Образовательные цели: выработать прочные навыки действий с формулами, отработать алгоритм нахождения n-ого члена арифметической прогрессии и суммы n первых членов арифметической прогрессии, сформулировать умения работы над текстом.
Воспитательные цели: воспитание коммуникативной и информационной культуры учащихся.
Развивающая цель: интеллектуальное, эмоциональное, личностное развитие ученика, активизация самостоятельной деятельности.
Форма урока: семинар-практикум.
Форма организации обучения: индивидуальная, групповая.
Время |
Содержание работы. |
|||
1 мин |
Организационный момент. Объявление темы, планируемых результатов, составов групп. |
|||
3 мин |
Однородные группы. |
Группы выравнивания. |
||
Группа 3 |
Группа 4 |
Группа 1(НМ) |
Группа 2(НМ) |
|
Работают вместе с учителем. |
||||
15 мин |
Самостоятельная работа. |
Учитель принимает отчет групп. |
||
25 мин |
Разбор самостоятельной работы с участием учеников из группы выравнивания, достигших уровня М, которые выступают в роли экспертов. |
Задача 11 (м). |
||
30 мин |
Срез общего уровня. |
Срез минимального уровня. |
||
43 мин. |
Итог урока. Задание на дом. |
Уровень Н - некомпетентные, то есть не достигшие еще минимального уровня, не умеющие решать даже шаблонные задачи, уровень М - ученики, достигшие минимального уровня.
Задачи минимального уровня.
- В арифметической прогрессии (аn): а1 = -3,4, d = 3. Найти а5.
- Встретится ли среди членов арифметической прогрессии 14, 17, 20… данное число и, если да, то на каком месте число будет записано: а) 50 b) 78.
- Чему равен первый положительный член арифметической прогрессии -22, -20, -18..?
- Найти сумму девятнадцати первых членов, если а) b1 = 6, b19 = 17 b) b1 = 4,8, d = -1,2
Решения:
- a5 = a1 + 4d
a5 = -3,4 + 12 = 8,6 - d = 17 – 14 = 3
а) 50 = 14 + 3(n - 1)
50 = 14 + 3n – 3
3n = 39
n = 13
Да, n = 13
b) 78 = 14 + 3(n - 1)
78 = 14 + 3n – 3
3n = 67
n = 67/3 – не принадлежит множеству натуральных чисел
Нет. - an = a1 + d(n - 1)
d = - 20 – (-22)
-22 + 2(n - 1) > 0
2n > 24
n > 12
так как n принадлежит множеству натуральных чисел, то n = 13
a13 = - 22 + 2(13 - 1)
a13 = - 22 + 24 = 2
Ответ: a13 = 2 – первый положительный член арифметической прогрессии. - а) S19 = ((b1 + b19)*19)/2
S19 = ((6 + 17)*19)/2 = 218,5
b) S19 = ((2b1 + d(n - 1))*19)/2
S19 = ((9,6 – 1,2*18)*19/2 = -114
Задачи общего уровня.
- В арифметической прогрессии (сn) известны с7 = - 6, с11 = - 12. Найти с1 и d.
- Между числами 2 и 37 вставьте 4 числа, которые вместе с данными составляют арифметическую прогрессию.
- В арифметической прогрессии (an) a7/a2 = 5, S8 = 120. Найти a1 и d.
- В арифметической прогрессии (an) S4 = 42, S8 = 132. Найти a1 и d.
Решения.
- c11 = c7 + 4d
4d = c11 – c7
4d = - 12 + 6
4d = - 6
d = - 1,5
c7 = c1 + 6d
c1 = c7 – 6d
c1 = - 6 + 6*1,5 = 3
Ответ: c1 = 3, d = - 1,5 - a1 = 2, a6 = 37
a6 = a1 + 5d
37 = 2 + 5d
5d = 35
d=7
an = 2 + 7(n - 1) a2 = 9, a3 = 16, a4 = 23, a5 = 30
Ответ: 9, 19, 23, 30. - a7 = 5a2
a1 + 6d = 5(a1 + d)
a1 + 6d = 5a1 +5d
d = 4a1
Sn = (2a1 + d(n - 1))*n/2
120 = (2a1 + 4a1 (8 - 1))*8/2
30a1 = 30
a1 = 1
d = 4
Ответ: 1, 4.
I группа
- Выведем формулу для вычисления суммы n натуральных чисел.
a1 = 1 a2 = 2 d = 1
an = 1+ (n - 1) = n
Sn = ((1 + n)*n)/2
(Слайд 1)
С этой формулой связана одна из страниц биографии К. Ф. Гаусса. Однажды на уроке в третьем классе, где учился Гаусс, учитель дал задание сложить все числа от 1 до 100. Маленький Гаусс сразу сообразил, что 1+100 = 101, 2+99 = 101 и т. д. (в нашей формуле написано n+1), сообразил он и то, что таких пар будет 100/2 = 50 (в формуле написано n/2). Осталось умножить 101 на 50, что мальчик сделал в уме. Короче говоря, он закончил вычисления, едва только учитель продиктовал задание. В этом проявились не только находчивость и сообразительность будущего гения. Для математика, для ученого вообще важно, получив задачу, подумать – а нет ли иного метода решения, стоит ли идти проторенным путем, не поискать ли свой, новый, лучший, оригинальный?
