Цели: обеспечить усвоение учащимися особенностей склонения имен прилагательных женского рода единственного числа, обогащать речь учащихся прилагательными.
Задачи:
- Образовательные: познакомить учащихся с особенностями склонения имен прилагательных женского рода единственного числа; закреплять навык правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе, упражнять в склонении имён прилагательных и определении рода и падежа имён прилагательных в единственном числе; способствовать обогащению словарного запаса детей; осознание практической необходимости правильного написания безударных падежных окончаний имён прилагательных.
- Развивающие: развивать устную речь учащихся; совершенствовать культуру речи детей, развитие орфографической зоркости, расширение кругозора младших школьников; развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, восприятие на слух, умение делать выводы; развивать интерес к предмету посредством нестандартных заданий.
- Воспитательные: воспитание аккуратности, усидчивости, прилежания, любознательности и пытливости в процессе учения; воспитание умения работать в коллективе; воспитание чувства патриотизма, гордости за свою Родину, свой народ; воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование урока:
- Иллюстрация «Берёзовая роща».
- Магнитофон, кассета с записью «Во поле берёза стояла…»
- Блок – схема 28 шт.
- Карточки с текстом для самостоятельной работы.
- Плакат «Берёза» и клейкие снежинки.
Подготовительная работа: учащиеся самостоятельно подбирают пословицы, поговорки, загадки, народные приметы о берёзе, разучивают стихотворения русских классиков о берёзе.
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение темы урока.
- Сегодня мы с вами на уроке повторим и закрепим знания о склонении имен прилагательных мужского и среднего рода и познакомимся с особенностями склонения прилагательных женского рода.
II. Работа в тетрадях
1. чистописание – АЯ, ЯЯ
2. словарный диктант
Словарь: Я буду описывать какой-либо предмет или явления, а вы запишите слово его обозначающее:
- синоним слова холод, бывает старым дедом с белой бородой – МОРОЗ
- двенадцатый месяц года – ДЕКАБРЬ
- растение верхнего яруса леса – ДЕРЕВО
- главный город государства – СТОЛИЦА
- столица нашей родины – МОСКВА
- название нашего государства – РОССИЯ
- какой язык государственный в России – РУССКИЙ
- любимое дерево нашего народа, воспетое в стихах и песнях, загадках, с белой корой и темными отметинами – БЕРЕЗА
III. Основная часть. Новый материал.
1.
- Какое слово мы записали последним?
А вы знаете загадки, стихи, народные приметы о березе?
Ответы детей. Чтение стихотворения Сергея Есенина «Береза»
- С кем сравнивается это дерево?
- Какими словами начинается стихотворениями Есенина?
- Давайте на примере этого словосочетания мы познакомимся со склонением имен прилагательным женского рода единственного числа. (Приложение 1)
Склонение имен прилагательных |
|||
Твердая основа |
Мягкая основа |
||
И.п. |
Какая? |
Белая береза |
Зимняя пора |
Р.п. |
Какой? |
Белой березы |
Зимней поры |
Д.п. |
Какой? |
Белой березе |
Зимней поре |
В.п. |
Какую? |
Белую березу |
Зимнюю пору |
Т.п. |
Какой? |
Белой березой |
Зимней порой |
П.п. |
О какой? |
О белой березе |
О зимней поре |
- Как называется дерево на фото или рисунке? – БЕРЕЗА
- Какая береза?- БЕЛАЯ
- Без чего вы не представляете русского леса? – БЕЗ БЕРЕЗЫ
- Без какой березы? – БЕЗ БЕЛОЙ БЕРЕЗЫ
- К какому дереву нам хочется подойти? – К БЕРЕЗЕ
- К березе, какой? К БЕЛОЙ
- Какое дерево мы видим на фото? – БЕРЕЗУ
- Чем мы восторгаемся, слушая стихи Есенина? – БЕРЕЗОЙ
- Какой березой мы восторгаемся? – БЕЛОЙ
- О чем идет речь в стихотворении? – О БЕРЕЗЕ
- О какой березе мы говорим? – О БЕЛОЙ БЕРЕЗЕ
- Что мы сделали со словосочетанием «белая береза»? – СКЛОНЯЛИ ПО ПАДЕЖАМ
- Какая часть слов изменялась при склонении? – ОКОНЧАНИЕ СЛОВ
- Сравните окончание падежных вопросов и окончания прилагательных?
- Сделайте вывод?
Окончания имен прилагательных совпадают с окончаниями падежных вопросов.
- А теперь сравните изменение окончания прилагательного «белая» при склонении по падежам.
Сделайте вывод:
Имена прилагательные женского рода единственного числа, с твердой основой, во всех падежах, кроме именительного и винительного отвечают на вопрос «Какой?» и имеют окончание«-ой»
- Какой тип основы у прилагательного «белая»? – ТВЕРДАЯ ОСНОВА
- Как вы думаете, измениться ли окончание у прилагательных женского рода с мягкой основой слова?
- Давайте понаблюдаем за склонением прилагательного с мягкой основой по падежам
Зимняя пора
Зимней поры
Зимней поре
Зимнюю пору
Зимней порой
О зимней поре
IV. Физическая минутка «Во поле береза стояла»
V. Закрепление нового материала.
1. Составление блок схемы по правилу. (Приложение 2)
2. Отработка навыка склонения прилагательных и правописания их окончаний.
а) Учебник стр. 6 упражнение №5,
б) Дид. материал стр.57 упражнение №1,
в) Карточки для самостоятельной работы.
VI. Подведение итогов урока.
- Что нового узнали на уроке?
- А теперь посмотрите на нашу белую берёзу, укройте её волшебными снежинками - своими новыми знаниями, если вам всё понятно укройте её синими снежинками, а если вы сомневаетесь – белыми снежинками.
Домашнее задание: учебник стр.4-5 упражнение №4.