Урок литературного чтения во 2-м классе по программе "Школа-2100". "Золотой ключик, или Приключения Буратино. Герои сказки. Два мира в сказке "

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

Обучающие:

  • определить характеры героев через исследование их поступков и действий;
  • выявить положительных и отрицательных героев произведения, выяснить основные отличия;
  • совершенствование умений анализировать литературное произведение.

Развивающие:

  • развивать умение вести учебный диалог, отстаивать свою точку зрения;
  • развивать логическое мышление на основе сравнительного анализа;
  • развивать навык выразительного чтения по ролям.

Воспитательные:

Воспитывать чувство товарищества, дружбы, отзывчивости, взаимовыручки, взаимопомощи на примерах характеров героев.

Творческие работы, подготовленные к уроку:

Сюжетные рисунки учащихся к сказке.

Оборудование:

  1. Учебник “Маленькая дверь в большой мир”, авт.Р.Н.Бунеев, Е.В,Бунеева.
  2. Тетрадь по чтению.
  3. Книга А.К.Толстого “Золотой ключик, или Приключения Буратино”.
  4. Карточки с именами положительных и отрицательных героев.
  5. Иллюстрации дверей с названием “Мир добра”, “Мир зла”.
  6. Портрет героя Афанасия.
  7. Шкатулка.
  8. Презентация в Power Point.

1. Активизация познавательной деятельности, этап рефлексии.

- Ребята, у меня в руках шкатулка. В ней в старину хранили дорогие для памяти письма, драгоценности. Шкатулки берегли, ими дорожили.

В нашей шкатулке – сказки. С давних времён сказки бережно хранили в людской памяти. Сказку любили. Её любят и сегодня. Как вы думаете - почему?

- А какие сказки из раздела “Сказочные человечки” мы положим в эту шкатулку?

- Скажите, а какая из этих сказок нам особенно близка и почему?

- Если это сказка, то в ней обязательно должны быть сказочные приметы. Какие сказочные приметы вы нашли в этом произведении?

- Эту сказку можно отнести ещё к одному литературному жанру, какому?

- Какие признаки повести вы встретили?

- Все ли сказки схожи?

- Все ли герои в сказках одинаковы?

- И сегодня на уроке нам предстоит ответить на вопрос: Удалось ли героям в сказке обрести счастье? (Презентация- вопрос)

2. Целеполагание.

- Значит, во всех сказках существуют 2 мира. Какие?

- Перед вами две дверцы. Как вы думаете, какая дверь ведёт в мир добра и почему?

- Верно.

В любимой нашей сказке
Есть волшебная стена
В стене той заветная дверца
За дверцей большая страна.
Ключом золотым открываем
Заветную дверцу в стене
Живущие в сказке герои
Мечтают о счастье, добре.

- Хотелось бы вам открыть эту дверцу?

- Сегодня мы широко распахнём эту дверцу для положительных героев сказки. А тёмную, мрачную дверь мы чуть-чуть приоткроем и направим туда отрицательных героев.

3. Разгадывание кроссворда. ( Презентация!).

  1. Кот ….
  2. Продавец пиявок.
  3. Грустный поэт, влюблённый в девочку с голубыми волосами.
  4. Владелец кукольного театра.
  5. Черепаха – хранительница золотого ключика.
  6. Лиса ….
  7. Девочка с голубыми волосами.
  8. Пудель – её верный друг и помощник.

- Найдите и прочитайте имя ещё одного героя (Буратино).

4. Исследование характеров положительных героев.

- Как вы считаете, какой это герой?

Дети отвечают: положительный. Появляется домовой Афанасий.

- Ребята, а Афанасий говорит, что он не согласен с вашим мнением. Ведь Буратино непослушный, невоспитанный, неряшливый, шалун, не хочет учиться. Разве можно его отправлять в мир Добра? Что вы можете возразить Афанасию? ( У него есть и положительные, и отрицательные черты характера).

- Хорошо, давайте разберёмся. В тетради по чтению на странице18 есть задание, которое поможет вам разобраться, какие положительные и какие отрицательные черты характера есть у Буратино. Поработайте в парах, обсудите, посоветуйтесь друг с другом и сделайте вывод о характере Буратино.

Работа в парах по заданию в тетради.

- Назовите отрицательные качества характера у Буратино.

- Подтвердите словами из текста, что Буратино был невоспитанным.

Сцена завтрака у Мальвины. Чтение по ролям.

- Найдите и прочитайте какие чувства испытывал Буратино после завтрака.

- Не хочет учиться Почему? Найдите и прочитайте.

-Описывая злоключения Буратино, попавшего в гости к Мальвине, Толстой несколько раз менял текст. Только в третьем варианте писатель вставил фразу о том, как Буратино наблюдал свободную беготню Артемона .

Найдите эту фразу и прочитайте так, чтобы стало понятно, какие чувства испытывает Буратино.

- Как вы думаете, а какое самое главное положительное качество характера у Буратино? (настоящий друг).

- Докажите примерами из произведения.

- Достоин ли Буратино остаться в мире Добра?

- А какие черты характера Буратино вы находите у себя?

- Буратино – настоящий друг, и он в мир Добра зовёт и своих друзей. Эта девочка с кудрявыми голубыми волосами была самой красивой куклой из театра Карабаса Барабаса . Кто же это? (Мальвина).

- Как вы думаете, а какая Мальвина по характеру? Найдите положительные качества её характера. (Тетрадь, с.18).

- Найдите и подготовьте чтение по ролям отрывка, где Мальвина терпеливо обучала Буратино математике.

- Отчего же зарыдала Мальвина, найдите и прочитайте.

- Согласны вы с Мальвиной? Почему?

- Подтвердите словами из текста, что для Буратино это был первый урок?

- Что вы посоветуете Мальвине?

- Достойна ли Мальвина отправиться в мир Добра?

- Кого ещё из героев мы поселим в мире Добра и почему? (Рассуждение детей : Артемона, Пьеро, папу Карло, Тортилу).

- Как мы назовём всех этих героев?

- Как автор относится к своим героям?

5. Исследование характеров отрицательных героев.

- Кого вы считаете отрицательными героями сказки?

- Докажите на примерах их скверных поступков их отрицательные черты характера.

- Оживите картинку на с.149.

- Определите самое подходящее качество характера каждому из героев

(Презентация!).

  1. Карабас-Барабас - жестокость
  2. Дуремар – глупость
  3. Лиса Алиса – хитрость
  4. Кот Базилио – жадность

- Найдите и прочитайте стишки, которые сочинил Пьеро про этих героев.

- Как относится автор к этим героям? Жалеет их? Почему?

- Куда мы отправим этих героев?

-Давайте приоткроем дверь в мир зла и отправим туда этих отрицательных героев.

6. Обобщение.

- В сказке есть ещё один герой, из-за которого началась борьба между добром и злом. Что это за герой? (Золотой ключик).

- Для чего нужен был ключик Карабасу-Барабасу?

- С какой целью искал ключик Буратино?

- Одинаковые ли цели у этих героев?

- Почему же ключик достался Буратино и его друзьям?

- Ключиком всегда что-то открывают. Что для себя открыл Буратино? А вы?

- Удалось ли нашим героям обрести счастье? Как вы думаете - почему?

- Ребята, сейчас, когда мы закончили работать над сказкой, какие чувства вы испытываете?