Открытый урок естествознания в 3-м классе по теме "Язык - орган вкуса"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • познакомить и расширить представления об органе вкуса;
  • развивать общеучебные умения анализировать, систематизировать, обобщать;
  • совершенствовать навык самостоятельной работы;
  • создать условия для доброжелательного отношения в деловом общении.

Оборудование: учебник “Естествознание” 3 класс. (автор Н.Я.Дмитриева), таблица с изображением языка, карточки с планом работы в группе, рисунки с изображением животного коалы и растения эвкалипта, тарелочки с дольками яблока, лука, шоколада, печенья, стаканы с холодным чаем и горячим.

Тип урока: урок изучения нового

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний и мотивация.

У. Сегодня мы продолжаем изучать органы чувств. Какие органы чувств мы с вами уже изучили?

Д. Орган зрения, орган слуха.

У.Что вы можете о них рассказать?

(Дети рассказывают об изученных органах чувств)

У. Какие вопросы желаете задать отвечающему?

У. разгадав загадку, вы можете определить тему сегодняшнего урока.

Загадка.

Всегда он в работе, когда мы говорим,

А отдыхает, когда мы молчим.

Д.Язык.

У. Запишем тему нашего урока “ Язык- орган вкуса”

У. Что вы знаете об этом органе?

У. Что бы хотели узнать?

Д. Из чего состоит язык, какие вкусы различает, что влияет на особенности вкуса? т.д.

3. Постановка цели на урок.(по ответам детей)

Цель: Изучить об органе вкуса – языке.

У.Какие вкусы мы различаем?

Д. Кислый, сладкий, соленый, горький.

(прикрепляются слова на карточках на доску.)

У. Что помогает различать эти вкусы?

Д. Язык.

У.Кто знает, как он это делает?

Учитель обобщает: Язык закрыт крохотными сосочками, к которым подходят окончания чувствительных нервов. Когда на язык попадает пища или другие вещества, в мозг посылается сигнал: соленый, сладкий, кислый, горький. Оказывается, разные части языка воспринимают разные вкусовые ощущения.

(Вывешивается таблица)

У. Рассмотрите таблицу. Какие части языка что ощущают?

Д. Кончик языка –сладкое и соленое, боковые части – кислое, корень языка – горькое.

У. Только ли эти вкусовые ощущения мы различаем?

Человек различает более ста вкусовых оттенков. Человеческая пища разнообразна.

Что мы едим?

Д. Плоды, клубни, зерна, листья, побеги

У. А вот животные нас перещеголяли. Их меню еще разнообразнее. Одни ловят мышей, лягушек, червей, кузнечиков. Другие питаются, можно сказать, совсем несъедобной пищей. Моль - шерстью, пухоед - пухом, птичьим пером. Симпатичные плюшевые мишки – австралийские коалы (рисунок) всю жизнь проводят на деревьях и едят лишь листву, да побеги эвкалиптов. Мы не можем их увидеть в зоопарке Европы. Почему?

Д. Нужно ехать в Австралию, т.к здесь нет эвкалиптов.

У.Молодцы. Обобщаем. Мы выяснили, что в основе лежат 4 вкусовых ощущения. Какие?

У.А достаточно ли вкусовых ощущений, чтобы получить от пищи удовольствие?

Только ли язык помогает определить вкус?

Давайте проверим, что на это влияет. Для этого проведем маленькое исследование. Будем работать в четверках. Правила работы вам знакомы. Распределите обязанности. Получите карточку с планом исследования.

Карточка.

Задание1.Попросите товарища закрыть глаза, зажать нос, задержать дыхание. Положите товарищу на язык или лук, или кусочек яблока. Спросите, узнал ли он, что положили. Ответ запишите под цифрой 1.

Задание2.Обсудите, что вкуснее холодные суп, чай или горячие? Что влияет- обсудите. Запишите под цифрой 2.

Задание 3. Положите дольку печенья, шоколада. Почувствовал ли товарищ сразу вкус?

Когда почувствовал? Обсудите, что повлияло? Ответ запишите под цифрой 3.

Подготовьтесь к выступлению.

Выступление групп.

Особенности вкуса человека зависят от:

1.Запаха 2.Температуры 3. Растворяемости.

У.Сверьте с выводом, что на доске.

4. Физкультурная пауза.

5. Закрепление изученного

У. Сейчас мы поработаем по учебнику. Вам нужно прочитать: стр.120 – 122 до слов “ Для восприятия…” ( Кто читает быстро, может прочитать все)

После этого в группе обсудите и составьте краткий рассказ по плану:

Карточка.

  1. Что такое язык? Как мы ощущаем вкус?
  2. Основные вкусовые ощущения.
  3. Что влияет на особенности вкуса?
  4. Где могут находиться вкусовые почки у животных?

6. Проверка самостоятельной работы. Выступление от группы с кратким рассказом.

7.Работа с пословицами “ На вкус и цвет товарищей нет”, “Пальчики оближешь и язык проглотишь”

У.Как понимаете эти пословицы?

8. Проверка и контроль полученных знаний.

Допиши:

Язык – это…

Вкусовые ощущения: …,…,…

Вкус зависит от…,…,…,..

Органы чувств:…,…,…,…

(Взаимопроверка. Дети поменялись листочками)

У. Встаньте те, кто все сделал правильно. Молодцы! Не огорчайтесь, кто ошибся. Дома вы еще раз прочитаете и будете все знать.

9.Домашнее задание: 1.стр. 120-124, краткий пересказ. Ответить на вопросы.. 2.Придумать вопросы для товарища ( по желанию) 3.Найти интересное о вкусах. (по желанию)

10.Итог урока.

У. Вернемся к нашим целям. Достигли ли мы то, что хотели узнать?

11.Рефлексия

(прием не законченного предложения) “ На уроке мне было…”

У. Молодцы! Вы были настоящими открывателями знаний! Спасибо за урок.