Модель воспитательной работы в форме сопровождения с учащимися девиантного поведения

Разделы: Администрирование школы, Внеклассная работа


Процесс воспитания детей с девиантным поведением основан на праве каждого ребенка получать образование, иметь возможность поддерживать приемлемый ему уровень знаний, выражать и актуализировать свои интересы, потребности, способности.

Воспитательная программа учитывает принцип «здоровой» педагогики, от применения которой выигрывают все участники образовательного процесса: обучение и воспитание адаптируется к потребностям детей с девиантным поведением, обеспечивает действенное равенство возможностей каждого учащегося. Воспитание тесно связано с процессом обучения, оно помогает ученику использовать адаптированный именно для него учебный план школы через постоянное воспитательное (психолого-педагогическое) сопровождение.

Концепция воспитания учащихся имеет определенную цель: социореабилитация учащихся с девиантным поведением и воспитание культуры здорового образа жизни. Организационно-методической основой является наличие Устава школы, воспитательная программа школы в ее образовательном пространстве, пакет основных документов (МНЦ СЗАО, Приказы Департамента образования г.Москвы, рекомендации ведущих специалистов по работе с детьми девиантного поведения, ПГК Российской Федерации и др.)

Методологической основой воспитания является личностно-деятельностный подход:

  • Педагогическая поддержка учащегося как человека: сохранение его
    телесного и душевного здоровья. (Первично это делают работники КДН при Управе округа и в особых случаях представители правоохранительных органов – ПДН).
  • Культурная идентификация: востребованность культурных особенностей, оказание помощи в обретении учеником черт человека культуры.
  • Социализация, т.е. взросление, вхождение в жизнь, развитие его духовных и практических потребностей.
  • Развитие индивидуальности, становление «Я-концепция».
  • Духовно-нравственное развитие, формирование нравственных регуляторов поведения, знание правового пространства.

Воспитатель может выбрать для своей деятельности форму педагогической поддержки.

Цель: научить владеть собой, становиться хозяином своей жизни. + Использовать методы, присущие гуманизации воспитания и обучения.

Реализация ВПС – это оказание помощи в решении проблемы интересов учащихся - проблемы психологического развития.

При составлении карт ППС учитываются доминанты.

Фамилия, имя
учащегося

А
Эгоцентрическая доминанта (интерес к собственной личности)

Б
Доминанта дали (установка на перспективу)

В
Доминанта усилия (тяга к сопротивлению, упрямство, протест, негативизм)

Г
Доминанта романтика (тяга к риску, фантазии, мечты)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблемы проявления взрослости:

  • требование уважения
  • желание доверия, такта
  • признание его достоинства
  • право на самостоятельность

Эта проблема определяет задачи ВСС и поддержки:

  1. Развитие понимания социальной правовой жизни.
  2. Развитие интеллектуальное.
  3. Развитие физическое.
  4. Развитие самосознания у каждого воспитанника.

оптимальный

допустимый

критический

  • Воспитанник овладел творческим процессом познания научных основ.
  • Сформировано устойчивое личностное мировоззрение и поведение.
  • Достигнут высокий уровень знаний, умений, воспитанности, соблюдения здорового образа жизни.
  • В наличие импульс на саморазвитие, саморегуляцию.
  • Воспитанник овладел конструктивными качествами в изучении научных основ и программ.
  • Налицо умения осуществлять последовательность действий с новым содержанием на основе полученных знаний (перенос знаний).
  • Воспитанник достиг среднего уровня знаний, практических умений, воспитанности, соблюдения здорового образа жизни.
  • Импульс на саморазвитие, саморегуляцию.
  • Воспитанник обладает респредуктивными способностями, владеет элементарной функциональной грамотностью, первоначально сформированы ЗУН, мировоззренческие и поведенческие качества.
  • С трудом показывают в жизни и используют необходимый уровень воспитанности, практических умений, соблюдения здорового образа жизни.
  • Главенствует доминанта «В»
  • Слабокомпенсаторный тип

Прогноз с учетом диагностики школьной успешности

  • результативности воздействий
  • медицинских, органов правопорядка
  • общественных организаций семьи
  • корректировки ВПС на всем периоде нахождения ученика в 8-9 классе
  • контроль и поддержка после окончания школы.

Исходя из анализа результатов воспитательной работы в истекшем учебном году, поставлены цели, задачи и определен прогнозируемый результат: помочь преодолеть учащимся доминанту усилия (Д-В) и осуществить переход на конструктивную значимость (Д-А), (Д-Б).

Содержание воспитательной программы сопровождения ВПС и сопровождения включить компоненты базовой культуры личности и возможные формы работы:

Компоненты базовой культуры

Содержание компонента

1. Познавательная культура
2. Нравственная культура
3. Коммуникативная культура
4. Эстетическая культура
5. Физическая культура
6. Трудовая культура
7. Правовая культура

  1. Мировоззренческий, личностный (развитие способностей, креативность, развитие рефлексии).
  2. Культурологический, ориентация на общечеловеческие ценности, социальные качества личности, духовную сферу, патриотизм.
  3. Поведенческий компонент (культура поведения), гражданственность, правовая культура, развитие способности к саморегуляции.
  4. Культура речи, поведения, понимание и знание культуры России, толерантность к культуре других народов, эстетика быта, отношений, стремление к творчеству, ориентация на традиционную культуру русской семьи, приобщение к искусству.
  5. Стремление к физическому здоровью, участие в спорте, борьба с вредными привычками, умение вести себя во время ЧС, знание техники безопасности.
  6. Добросовестность к учению, высокое качество труда, дисциплина, ответственность, культура труда, выбор профессии, знание основ трудового законодательства, творческий интерес к деятельности, организация быта, коллективизм, проявление активности, любознательности.
  7. Знание основ законодательства. Тема: «Семья», «Брак». Жизнь деловая, публичная, бытовая, светская и т.д. Умение достойно разрешать конфликты.

