Цели и задачи урока. Развитие умения выделять в речи имена существительные, задавать вопросы к словам, обозначающим предметы, развитие умение группировать слова по темам, развивать память, речь, восприятие и воображение.
Учебные материалы: рисунки с изображениями тарелки, стакана, чайника, утюга, пылесоса, телевизора, автобуса, троллейбуса, поезда; мяч; карточки со словами: сорока, береза, ворона, заяц, пшеница, рябина; макеты домиков (2 шт.).
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели урока.
Учитель. Ребята, чтобы хорошо учиться, что нужно развивать в себе?
Дети. Нужно развивать память, воображение, логику, внимательность.
У. Сегодня на уроке русского языка мы будем продолжать развивать память, логику, воображение, речь, играть. Давайте вспомним, какую тему мы изучаем на уроках русского языка?
Д. Мы изучаем слова-предметы или имя существительное.
3. Повторение сведений об имени существительном.
У. Что обозначает имя существительное?
На какие вопросы отвечает?
Как называются слова, которые отвечают на вопрос кто? А на вопрос что?
Ответы детей
У. Правильно. Ваши ответы я объединила и получила вот такую запись.
Рисунок 1.
4. Игра “Назови предмет”.
У. Давайте поиграем. Я буду бросать вам мяч, и называть вопрос кто? или что?, а вы возвращаете мне мяч и называете слово, отвечающее на этот вопрос.
Учитель называет вопросы чередуя 6-7 раз.
У. Молодцы, вы справились с заданием и пришла пора переходить к письменной работе, но прежде нужно сделать зарядку для пальчиков.
5. Зарядка для пальчиков.
5-6 упражнений.
6. Минутка чистописания.
Письмо буквы “Я” и соединения с другими буквами.
7. Проговаривание чистоговорок.
У. Пальчики у нас поработали. Давайте потренируем губки, язычок. Будем проговаривать чистоговорки.
Рисунок 2.
Рисунок 3.
8. Работа со словами из словаря.
У. Ребята, я сегодня получила письмо от ОРЧа.
Орфографическое Чутьё. Термин взят из учебника “Русский язык. 2 класс. Соболева О.Л.
Он обращается к нам за помощью. Что-то чутьё его стало подводить и он просит нас помочь ему в записи слов и расселить их в свои домики. Поможем?
Д. Да.
На доске 2 домика с названием “растения” и “животные” и список слов:
С..рока, б..реза, в..рона, за..ц, пш..ница, р..бина.
У. Но некоторые буквы в словах потерялись, помогите ОРЧу вставить безударные гласные в слова из словаря и распределить их в свои жилища.
Дети выполняют задание с комментированием и записью слов в тетради.
9. Сообщение подтемы урока.
У. Какие два домика у нас были?
Каких жителей можно еще добавить?
Слова-названия предметов можно делить на группы в зависимости от того, что они обозначают. Сегодня будем учиться объединять слова в тематические группы.
10. Распределение картинок в свою группу:
Детям раздаются картинки предметов групп: посуда, электроприборы, транспорт, каждый ученик находит свою групп.
У. У вас в руках картинки с изображением разных предметов. Разбейтесь на тематические группы.
Дети выполняют.
У. Как назовем каждую группу?
Д. Посуда.
Д. Транспорт.
Д. Электроприборы.
У. Молодцы! Запишите в тетради эти слова в столбик по группам.
Запись слов в тетради по рядам.
1 ряд-посуда, 2 ряд - электроприборы, 3 ряд-транспорт.
11. Физкультминутка.
Мелкие шажки – раз, два, три.
Легкие прыжки - раз, два, три.
Вот и вся зарядка - раз, два, три.
Мягкая посадка - раз, два, три.
12. Проверка памяти.
У. Мы отдохнули и пора проверить нашу память.
Я покажу список слов-названий, а вы должны запомнить эти слова.
Рисунок 4.
У. Как назовем эту группу предметов?
Какой гриб является ядовитым?
Готовы, пишем.
Ученики в течении 2-х минут пишут. По команде учителя останавливаются, и проверяется количество слов, которые запомнили.
13. Игра с мячом “Назови предмет”.
У. Теперь давайте поиграем с нашим помощником-мячом. Я буду называть группу, а вы должны подобрать слово, относящееся к этой группе.
Учитель бросает мяч ученику и называет группу, а ребенок называют слово-предмет этой группы.
У. Хорошо. Вы поняли тему нашего урока и правильно подбирали слова.
14. Развитие воображения и восприятия.
У. Сейчас вы увидите необычные картинки-иллюзии. Рисунок будет один, а предметов можно увидеть несколько. С первого раза не у всех это. Вам нужно обнаружить на слайдах предметы, задать к словам вопросы и сказать одушевленные или неодушевленные это предметы.
Рисунок 5.
Рисунок 6.
Рисунок 7.
15. Игра “Найди лишнее слово”.
У. В каждой группе слов есть лишнее слово. Назовите его и объясните, почему оно лишнее.
Рисунок 8.
Задание выполняется под руководством учителя.
У. Запишите понравившуюся группу слов–предметов в тетради в строку, через запятую. Можете добавить по одному слову в свою группу.
16. Итог урока.
- Наш урок заканчивается. Вспомните, какие группы слов мы сегодня рассмотрели на уроке. Что мы развивали в себе сегодня на уроке? Вам понравился урок? Вы молодцы, будьте здоровы!
Рисунок 9.