Урок русского языка в 4-м классе "Школа России"

Разделы: Начальная школа


Цели: обеспечить усвоение учащимися особенностей склонения имен прилагательных женского рода единственного числа, обогащать речь учащихся прилагательными.

Задачи:

  1. Образовательные: познакомить учащихся с особенностями склонения имен прилагательных женского рода единственного числа; закреплять навык правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе, упражнять в склонении имён прилагательных и определении рода и падежа имён прилагательных в единственном числе; способствовать обогащению словарного запаса детей; осознание практической необходимости правильного написания безударных падежных окончаний имён прилагательных.
  2. Развивающие: развивать устную речь учащихся; совершенствовать культуру речи детей, развитие орфографической зоркости, расширение кругозора младших школьников; развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, восприятие на слух, умение делать выводы; развивать интерес к предмету посредством нестандартных заданий.
  3. Воспитательные: воспитание аккуратности, усидчивости, прилежания, любознательности и пытливости в процессе учения; воспитание умения работать в коллективе; воспитание чувства патриотизма, гордости за свою Родину, свой народ; воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование урока:

  • Иллюстрация «Берёзовая роща».
  • Магнитофон, кассета с записью «Во поле берёза стояла…»
  • Блок – схема 28 шт.
  • Карточки с текстом для самостоятельной работы.
  • Плакат «Берёза» и клейкие снежинки.

Подготовительная работа: учащиеся самостоятельно подбирают пословицы, поговорки, загадки, народные приметы о берёзе, разучивают стихотворения русских классиков о берёзе.

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы урока.

- Сегодня мы с вами на уроке повторим и закрепим знания о склонении имен прилагательных мужского и среднего рода и познакомимся с особенностями склонения прилагательных женского рода.

II. Работа в тетрадях

1. чистописание – АЯ, ЯЯ

2. словарный диктант

Словарь: Я буду описывать какой-либо предмет или явления, а вы запишите слово его обозначающее:

  • синоним слова холод, бывает старым дедом с белой бородой – МОРОЗ
  • двенадцатый месяц года – ДЕКАБРЬ
  • растение верхнего яруса леса – ДЕРЕВО
  • главный город государства – СТОЛИЦА
  • столица нашей родины – МОСКВА
  • название нашего государства – РОССИЯ
  • какой язык государственный в России – РУССКИЙ
  • любимое дерево нашего народа, воспетое в стихах и песнях, загадках, с белой корой и темными отметинами – БЕРЕЗА

III. Основная часть. Новый материал.

1.

- Какое слово мы записали последним?

А вы знаете загадки, стихи, народные приметы о березе?

Ответы детей. Чтение стихотворения Сергея Есенина «Береза»

- С кем сравнивается это дерево?

- Какими словами начинается стихотворениями Есенина?

- Давайте на примере этого словосочетания мы познакомимся со склонением имен прилагательным женского рода единственного числа. (Приложение 1)

Склонение имен прилагательных
женского рода единственного числа

Твердая основа

Мягкая основа

И.п.

Какая?

Белая береза

Зимняя пора

Р.п.

Какой?

Белой березы

Зимней поры

Д.п.

Какой?

Белой березе

Зимней поре

В.п.

Какую?

Белую березу

Зимнюю пору

Т.п.

Какой?

Белой березой

Зимней порой

П.п.

О какой?

О белой березе

О зимней поре

- Как называется дерево на фото или рисунке? – БЕРЕЗА

- Какая береза?- БЕЛАЯ

- Без чего вы не представляете русского леса? – БЕЗ БЕРЕЗЫ

- Без какой березы? – БЕЗ БЕЛОЙ БЕРЕЗЫ

- К какому дереву нам хочется подойти? – К БЕРЕЗЕ

- К березе, какой? К БЕЛОЙ

- Какое дерево мы видим на фото? – БЕРЕЗУ

- Чем мы восторгаемся, слушая стихи Есенина? – БЕРЕЗОЙ

- Какой березой мы восторгаемся? – БЕЛОЙ

- О чем идет речь в стихотворении? – О БЕРЕЗЕ

- О какой березе мы говорим? – О БЕЛОЙ БЕРЕЗЕ

- Что мы сделали со словосочетанием «белая береза»? – СКЛОНЯЛИ ПО ПАДЕЖАМ

- Какая часть слов изменялась при склонении? – ОКОНЧАНИЕ СЛОВ

- Сравните окончание падежных вопросов и окончания прилагательных?

- Сделайте вывод?

Окончания имен прилагательных совпадают с окончаниями падежных вопросов.

- А теперь сравните изменение окончания прилагательного «белая» при склонении по падежам.

Сделайте вывод:

Имена прилагательные женского рода единственного числа, с твердой основой, во всех падежах, кроме именительного и винительного отвечают на вопрос «Какой?» и имеют окончание«-ой»

- Какой тип основы у прилагательного «белая»? – ТВЕРДАЯ ОСНОВА

- Как вы думаете, измениться ли окончание у прилагательных женского рода с мягкой основой слова?

- Давайте понаблюдаем за склонением прилагательного с мягкой основой по падежам

Зимняя пора
Зимней поры
Зимней поре
Зимнюю пору
Зимней порой
О зимней поре

IV. Физическая минутка «Во поле береза стояла»

V. Закрепление нового материала.

1. Составление блок схемы по правилу. (Приложение 2)

2. Отработка навыка склонения прилагательных и правописания их окончаний.

а) Учебник стр. 6 упражнение №5,

б) Дид. материал стр.57 упражнение №1,

в) Карточки для самостоятельной работы.

VI. Подведение итогов урока.

- Что нового узнали на уроке?

- А теперь посмотрите на нашу белую берёзу, укройте её волшебными снежинками - своими новыми знаниями, если вам всё понятно укройте её синими снежинками, а если вы сомневаетесь – белыми снежинками.

Домашнее задание: учебник стр.4-5 упражнение №4.