Процесс воспитания детей с девиантным поведением основан на праве каждого ребенка получать образование, иметь возможность поддерживать приемлемый ему уровень знаний, выражать и актуализировать свои интересы, потребности, способности.
Воспитательная программа учитывает принцип «здоровой» педагогики, от применения которой выигрывают все участники образовательного процесса: обучение и воспитание адаптируется к потребностям детей с девиантным поведением, обеспечивает действенное равенство возможностей каждого учащегося. Воспитание тесно связано с процессом обучения, оно помогает ученику использовать адаптированный именно для него учебный план школы через постоянное воспитательное (психолого-педагогическое) сопровождение.
Концепция воспитания учащихся имеет определенную цель: социореабилитация учащихся с девиантным поведением и воспитание культуры здорового образа жизни. Организационно-методической основой является наличие Устава школы, воспитательная программа школы в ее образовательном пространстве, пакет основных документов (МНЦ СЗАО, Приказы Департамента образования г.Москвы, рекомендации ведущих специалистов по работе с детьми девиантного поведения, ПГК Российской Федерации и др.)
Методологической основой воспитания является личностно-деятельностный подход:
- Педагогическая поддержка учащегося как человека: сохранение его
телесного и душевного здоровья. (Первично это делают работники КДН при Управе округа и в особых случаях представители правоохранительных органов – ПДН). - Культурная идентификация: востребованность культурных особенностей, оказание помощи в обретении учеником черт человека культуры.
- Социализация, т.е. взросление, вхождение в жизнь, развитие его духовных и практических потребностей.
- Развитие индивидуальности, становление «Я-концепция».
- Духовно-нравственное развитие, формирование нравственных регуляторов поведения, знание правового пространства.
Воспитатель может выбрать для своей деятельности форму педагогической поддержки.
Цель: научить владеть собой, становиться хозяином своей жизни. + Использовать методы, присущие гуманизации воспитания и обучения.
Реализация ВПС – это оказание помощи в решении проблемы интересов учащихся - проблемы психологического развития.
При составлении карт ППС учитываются доминанты.
Фамилия, имя |
А |
Б |
В |
Г |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Проблемы проявления взрослости:
- требование уважения
- желание доверия, такта
- признание его достоинства
- право на самостоятельность
Эта проблема определяет задачи ВСС и поддержки:
- Развитие понимания социальной правовой жизни.
- Развитие интеллектуальное.
- Развитие физическое.
- Развитие самосознания у каждого воспитанника.
оптимальный |
допустимый |
критический |
|
|
|
Прогноз с учетом диагностики школьной успешности
|
Исходя из анализа результатов воспитательной работы в истекшем учебном году, поставлены цели, задачи и определен прогнозируемый результат: помочь преодолеть учащимся доминанту усилия (Д-В) и осуществить переход на конструктивную значимость (Д-А), (Д-Б).
Содержание воспитательной программы сопровождения ВПС и сопровождения включить компоненты базовой культуры личности и возможные формы работы:
Компоненты базовой культуры |
Содержание компонента |
1. Познавательная культура |
|
При составлении ВПС и поддержки учитывается доминанта «В», ведущие потребности подростка:
- быть, казаться взрослым;
- ожидание восприятия себя как самого ценного;
- образ «Я» - деформирован семьей, товарищами, родителями;
- перенос отрицательных эталонов из семьи на себя (мелкое хулиганство, асоциальное поведение, вредные «привычки»);
- отрешение от учения, «Я» в этой деятельности неуспешен.
Для решения проблем подростка на пути его сопровождения провести педагогическую диагностику, чтобы эффективнее решать задачи воздействия и сопровождения
№ п/п |
Дата проведения |
Содержание диагностики |
Кто проводит |
1 |
Сентябрь 1-2 недели Май 1 -2 недели |
Определение уровня тревожности и агрессивности. Методика «Лес» |
Воспитатели |
2 |
Сентябрь 3-4 недели 3-4 недели 2006-2007 уч.год |
Определение уровня воспитанности. Сравнение результатов с предыдущим годом. Методика В. Г. Максимова |
Воспитатели |
3 |
Октябрь Сентябрь 2006-2007 уч.год 1 -2 недели |
Диагностика уровня развития социальных качеств учащихся. Методика В. Г. Максимова |
Воспитатели |
4 |
Сентябрь Ноябрь Апрель |
Диагностика общего состояния учебного процесса в классе. Методика П. И. Третьякова |
Воспитатели |
В психолого-педагогический портрет (класса, школы) включается диагностика по степени проявления девиантного поведения и вариант школьной дезадаптации
Фамилия, имя учащегося |
Степень проявления девиантного поведения |
Вариант школьной дезадаптации |
|||||
|
высокая |
средняя |
низкая |
депривационный |
индуцированный |
конфликтно-невротический |
патологический |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего: |
|
|
|
|
|
|
|
Обусловленное диагностикой содержание плана является реальностью.
При учете половозрастных особенностей создана программа для девочек подростков, ведение которой предопределено социальном педагогам, психологам и воспитателям (программа прилагается).
Содержание воспитательного процесса нацелено на проектирование личности выпускника.
В работе с детьми девиантного поведения (подростками) более эффективен метод комплексного воспитания культуры жизнедеятельности; рациональное сочетание групповых, индивидуальных и коллективных форм воспитания.
Критерии оценки:
- Неудовлетворительный - реализованы отдельные параметры
- Критический - реализованы отдельные принципы и отдельные параметры в них
- Удовлетворительный - реализована часть принципов и большинство параметров в них
- Хороший - реализована большая часть принципов и большинство
параметров в них
Учитывать при проведении воспитательных мероприятий:
- обстановку
- формирование цели
- планирование
- организацию
- воздействие – результат
- участие, активность проявленное творчество (личностные результаты учащихся)
Работа с представителями КДН и работниками правопорядка (ПДН) предусматривается в реализации базового компонента «Развитие коммуникативных навыков».
Работа с семьей и лицами, заменяющими родителей, проводится в течение всего воспитательного сопровождения ученика. Тематика лектория:
- Особенности воспитания подростков в семье.
- Половое развитие и методы полового воспитания.
- Изучение корней семейного рода.
- Книга в семье. Формирование у подростков культуры чтения.
- Помощь родителей в выборе профессии.
- Жизненные ценности в семейной жизни. Формирование разумных потребностей и жизненных ценностей у подростков.
Проведение самоаудита по воспитательной работе, определение эффективности ВСП сопровождения (провести 2 раза в учебный год).
- Мониторинг процесса личностного развития испытуемого (по графику школы).
- Корректировка программы воспитания после срезов {в течение года).
- Корректировка деятельности в связи «Учитель - Ученик», «Ученик - КДН», «Ученик-ПДН».
Где обсуждается:
- на заседании МО
- с учащимися
- с родителями
- с работниками КЛН
- с представителями органов правопорядка ПД
Оказание психологической помощи воспитанникам
Цель: Установление контакта с психологами для совместной работы по оказанию коррекционной и реабилитационной работы специалистом каждому воспитаннику.
В чем нуждается воспитанник? |
Ожидаемые результаты |
1. Нахождение в едином реабилитационном пространстве (ежедневно) |
1. Выполнение социальной роли, создание комфортности в деятельности. |
Оказание логопедической помощи
Цель взаимодействия |
Ожидаемые результаты |
|
Привитие культуры пользования русским языком, повышение уровня обученности по русскому языку, выражение интеллигентности в общении, приобщение к культуре общения, привитие понимания важности сохранения богатства русского языка. |
Обсуждается:
- на заседании МО
- на совещании при заместителе директора по ВР
- на родительских собраниях