Цели урока:
Обучающие:
- определить характеры героев через исследование их поступков и действий;
- выявить положительных и отрицательных героев произведения, выяснить основные отличия;
- совершенствование умений анализировать литературное произведение.
Развивающие:
- развивать умение вести учебный диалог, отстаивать свою точку зрения;
- развивать логическое мышление на основе сравнительного анализа;
- развивать навык выразительного чтения по ролям.
Воспитательные:
Воспитывать чувство товарищества, дружбы, отзывчивости, взаимовыручки, взаимопомощи на примерах характеров героев.
Творческие работы, подготовленные к уроку:
Сюжетные рисунки учащихся к сказке.
Оборудование:
- Учебник “Маленькая дверь в большой мир”, авт.Р.Н.Бунеев, Е.В,Бунеева.
- Тетрадь по чтению.
- Книга А.К.Толстого “Золотой ключик, или Приключения Буратино”.
- Карточки с именами положительных и отрицательных героев.
- Иллюстрации дверей с названием “Мир добра”, “Мир зла”.
- Портрет героя Афанасия.
- Шкатулка.
- Презентация в Power Point.
1. Активизация познавательной деятельности, этап рефлексии.
- Ребята, у меня в руках шкатулка. В ней в старину хранили дорогие для памяти письма, драгоценности. Шкатулки берегли, ими дорожили.
В нашей шкатулке – сказки. С давних времён сказки бережно хранили в людской памяти. Сказку любили. Её любят и сегодня. Как вы думаете - почему?
- А какие сказки из раздела “Сказочные человечки” мы положим в эту шкатулку?
- Скажите, а какая из этих сказок нам особенно близка и почему?
- Если это сказка, то в ней обязательно должны быть сказочные приметы. Какие сказочные приметы вы нашли в этом произведении?
- Эту сказку можно отнести ещё к одному литературному жанру, какому?
- Какие признаки повести вы встретили?
- Все ли сказки схожи?
- Все ли герои в сказках одинаковы?
- И сегодня на уроке нам предстоит ответить на вопрос: Удалось ли героям в сказке обрести счастье? (Презентация- вопрос)
2. Целеполагание.
- Значит, во всех сказках существуют 2 мира. Какие?
- Перед вами две дверцы. Как вы думаете, какая дверь ведёт в мир добра и почему?
- Верно.
В любимой нашей сказке
Есть волшебная стена
В стене той заветная дверца
За дверцей большая страна.
Ключом золотым открываем
Заветную дверцу в стене
Живущие в сказке герои
Мечтают о счастье, добре.
- Хотелось бы вам открыть эту дверцу?
- Сегодня мы широко распахнём эту дверцу для положительных героев сказки. А тёмную, мрачную дверь мы чуть-чуть приоткроем и направим туда отрицательных героев.
3. Разгадывание кроссворда. ( Презентация!).
- Кот ….
- Продавец пиявок.
- Грустный поэт, влюблённый в девочку с голубыми волосами.
- Владелец кукольного театра.
- Черепаха – хранительница золотого ключика.
- Лиса ….
- Девочка с голубыми волосами.
- Пудель – её верный друг и помощник.
- Найдите и прочитайте имя ещё одного героя (Буратино).
4. Исследование характеров положительных героев.
- Как вы считаете, какой это герой?
Дети отвечают: положительный. Появляется домовой Афанасий.
- Ребята, а Афанасий говорит, что он не согласен с вашим мнением. Ведь Буратино непослушный, невоспитанный, неряшливый, шалун, не хочет учиться. Разве можно его отправлять в мир Добра? Что вы можете возразить Афанасию? ( У него есть и положительные, и отрицательные черты характера).
- Хорошо, давайте разберёмся. В тетради по чтению на странице18 есть задание, которое поможет вам разобраться, какие положительные и какие отрицательные черты характера есть у Буратино. Поработайте в парах, обсудите, посоветуйтесь друг с другом и сделайте вывод о характере Буратино.
Работа в парах по заданию в тетради.
- Назовите отрицательные качества характера у Буратино.
- Подтвердите словами из текста, что Буратино был невоспитанным.
Сцена завтрака у Мальвины. Чтение по ролям.
- Найдите и прочитайте какие чувства испытывал Буратино после завтрака.
- Не хочет учиться Почему? Найдите и прочитайте.
-Описывая злоключения Буратино, попавшего в гости к Мальвине, Толстой несколько раз менял текст. Только в третьем варианте писатель вставил фразу о том, как Буратино наблюдал свободную беготню Артемона .
Найдите эту фразу и прочитайте так, чтобы стало понятно, какие чувства испытывает Буратино.
- Как вы думаете, а какое самое главное положительное качество характера у Буратино? (настоящий друг).
- Докажите примерами из произведения.
- Достоин ли Буратино остаться в мире Добра?
- А какие черты характера Буратино вы находите у себя?
- Буратино – настоящий друг, и он в мир Добра зовёт и своих друзей. Эта девочка с кудрявыми голубыми волосами была самой красивой куклой из театра Карабаса Барабаса . Кто же это? (Мальвина).
- Как вы думаете, а какая Мальвина по характеру? Найдите положительные качества её характера. (Тетрадь, с.18).
- Найдите и подготовьте чтение по ролям отрывка, где Мальвина терпеливо обучала Буратино математике.
- Отчего же зарыдала Мальвина, найдите и прочитайте.
- Согласны вы с Мальвиной? Почему?
- Подтвердите словами из текста, что для Буратино это был первый урок?
- Что вы посоветуете Мальвине?
- Достойна ли Мальвина отправиться в мир Добра?
- Кого ещё из героев мы поселим в мире Добра и почему? (Рассуждение детей : Артемона, Пьеро, папу Карло, Тортилу).
- Как мы назовём всех этих героев?
- Как автор относится к своим героям?
5. Исследование характеров отрицательных героев.
- Кого вы считаете отрицательными героями сказки?
- Докажите на примерах их скверных поступков их отрицательные черты характера.
- Оживите картинку на с.149.
- Определите самое подходящее качество характера каждому из героев
(Презентация!).
- Карабас-Барабас - жестокость
- Дуремар – глупость
- Лиса Алиса – хитрость
- Кот Базилио – жадность
- Найдите и прочитайте стишки, которые сочинил Пьеро про этих героев.
- Как относится автор к этим героям? Жалеет их? Почему?
- Куда мы отправим этих героев?
-Давайте приоткроем дверь в мир зла и отправим туда этих отрицательных героев.
6. Обобщение.
- В сказке есть ещё один герой, из-за которого началась борьба между добром и злом. Что это за герой? (Золотой ключик).
- Для чего нужен был ключик Карабасу-Барабасу?
- С какой целью искал ключик Буратино?
- Одинаковые ли цели у этих героев?
- Почему же ключик достался Буратино и его друзьям?
- Ключиком всегда что-то открывают. Что для себя открыл Буратино? А вы?
- Удалось ли нашим героям обрести счастье? Как вы думаете - почему?
- Ребята, сейчас, когда мы закончили работать над сказкой, какие чувства вы испытываете?