Семья – это главная школа, где воспитываются и закладываются духовно-нравственные основы Человека. Именно родители должны формировать у ребенка, с раннего детства интерес и любовь к книге. И, конечно же, тесное взаимодействие семьи и школьной библиотеки – это самый эффективный путь развития детского чтения.
Школьной библиотекой Каратунской средней общеобразовательной школы прикладывается много усилий для развития и поддержки детского чтения. Старается найти контакт с семьями учащихся, сблизить не только детей к чтению, но и их родителей.
Работа с родителями ведется по таким направлениям как:
1. Родительское образование – повышение знаний родителей в сфере литературы. Здесь особое внимание отводится информационно-библиографическому обеспечению. В школьной библиотеке для этого собирается литература по психолого-педагогическому направлению, рекомендательная библиография и другая полезная информация для родителей. Проводятся родительские собрания по темам: «Как привлечь ребенка к книгам?»; «»Через книги к добру». На этих собраниях родители так же делятся и собственным опытом.
Организовываются конференции, выступления по прочитанным книгам, по творчеству писателей. Здесь принимают участие не только школьники, но и их родители. Дети благодаря конференциям по прочитанным книгам, узнают и открывают своих родителей заново, с интересом выслушивают их мнения и взгляды.
2. Организация школьных мероприятий – стимулирование и мотивация семейного чтения.
С 2007 года в Апастовском районе стали проводить конкурс: «Папа, мама и я – читающая семья». Конкурс проводится в 3 этапа.
1 этап – школьный. Здесь выявляется «Самая читающая семья школы». Семьи проходят несколько этапов конкурса, в которых выявляется победитель. Затем начинается подготовка ко 2 этапу – районному. Победитель выходит на 3 этап – финал конкурса. В марте 2008 года семья Вафиных, представляющая Каратунскую СОШ, в финале заняла призовое 1 место. Была награждена грамотой районного отдела образования, ценными подарками и книгами.
Также совместно с музеем школы проводятся конкурсы, мероприятия, связанные с историей семьи. Дети очень активно и с интересом принимают в них участие. Через эти конкурсы они узнают много интересного о своих предках, родственниках. Со слов своих дедушек, бабушек составляют генеалогическое дерево своей семьи. Организовывают выставки фотографий, поделок и реликвий, сохранившихся в семейных архивах.
При работе с родителями от библиотекаря требуется серьезная профессиональная подготовка. Библиотекарь должен быть лидером чтения, Всезнайкой и давать ответы на любой вопрос ребенка и родителя. Должна уметь давать советы родителям по отбору книг для детского чтения.
И только библиотекарь с широким кругозором и увлеченная своей работой может научить детей уважать книги, открыть интерес к чтению. Но для этого нужна помощь семьи и школы. И я надеюсь, что «семейное чтение» и интерес к книгам никогда не угаснет, а будет продолжаться из века в век.