Тип урока. Урок-обобщение.
Вид урока. Интегрированный урок-игра (литература, биология, история города и т.д. ).
Цели урока:
- Образовательные:
- обобщение материала по данной теме;
- формирование умений и навыков применения местоимений в устной и письменной речи;
- реализация творческих заданий;
- практическое применение умений и навыков работы с текстом и их совершенствование (восстановление хронологической последовательности, подбор вариантов заглавия, выразительное прочтение текста);
- расширение лексического запаса слов учащихся;
- актуализация собственного языкового опыта учащихся.
- Развивающие:
- повышение интеллектуального уровня учащихся;
- развитие интереса к русскому языку и лингвистике;
- расширение кругозора учащихся;
- развитие образного мышления, способности реализовывать свои чувства, настроения, ассоциации через систему творческих заданий.
- Воспитательные:
- развитие культуры речи;
- развитие умения слышать и чувствовать собеседника;
- воспитание эстетического вкуса.
Подготовка урока, оборудование.
Большой макет часов; различные часы (песочные, механические, электронные и т.д.), гербарии учеников из кабинета биологии; алоэ, роза в горшке; диск с записью метронома; репродукции картин на тему «Цветы»; фотография решётки Летнего Сада; цветной кластер «Часы»; листы бумаги, фломастеры, цветные карандаши; распечатанный дополнительный материал на каждой парте, презентация
ХОД УРОКА
– Сегодня мы обобщаем изученный материал по местоимению. Чтобы узнать, куда мы сегодня отправимся и с каким необычным предметом встретимся по окончании путешествия, предлагаю ответить, чем местоимение отличается то других частей речи? (Только указывает). Что такое местоимение?
Ученики дают определение изученной части речи.
Эвристическая беседа с составлением кластера: Какие бывают часы?
Ученики выдвигают версии, учитель на доске открывает кластер:
Часы
механические
электронные
песочные
водяные
наручные
настенные
Начертите на карте с помощью циркуля в центре круг и разделите его на 8 равных секторов. Этот круг постепенно нами будет заполняться и в конце урока у нас получатся самые настоящие цветочные часы. Оказывается, есть и такие.
Задание 1.
Стихотворение записано на доске, ученики слушают, учитель читает:
Я к розам хочу, в тот единственный сад,
Где лучшая в мире стоит из оград.
Где статуи помнят меня молодой,
А я их под невскою помню водой.
В пушистой тиши между царственных лип
Мне мачт корабельных мерещится скрип. (А.Ахматова)
Найдите в тексте поэтессы личные местоимения, запишите их, определите их лицо, число, падеж, подумайте, почему их так много? Личное местоимение я часто употребляется в лирическом стихотворении. Как вы думаете, почему? (В лирическом произведении поэт часто рассказывает о своих чувствах, переживаниях, о своём восприятии жизни, событиях и пр.)
О каком саде, «где лучшая в мире стоит из оград», идёт речь в стихотворении Анны Ахматовой. (О Летнем саде в Петербурге)
В одном из секторов обозначьте 1 разряд – личные, и в этом секторе мы нарисуем розу – эту царицу цветов. О ней много стихотворений, а первые строки на русском языке строки, воспевающие царицу цветов, принадлежат поэту XVIII века Василию Кирилловичу Тредиаковского, у которого есть «Ода в похвалу цвету розе»
Выдаём 1 предложение (см. домашнее задание).
Задание 2.
Игра «Четвёртое лишнее»
Вычеркнуть слово, не соответствующее трём остальным.
Н..кто, н..где, н..что, н..какой. (Ни пишется без ударения, не под ударением)
Не (у ) кого, (ни)что, (ни)где, (ни)как. (Если в середине есть предлог, то местоимение пишется раздельно)
– Какие местоимения мы записали?
Ученики дают определение отрицательных местоимений, указываем название данного разряда в секторе 2.
Вы знаете, кого называют царём лесных растений? (женьшень) Чаще всего это растение называют «корень жизни». Растёт он очень медленно, его корень ежегодно прибавляет в весе лишь немногим более 1 грамма. 10-15-летнее растение весит всего 25 грамм. Целебные свойства и сходства с фигуркой человека породили немало легенд о нём. В старинной китайской книге можно найти изречение: «Царь лесных зверей – тигр, царь морских зверей – дракон, царь лесных растений – женьшень» Изобразить его мы можем в виде человеческих фигурок.
Выдаём 2 предложение.
Задание 3.
Игра «Переводчик»
На доске записаны слова, в тетради должны появиться синонимы. Задание выполняется по принципу «Кто быстрее?»
себялюбец
себе на уме
выходить из себя
владеть собой
Как называется местоимение, встречающееся в
задании? В циферблате отмечаем название 3-го
разряда – возвратное. Ученики отмечают, что этот
разряд – самый малочисленный, и возвратное
местоимение себя не имеет формы Именительного
падежа.
В секторе 3 мы изобразим растение, которое
обязано своим названием поверью, что оно цветёт 1
раз в 100 лет, потом погибает (алоэ, или
столетник). В комнатах цветущий столетник
действительно редкость. Но на своей родине в
Африке это растение ежегодно даёт крупные
оранжевые цветки. Удивительно, что в
естественных условиях вечнозелёное алоэ
достигает 5 метров.
Выдаём 3 предложение.
Задание 4.
Учитель читает стихотворение А. Коваля «На яхте»:
Однажды куда-то на яхте
Откуда-то кто-то поплыл.
Летали какие-то чайки.
О чём-то кричали ему.
Какой-то дельфин остроносый
В зелёные волны нырял.