- Выведем формулу для вычисления суммы n последовательных нечетных чисел.
a1 = 1 a2 = 3
an = 1+2(n - 1) = 2n – 1
Sn = ((1+(2n - 1))*n)/2 = n2
(Слайд 2)
Заметьте, что вторая формула имеет изящный геометрический смысл. На рисунке единицей обозначен первый квадрат. Его как бы охватывают три таких же квадрата, образуя вместе с первым новый квадрат, состоящий из четырех квадратов. Его, в свою очередь, как бы буквой Г охватывает ровно 5 – следующее нечетное число – квадратов, получается новый квадрат, состоящий уже из 9 квадратов. И т.д.
- Бегун за 1 минуту пробежал 400 метров, а в каждую минуту последующую пробегал на 5 метров меньше, чем в предыдущую. Какой путь он пробежал за один час?
Решение
За 1 минуту бегун пробежал 400 м, за 2 – 395 м, за 3 – 390 м и т. д. Числа 400, 395, 390 образуют арифметическую прогрессию, у которой a1 = 400, d = - 5. Путь за 1 час, т. е. за 60 мин, равен сумме первых 60 членов прогрессии.
S60 = (2a1 + 59d)*60/2 = 15150 м. Таким образом, за один час бегун пробежит 15 км 150 м.
Самостоятельная работа общего уровня. (Слайд 3)
- Найти разность арифметической прогрессии (an), если a1 = 4,39 5a3 – 7a2 + 4a7 = 5
- Является ли число 54,5 членом арифметической прогрессии (an) a1 = 25,5 a9 = - 5,5?
- Дана последовательность двузначных натуральных чисел, кратных 7. Найти сумму членов последовательности.
Решение. (слайд 4)
- a1 = 4,39
5(a1 + 2d) – 7(a1 + d) + 4(a1 + 6d) = 5
5a1 + 10d – 7a1 – 7d + 4a1 + 24d = 5
2a1 + 27d = 5
27d = - 3,78
d = - 0,14
Ответ: - 0,14 - an = a1 + d(n - 1)
a9 = a1 + 8d
8d = 5,5 – 25,5
8d = - 20
d = - 2,5
54,5 = 25,5 – 2,5(n - 1)
54,5 = 25,5 – 2,5n + 2,5
2,5n = -26,5
n = - 10,6
Так как число – 10,6 не принадлежит множеству натуральных чисел, число 54,5 не является членом арифметической прогрессии.
Ответ: нет, не является. - a1 = 14
an = 7n + 7
7n + 7 < 100
n < 93/7
т.к. n принадлежит множеству натуральных чисел, то n = 13
a13 = 7*13+7 = 98
S13 = (14 + 98)*13/2 = 728
Ответ: 728.
Срез минимального уровня. (По карточкам).
- Составьте формулу n – ого члена арифметической прогрессии (an) и найдите a11, если
- a1 = 2,4; d = -0,8
- a1 = - 2,4; d = 0,8
- Найдите разность арифметической прогрессии (cn), если
- с1 = - 1,2; c5 = - 0,4
- c1 = 2,7; c4 = 1,8
- Найдите сумму десяти первых членов арифметической прогрессии
- -3, -1…
- 24, 21...
Срез общего уровня. (слайд 5)
I вариант.
- (an) – арифметическая прогрессия.
a2 = 2 a4 = 6
Найти a6. - Найдите разность арифметической прогрессии, если a8 – a5 = - 21,3
- (an) – арифметическая прогрессия
d = 6 S10 = 340
Найдите a1 и a10.
II вариант.
- a2 = - 3 a4 = 1
Найти d. - Найдите разность арифметической прогрессии, если a10 – a3 = - 78,4
- (an) – арифметическая прогрессия. a1 = 10; S14 = 1050 Найти a14 и d.
Домашнее задание. (слайд 6)
Минимальный уровень.
- Найдите разность арифметической прогрессии, если a10 – a3 = - 78,4
- an – арифметическая прогрессия. a1 = 10, S14 = 1050. Найдите a14 и d.
- an – арифметическая прогрессия. a3 = - 1, a5 = 3. Найдите S10.
Общий уровень
- an – арифметическая прогрессия. a4 + a6 = 14. Найдите S9.
- an – убывающая арифметическая прогрессия. a1a3 = -5. S3 = 6. Найдите S7.
- an – арифметическая прогрессия. a1 + a3 + a5 = - 12, a1a3a5 = 80. Найдите a1.
Литература.
- Г. В. Дорофеев, С. Б. Суворова «Алгебра. 9 класс», М: Просвещение, 2006 г.
- Б. Г. Зив, В. А. Гольдич «Дидактические материалы по алгебре для 9 класса», СПб, 2006 г.
- Л. Ф. Пичурин «За страницами учебника алгебры», М: Просвещение, 2007 г.
- В. В. Гузеев «Интегральная технология обучения», М: НИИ школьных технологий, 2006 г.