать и записать номера неинтересных предметов.
3. Из списка записать номера дисциплин, которые для студенты считают интересными.
4. Для трудных и скучных предметов студентам было необходимо записать номера причин, предложенные в приложении.
Итоги анкетирования студентов представлены в следующих таблицах:
В таблице представлены учебные дисциплины и преподаватели, которые получили наиболее высокие результаты по итогам опроса.
Студенты, обучающиеся по специальности Преподавание в начальных классах отметили, предметы как интересные.
Интересный |
||
Выбор (%) |
Название учебной дисциплины |
ФИО преподавателя |
В данной таблице представлены преподаватели и учебные дисциплины, которые студенты чаще всего относят к наиболее трудными. В специальной графе указаны причины, которые указываются чаще всего.
Трудный |
|||
Выбор (%) |
Название учебной дисциплины |
Причины |
ФИО преподавателя |
Неинтересными, скучными предметами, с указанием причин студенты назвали:
Неинтересный (скучный) |
|||
Выбор (%) |
Название учебной дисциплины |
Причины |
ФИО преподавателя |
Все материалы по данному анкетированию обработаны, представлены в виде диаграмм, таблиц.
Информация по ответам студентов открывает большое поле творческой деятельности преподавателя по совершенствованию педагогического процесса, указывает на конкретные «болевые» точки, позволяет конкретизировать личностноориентрованный подход.
Председателя предметно-цикловых комиссий необходимо взять эти материалы у заведующего отделением и на одном из заседаний подробно проанализировать и наметить пути решения проблем.
3.Выступление заведующей школьным отделением.
Исходя из всего вышесказанного попытаемся определить причины столь низких результатов. Все участники педсовета сидят по группам (4 группы), на столах листочки бумаги и маркеры, 1 и 2 гр. – выявляют причины со стороны преподавательского состава, 3 и 4 гр. - выявляют причины со стороны студентов).
По мере выполнения преподавателями задания на доске появляются карточки с предложениями. (Приложение 1)
Исходя из данной схемы, можно сделать предположить, что избежать некоторые проблемы можно при более широком распространении в процесс обучения педагогического колледжа современных педагогических технологий.
Давайте попытаемся освежить в памяти определение данной категории (каждому участнику педсовет розданы листочки с текстами). Задача педагогов вместо пропусков записать слова, подходящие по смыслу. Для проверки используется страница из мультимедийной презентации с первоначальным текстом. (Приложение 2)
На следующем этапе педсовета преподавателем предложено познакомится с текстом о педагогических технологиях, читая делать пометки. (Приложение 3)
Обсудив, педагоги сдают листочки для обработки данных, чтобы определить перечень приёмов, с которыми большинство преподавателей незнакомо, для организации практических занятий по их освоению.
Подводя итог было отмечено, что все преподаватели работали на педагогическом совете в режиме педагогической технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»:
- Приём «Представление информации в кластерах»
Кластер (блок идей) или «грозди» - это графический способ организации учебного материала.
- Приём «мозговая атака» или «мозговой штурм»
Служит для генерирования идей, их оценки для выбора наиболее эффективной идеи, а также разработки способов её реализации на практике. Данный приём применим для рассмотрения любой проблемы, если она ясно сформулирована.
- Стратегия «Инсерт» («Условные значки»)
- Текст с лакунами (пропусками)
Все эти приёмы можно использовать на любой учебной дисциплине.
Решение педсовета:
Решение |
Ответственные |
Сроки |
Где представлены результаты |
Скорректировать внутреннюю и внешнюю систему контроля качества обучения | Отв. зам. директора по УР, зав. отделением, председатели ПЦК | Январь | План работы ШО; календарно-тематические планы преподавателей |
Провести практические занятия для преподавателей по овладению приёмами современных педагогических технологий | Отв. зам. директора по методической работе, зав. отделением | Ежемесячно до конца учебного года | Практикумы, а в дальнейшем на занятиях преподавателей |
Подробно проанализировать результаты анкетирования студентов | Отв. зав. отделением, председатели ПЦК | Февраль-март | Заседания ПЦК |
Литература
- Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроках. – М., Просвещение, 2004.
- Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей критически мыслить. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003.
- Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003.
- Халперн Д. Психология критического мышления. СПб: Питер, 2000.
- Студент в поле информации и коммуникации. – СПб, PETROC, 2000.