И ветер, почти, незаметный,
Чуть-чуть паруса надувал.
– Кто, куда, откуда поплыл? Почему мы не можем
ответить на эти вопросы? (Данные местоимения
указывают на неопределённые признаки и предметы).
– Как называются эти местоимения? (Неопределённые).
– Запишите, пожалуйста, неопределённые
местоимения в тетрадь. Как они пишутся? (Через
дефис)
Даётся определение. Отмечаем название 4 разряда
– неопределённые на часах.
В Древней Греции гонец, приносивший весть о победе, держал в руках пальмовую ветвь. Изобразим её.
Выдаём 4 предложение.
Задание 5.
Морфемная игра «Собери слово»
- приусадебный
- тяжесть
- сделать
- удивительный
- отрицательные
Взяв из 1-го слова приставку, из 2-го – корень, из
3-го – суффикс, из 4-го – суффикс, из 5-го –
окончание, вы получите название 5-го разряда – притяжательные.
Даётся определение, отмечается особенность
склонения данных местоимений.
На карте появляется запись:
Не одно тысячелетие травы служат человеку. Врачевание с давних времён было таинством, и лекари очень придирчиво выбирали себе учеников. Выдающийся древнегреческий врач и мыслитель Гиппократ описал 236 лекарственных трав, которые применяли в медицине того времени. Среди них белена, горчица, ирис, миндаль, мята и другие. Такие сборники люди называли травниками. Мы не только изобразим страничку травника, но и укажем название на ней лекарственных растений, известные вам (валериана, зверобой, ромашка и т.д.)
Выдаём 5 предложение.
Задание 6.
Шуточные вопросы.
- Сколько местоимений в слове семья? (7)
- Какие два местоимения мешают движению на дорогах? (Я-мы)
- Когда руки оказываются 3-мя местоимениями? (Когда они вы-мы-ты)
– С помощью каких местоимений я задаю вам шуточные вопросы?
На карте появляется название 6-го разряда – вопросительные. Даётся определение, отмечается особенность склонения.
– Оказывается, в Древней Персии существовал особый язык – язык цветов – семам, с помощью которого женщина могла рассказать о своих чувствах, потому что каждый цветок имел свой скрытый смысл: вишня означала любовь, азалия – печаль. Зарисуйте в одном из секторов символ любви или печали.
Выдаём 6 предложение.
Задание 7.
На доске начерчены схемы:
1 / / , что ( ).
2 / / , где ( ).
3 / / ,когда ( ).
4 / / ,(который )
– Каким предложениям соответствуют эти схемы? (Сложным, т.к. состоят из двух простых и сложноподчинённым, т.к. простые предложения в составе сложного неравноправны и от одного к другому можно задать вопрос).
– Какие местоимения служат для связи простых предложений?
На карте появляется название 7 разряда – относительные.
Ссередины XV столетияв Японии стал очень популярен особый вид искусства – икебана. На русский язык слово «икебана» переводится по-разному: «жизнь цветов», «аранжировка цветов», «помощь цветам выразить себя». В отличие от обычного букета, икебана – не только украшение, её задача – отразить Вселенную в цветочной композиции. Пожалуйста, изобразите в этом секторе букет.
– Получился ли у нас текст? (Нет, т.к. предложения связаны одной темой, но нарушена их хронологическая последовательность.) Попробуем её восстановить.
Задание 8.
– Послушайте внимательно текст. На этой карте изображены часы. В каждом секторе обозначено название разряда местоимений. Каждому из разрядов соответствует цветочный символ. Любые иные символы на этих часах неуместны, так как часы цветочные.
– Какие местоимения использованы в тексте? (Указательные)
Даём определение и обозначаем 8 разряд на карте.
– Послушайте строки А.С Пушкина.
Цветок засохший, безуханный,
Забытый в книге вижу я;
И вот уже мечтою странной
Душа наполнилась моя.
Где цвёл? Когда? Какой весною?
И долго ль цвёл? И сорван кем?
Цветы – живые существа, которым присуще существование после смерти. С давних времён путешественники стремились привезти из дальних стран неизвестные на их родине растения. Тогда и стали высушивать найденные образцы флоры, чтобы сохранить их надолго. Коллекция засушенных растений стали называть гербарием (от латинского herba – трава, растение). Самый старинный гербарий был собран в начале XVI столетия и поныне хранится в Риме. В России первый научный гербарий появился в начале XVIII столетия, в период царствования Петра I.
Проиллюстрируем экспонат из гербария.
Читаем собранный текст и даём ему название.
Задание 9.
– Сколько разрядов есть у местоимения? Перечислим их ещё раз. Какой разряд мы не указали? Определительные. Его название поместим на стрелках часов. Какие же часы без стрелок?
Ученикам даётся домашнее задание: переписать получившийся, собранный в течение урока текст в тетрадях, вставить пропущенные буквы, расставить недостающие знаки препинания, обозначить орфограммы и пунктограммы, подобрать заголовок. Выделить в нём местоимения, указать их разряд.
Текст.
Великий естеств..испытатель Карл Линней известен не только созданием основ совреме(н,нн)ой сист..матики(4). Именно он уст..новил что вен..чики некоторых цв..тков ра..крывают..ся только в определённое время дня (1). Использовав это свойство, Линней сделал в шведском городе (у,У)псале уд..вительные цв..точные часы(6). Их ц..ферблат состоял из с..кторов (3). В каждом из которых были посажены р..стения, ра..пускавшиеся в строго определённый час (2). Правда, как и солнечные, цв..точные часы «шли» лишь в ясную погоду (5).