При составлении ВПС и поддержки учитывается доминанта «В», ведущие потребности подростка:

  • быть, казаться взрослым;
  • ожидание восприятия себя как самого ценного;
  • образ «Я» - деформирован семьей, товарищами, родителями;
  • перенос отрицательных эталонов из семьи на себя (мелкое хулиганство, асоциальное поведение, вредные «привычки»);
  • отрешение от учения, «Я» в этой деятельности неуспешен.

Для решения проблем подростка на пути его сопровождения провести педагогическую диагностику, чтобы эффективнее решать задачи воздействия и сопровождения

№ п/п

Дата проведения

Содержание диагностики

Кто проводит

1

Сентябрь 1-2 недели Май 1 -2 недели

Определение уровня тревожности и агрессивности. Методика «Лес»

Воспитатели

2

Сентябрь 3-4 недели 3-4 недели 2006-2007 уч.год

Определение уровня воспитанности. Сравнение результатов с предыдущим годом. Методика В. Г. Максимова

Воспитатели

3

Октябрь Сентябрь 2006-2007 уч.год 1 -2 недели

Диагностика уровня развития социальных качеств учащихся. Методика В. Г. Максимова

Воспитатели

4

Сентябрь Ноябрь Апрель

Диагностика общего состояния учебного процесса в классе. Методика П. И. Третьякова

Воспитатели

В психолого-педагогический портрет (класса, школы) включается диагностика по степени проявления девиантного поведения и вариант школьной дезадаптации

Фамилия, имя учащегося

Степень проявления девиантного поведения

Вариант школьной дезадаптации

 

высокая

средняя

низкая

депривационный

индуцированный

конфликтно-невротический

патологический

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего:

 

 

 

 

 

 

 

Обусловленное диагностикой содержание плана является реальностью.

При учете половозрастных особенностей создана программа для девочек подростков, ведение которой предопределено социальном педагогам, психологам и воспитателям (программа прилагается).

Содержание воспитательного процесса нацелено на проектирование личности выпускника.

В работе с детьми девиантного поведения (подростками) более эффективен метод комплексного воспитания культуры жизнедеятельности; рациональное сочетание групповых, индивидуальных и коллективных форм воспитания.

Критерии оценки:

  • Неудовлетворительный - реализованы отдельные параметры
  • Критический - реализованы отдельные принципы и отдельные параметры в них
  • Удовлетворительный - реализована часть принципов и большинство параметров в них
  • Хороший - реализована большая часть принципов и большинство
    параметров в них

Учитывать при проведении воспитательных мероприятий:

  • обстановку
  • формирование цели
  • планирование
  • организацию
  • воздействие – результат
  • участие, активность проявленное творчество (личностные результаты учащихся)

Работа с представителями КДН и работниками правопорядка (ПДН) предусматривается в реализации базового компонента «Развитие коммуникативных навыков».

Работа с семьей и лицами, заменяющими родителей, проводится в течение всего воспитательного сопровождения ученика. Тематика лектория:

  1. Особенности воспитания подростков в семье.
  2. Половое развитие и методы полового воспитания.
  3. Изучение корней семейного рода.
  4. Книга в семье. Формирование у подростков культуры чтения.
  5. Помощь родителей в выборе профессии.
  6. Жизненные ценности в семейной жизни. Формирование разумных потребностей и жизненных ценностей у подростков.

Проведение самоаудита по воспитательной работе, определение эффективности ВСП сопровождения (провести 2 раза в учебный год).

  1. Мониторинг процесса личностного развития испытуемого (по графику школы).
  2. Корректировка программы воспитания после срезов {в течение года).
  3. Корректировка деятельности в связи «Учитель - Ученик», «Ученик - КДН», «Ученик-ПДН».

Где обсуждается:

  • на заседании МО
  • с учащимися
  • с родителями
  • с работниками КЛН
  • с представителями органов правопорядка ПД

Оказание психологической помощи воспитанникам

Цель: Установление контакта с психологами для совместной работы по оказанию коррекционной и реабилитационной работы специалистом каждому воспитаннику.

В чем нуждается воспитанник?

Ожидаемые результаты

1. Нахождение в едином реабилитационном пространстве (ежедневно)
2. Ожидание помощи в преодолении школьной неуспешности, воспитание понимания правил КЗОЖ и их принятие. Выполнение правил (ежедневно).
3. Снятие агрессивности, тревожности. Организация позитивного подкрепления (систематически).

1. Выполнение социальной роли, создание комфортности в деятельности.
2. Выведение воспитанника из роли «неуспешника».
3. Ощущение личностной свободы, право на выбор.

Оказание логопедической помощи

Цель взаимодействия

Ожидаемые результаты

  1. Воспитание культуры речи (ежедневно).
  2. Развитие коммуникативных функций речи на занятиях.
  3. Привитие любви к русскому языку, работа с книгой, специальные занятия, общение.
  4. Обучение правильному пользованию русским родным языком в преодолении школьной неуспешности и выхода из состояния «девиантное поведение»:
  • коррекционные занятия
  • общение
  • внеклассная работа

Привитие культуры пользования русским языком, повышение уровня обученности по русскому языку, выражение интеллигентности в общении, приобщение к культуре общения, привитие понимания важности сохранения богатства русского языка.

Обсуждается:

  • на заседании МО
  • на совещании при заместителе директора по ВР
  • на родительских собраниях

Приложение.