Цель: познакомить учащихся с операцией опиливание, основным инструментом, правилами и приёмами опиливания заготовок из сортового проката.
Методы проведения занятия: беседа; проблемная ситуация; демонстрация; работа с пособием; инструктаж; практическая работа.
Объект работы: заготовка для изделия “Бирка для ключа”.
Оснащение занятия: компьютер, проектор, плакаты “Опиливание”, карточки для рабочей тетради, карточки с кроссвордом, магнитная доска, технологическая карта на изготовление изделия, магниты, слесарные тиски, инструменты, образец изготовляемой детали.
Ход урока
1. Организационная часть: контроль посещаемости, проверка рабочей одежды и готовности к занятию (дневник, карандаш, стёрка, линейка).
2. Вводная часть: “Во все времена заслуженным уважением пользовались мастера, заставляющие металл служить людям. Одни из этих людей – слесари, название профессии которых пошло от немецкого слова “шлоссер” - замочник (демонстрация рисунка, см. презентацию Приложение 2). Мы с вами уже познакомились с некоторыми необходимыми для работы слесаря моментами: с технологической картой и операцией разметки заготовок из сортового проката”.
3. Актуализация и проверка знания учащимися ранее изученного учебного материала: “Давайте вспомним, какие этапы по началу изготовления нашего изделия мы выполнили” (просмотр восьми карточек с названиями этапов, раскладывание их по порядку; в процессе вспоминаются понятия базовых поверхностей, разметочного инструмента, основных понятий по теме “Разметка”).
4. Изложение нового материала: “Мы вспомнили, планирование работы находит своё отражение в специальном документе – технологической карте (вывешивается на доску), в которой отражаются последовательность выполнения операций, графическое изображение технологических операций, инструменты и приспособления. Обратим внимание на нашу технологическую карту.
Как вы видите, мы подошли к операции “опиливание”. Её изучением мы и займёмся на этом уроке. Запишите в тетрадях тему сегодняшнего урока: “Опиливание заготовок из сортового проката”. Прежде всего, мы должны знать, что такое опиливание. А опиливание - это операция по снятию слоя материала с заготовки (запись определения в тетрадь, с контролем по компьютеру – см. презентацию). Различают начальное (черновое, драчёвое) и окончательное (отделочное, чистовое) опиливание (демонстрация карточек). Основным инструментом для опиливания является напильник, у которого различают следующие элементы (учащиеся получают распечатанный рисунок и подклеивают его в тетрадь, в тетрадь, рядом подписывание элементов с контролем по компьютеру – см. презентацию).
1. Ручка. 2. Хвостовик. 3. Кольцо. 4. Пятка. |
5. Ребро. 6. Рабочая часть. 7. Грань. 8. Нос (носок). |
По профилю рабочей части напильники разделяются на (учащиеся получают распечатанный рисунок и подклеивают его в тетрадь, рядом подписывают названия напильников с контролем по магнитной доске и рассматривают напильники у себя на рабочем месте).
а) плоский б) квадратный в) трёхгранный г) полукруглый д) круглый е) ромбический |
По длине рабочей части напильники бывают 8 номеров (учащиеся получают распечатанную таблицу и подклеивают её в тетрадь, с контролем по компьютеру – см. презентацию).
Типы напильников по длине рабочей части |
||||||||
Порядковые номера | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Длина рабочей части, мм | 100 | 125 | 150 | 200 | 250 | 300 | 350 | 400 |
На рабочей части любого напильника нанесена насечка, которая бывает (рисунок в тетрадь, демонстрация карточек).
По величине зубьев насечки и их числу на 10 мм длины рабочей части различают (учащиеся получают распечатанную таблицу и подклеивают её в тетрадь, с контролем по компьютеру – см. презентацию).
Название | Число основных насечек на 10 мм длины напильника | Номер насечки | Применение |
Драчевые | 5 6... 14 |
0 1 |
Черновое опиливание заготовок для снятия большого припуска металла (до 0,5 мм) |
Личные | 8... 20 12...28 |
2 3 |
Чистовое опиливание для снятия малого припуска металла (до 0,15 мм) |
Бархатные | 20…40 28... 56 |
4 5 |
Точная отделка, шлифование и доводка деталей |
Рассмотрение трёх плоских напильников с различной насечкой, с указанием, что ими и будет осуществляться работа. Обращается внимание на возможный брак при работе (стенд с причинами брака, возможно использование компьютера, см. презентацию “Виды брака при опиливании” Приложение 1). Переход к объяснению приёмов работы (показ с объяснением, работа стоя; возможно использование компьютера).
После объяснения учащиеся садятся на свои рабочие места, их внимание концентрируется на безопасных приёмах обращения с напильником. Учащиеся проверяют правильность разметки и приступают к работе (вначале под руководством учителя, который чётко определяет их действия).
5. Практическая работа: “Приступаем к практической работе (во время работы делаются контрольные обходы рабочих мест с целью проверки правильных приёмов работы, обращается внимание учащихся на допущенные ошибки)”.
6. Организационно-заключительная часть: анализ характерных ошибок и их причин, обращение учащихся на изготовленные ими детали, сообщение оценки работы каждого учащегося, обращение к теме урока (“Что нового узнали и чему научились?”), повторение основных моментов операции “опиливание” при помощи кроссворда (проецирование на экран – см. презентацию).