Дидактическая игра является важным средством воспитания умственной активности учащихся. Дидактические игры рассчитаны на закрепление и углубление знаний по основным темам программного материала. Они вносят разнообразие в деятельность детей на уроке, воспитывают интерес, ведут к систематизации жизненного опыта, являются разрядкой для нервной системы.
Все игры можно разделить на две группы:
- сюжетно-ролевые
- игры-упражнения
В сюжетно-ролевых играх есть все элементы ролевой игры: сюжет, роль, игровое действие, игровое правило.
Однако большую часть пособий составляют игры-упражнения, в которые включены отдельные элементы игры – элемент загадки, игровое действие.
Эта группа игр требует меньше времени на проведение, но сюжетно – ролевые дидактические игры вызывает больший интерес у учащихся, чем игры-упражнения.
Сегодня мне бы хотелось познакомить Вас с дидактическими играми, которые я использую на уроках окружающего мира.
“…Входи в мир природы! Будь внимательным и пытливым, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной”. Е. Чарушин
«Растения и животные – это наша родная природа. Оберегать и любить их – значит любить и беречь Родину. Человек – часть природы. Любить природу – значит знать ее». М. Пришвин.
Дидактическая игра “В зоопарке”
Цель: закреплять знания учащихся о животных разных стран, условиях их проживания, особенностях приспособления к условиям окружающей среды.
Содержание: на карточках изображены разные животные. Требуется рассказать, где живет это животное, чем питается, как приспособилось к данным условиям. (Дети самостоятельно готовят карточки).
Дидактическая игра “Найди ошибку”
Цель: закреплять знания учащихся о животных, условиях их проживания и особенностях приспособления, о значении их в жизни других животных и растений.
Содержание: на карточке - животное в изображении которого допущена ошибка.
Дидактическая игра “Кто лишний”
Цель: закрепление знаний детей о диких и домашних животных.
Дидактическая игра “Раскрась, что относится к живой природе, растениям, предметам”
Цель игры: закрепление знаний о живой и неживой природе.
Дидактическая игра “Вершки и корешки”
Цель: Расширить знания детей о пользе растений: о том, какие части растения человек использует в пищу, какие растения являются лекарственными, а какие помогают животным.
Отвечая на вопросы этой игры, дети закрепляют словарные слова, узнают историю овощей.
Дидактическая игра “Кто больше?”
Как можно больше написать названий животных/растений за одну минуту.
Дидактическая игра “Домино”
Карточки двух видов. На одной карточке написаны вопросы, на других – ответы.
Дидактическая игра “С какого дерева упали листья?”
На лес налетел ураган. С деревьев сорвал все листья и разбросал их по поляне. Ученику дается задание: определить с какого дерева листок.
Дидактическая игра “Узнай дерево по описанию”
По листьям, по коре, форме крон, плодам.
Дидактическая игра “Какое время года и почему?”
Ученикам предлагается рассказ, прочитав который они должны догадаться в какое время года происходят события, описанные в рассказе и доказать свое мнение выдержками из текста.
Дидактическая игра “Растения, которые нас кормят”
Цель: систематизировать и расширять знания детей о культурных растениях и осенних видах труда, познакомить с трудом хлебороба, овощевода, садовода, уважение к труду, бережное отношение к хлебу.
Представленные игры развивают у детей наблюдательность, кругозор, повышают интерес к чтению и окружающему нас миру. Воспитывают бережное отношение к природе.
Дети легко включаются в данную работу и начинают сами проводить подобные игры, которые помогают им применять полученные знания в повседневной жизни.
Литература:
- В.Чаплина “Из жизни зоопарка”
- С.С.Ижевский “Таинственный мир насекомых” Москва, изд-во «Лазурь», 2001 г.
- «Тайны живой природы. Кто где живет?» Москва, изд-во «Астрель», 2002 г.
- «Жизнь леса» Москва, изд-во «Лесная промышленность», 1977 г.
- Детская энциклопедия «Я познаю мир», изд-во «Астрель», 1988 г.