Цели:
- Обобщить знания о частях слова;
- Развивать умения разбирать слова по составу, образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов, различать однокоренные слова и формы слов;
- Развивать орфографическую зоркость, умение определять грамматическую основу предложения, части речи;
- Развивать логическое мышление, память, внимание, познавательный интерес к предмету, умение доказывать, сравнивать, обобщать; умение работать в парах, в группах;
- Воспитывать уважительное отношение друг к другу, культуру учебного труда.
Ход урока
I. Орг. момент.
II. Определение темы урока.
На доске:
У. Определите тему урока. (Части слова).
Как узнали?
III. Минутка чистописания.
IV. Актуализация знаний.
1. Вспомним части слова.
Самая главная часть слова – это … (Корень)
Расскажите все, что знаете о корне. Как выделяем корень?
2. Отгадайте следующую часть слова:
Возьмите приставку из слова “привез”, корень из слова “ставить”, суффикс из слова “дочка”, окончание из слова “школа”. (Приставка)
Что вы знаете о приставке? Как выделяем?
3. Отгадайте ребус. Какое слово зашифровано? (Суффикс).
Расскажите, что вы знаете о суффиксе. Как выделяем суффикс в слове?
4. Отгадайте ребус: (Окончание).
Что знаете об окончании? Как выделяем в слове?
5. О какой части слова мы еще не говорили? (Про основу).
Расскажите про основу.
V. Постановка проблемного вопроса.
Как вы думаете, много ли в русском языке корней, приставок, суффиксов и окончаний?
VI. Поиск ответа.
Ответ на этот вопрос вы найдете в “Дидактическом материале” на стр. 65 упр. 130. Учащиеся самостоятельно читают текст. Что нового вы узнали о частях слова?
VII. Обобщение изученного материала.
1. На доске:
Обр_ дил__ з_м__ все д_ревь__ в тепл__ сн_гов__ шуб__ .
Прочитаем хором предложение. Что пропущено? (Окончания, безударные гласные).
Спишите предложение, вставив пропущенные окончания и безударные гласные. Проверка фронтальная и самопроверка.
Выделите грамматическую основу, определите части речи. Взаимопроверка, 1 ученик – вслух, на отметку.
2. Определите состав слова “снеговые”. Найдите и подчеркните слова с таким же составом.
У учащихся на партах лежат листочки со словами: книжка, снежок, школьный, рассказ, снеговик, зимушка, высокий, перемена. Фронтальная проверка.
3. За окном зима. Мы записали предложение о зимнем лесе. Закройте глаза и представьте летний лес. Вокруг шумят зеленые деревья… Вдруг налетел ураган. Со всех деревьев он сорвал все листья и разбросал их по поляне. Откройте глаза. Перед вами два дерева. А их листья у вас на партах. Определите, с какого дерева они упали. Подойдите к доске и прикрепите листья к нужному дереву.
Учащиеся выбегают и крепят листья к нужному дереву. На листьях слова: водопад, провод, водолаз, заводной, паводок, водитель, водокачка, заводить, водяной, водоем, перевод, подводник, переводчик, половодье, проводник, водоросль.
Проверьте, все ли листья попали на свое дерево?
А вот один листок упал на мой стол. Какое слово на нем написано? (водопровод) С какого дерева он упал? Докажите.
На какие группы можно разделить слова первого дерева? Назовите сложные слова.
4. Запишите слова: 1 вариант – еж, 2 вариант – ход.
Что общего у этих слов? Чем они отличаются?
1 вариант: с помощью разных суффиксов образуйте и запишите новые слова с корнем “еж”.
2 вариант: с помощью разных приставок образуйте и запишите новые слова с корнем “ход”.
Суффиксы и приставки выделите.
Фронтальная проверка.
В народе говорят: “Держать в ежовых рукавицах”. Что это значит?
VIII. Физ. минутка.
IX. Работа в группах.
Ребята объединяются в группы по 4 человека. У каждой группы карточка со схемами:
Напишите по 1 слову к каждой схеме.
X. Самостоятельная работа.
Учебник: стр. 141 упр. 3.
Проверка: у некоторых учащихся карточки со словами из данного упражнения. Они выходят к доске и крепят слово в нужный столбик, доказывают свой выбор.
XI. Итог.
XII. Просмотр видео.
Посмотрите фрагмент из мультфильма. Ответьте на вопросы:
Из какой книги этот отрывок? (Л. Гераскина “В стране невыученных уроков”)
О какой части слова идет речь? (О суффиксах –ЧЕК-, -ЧИК-)
Что узнали об этих суффиксах?
XIII. Оценка работ учащихся.
Оценка работ проводится через словарную работу.
Откройте учебник: стр. 136.
Какое словарное слово написано на этой странице? (шарада)
Как вы думаете, что это?
1 ученик читает словарную статью в словаре.
Какая орфограмма в слове?
Как можно запомнить? (шар ада)
Найдите упр. 204.
Какое слово загадал автор шарады? (оценка)
Словесная оценка работ учащихся на уроке, выставление отметок.
XIV. Дом. работа.
С. 141 упр. 5, 6.