Предварительная подготовка:
С учащимися провести предварительную работу по объяснению правил игры, в дальнейшем «запуск», инструктаж с игротехниками, а их должно быть 12 человек. Надписи этапов – 12 (Приложение 1), условные денежные знаки – два набора по 3000 рублей, два – по 12000 рублей и два по 100000 рублей (Приложение 2). Игротехникам выданы наборы денежных знаков по 1000 рублей мелкой единицей (например, по 100 рублей для сдачи и поощрений). В игре участвуют 6 семейных команд. Соответственно 6 «паспортов», где указана последовательность прохождения кругосветки (Приложение 3). Станции идут в такой последовательности, что на одной станции присутствует одна «семья». 9 цветных конвертов с условными деньгами и вложенным паспортом: зелёный – низкий уровень дохода, 3000 квочей (количество – 3), жёлтый – средний уровень дохода, 12000 квочей (количество – 3); синий – высокий, 100000 квочей (количество – 3). Оповестить родителей пригласительными билетами.
Цель: развитие экономического мышления учащихся, с использованием межпредметных связей (математика, экономика, изобразительное искусство, литература).
Задачи:
- Расширить знания основ домашней экономики.
- Формировать у детей навыка работы в группах, обучение принятию коллективных решений в процессе обсуждения проблемы.
- Выявление лидеров.
- Укрепление связи семьи и школы.
Основные этапы игры:
- Запуск игры в холле второго этажа
- Жеребьёвка по выбору «уровня дохода»
- Игра
- Финиш, подведение итогов
- Награждение
Проектируемые результаты:
- Показать оптимальные пути ежедневного применения теоретических знаний математики в современной жизни.
- Участники должны получить опыт работы в группах, опыт принятия коллективного решения в процессе обсуждения.
- Должны быть лидеры, способные мобильно решать вопросы.
- Участники познакомятся с основными составляющими семейного бизнеса
Используемая литература:
- ВДЦ «Океан» Грани – IV. Сборник сценариев в помощь организаторам отдыха детей и подростков, Владивосток, Дальнаука; 2003 г.
- В.Д.Симоненко, О.И.Шелепина. Семейная экономика 7-8 класс, Москва ВИТА Пресс; 2002 г.
«Запуск»
Заранее каждому классу даётся задание
сформировать команды по 6 человек, не более. В
одном классе могут быть сформированы 2 «семьи» и
более. В зале или холле сначала объясняются
правила игры, а затем предлагаются конверты с
запечатанными «паспортами», поэтому никто на
начало игры не знает, какой уровень дохода им
попался. Ребята, здесь же принимают решение о
фамилии для «семьи» и заносят в паспорт все
необходимые сведения.
Через каждые 5 минут игротехником подаётся
звонок, который служит сигналом для начала игры,
а на протяжении всей – сигналом для перехода на
другую станцию.
Предупредить участников о том, что игра не на
скорость, а на качество.
Продолжительность – 60 минут
Условия игры:
В игре принимают участие все желающие учащиеся с 8-го по 11-й класс.
На станциях предлагаются задания, их выполнение оценивают игротехник (учителя, родители) (Приложение 4)
Основная задача игротехника – не только заслушивать ответы участников, но и принимать участие в дискуссии, задавать вопросы, предлагать различные варианты ответов, давать советы. Только после того, как игротехник убедился, что игроки исчерпали свои знания, он записывает в маршрутном листе в графе «Остаток денег» сумму заработанных или потраченных денег
Время пребывания «семьи» на станции 5 минут, время перехода на другую 2 -3 минуты
Важно не допустить пребывания более одной семьи на станции
После запуска игры на главной станции (холл первого этажа) организуется жеребьёвка, в ходе которой определяются «статусы» семей (это с низким уровнем дохода, со средним и высоким). Каждый «статус» должен быть дважды, чтобы был соревновательный момент
Каждая семья должна пройти свой круг в соответствии с маршрутным листом, полученным при жеребьёвке
Все семьи движутся от станции к станции по своему кругу самостоятельно
В игре действует два круга, в каждом круге играют по 6 семей
С низким уровнем дохода является семья, получившая по жеребьёвке паспорт розового цвета и 3000 квочей (условная денежная единица на время игры); со средним уровнем дохода – жёлтый цвет и 12000 квочей; с высоким уровнем – оранжевый и 100000 квочей.
Условия игры максимально приближены к современным социально – экономическим условиям. Для того чтобы правильно рассчитать свой бюджет на месяц, прийти к разумной экономии, каждой «семье» необходимо проявить особую находчивость и предприимчивость при решении экономических вопросов.
Разумной считается экономия в том случае, если «семья» успеет пройти все станции или основные жизнеобеспечивающие: «Питание», «Здоровье», «Образование», «Коммунальные услуги», «Труд»
Игротехникам необходимо обращать особое внимание на соблюдение «семьями» в течение игры человеческого фактора: насколько они могут быть гуманными по отношению друг к другу в современных социально – экономических условиях
В каждом кругу предполагаются задания – ловушки, которые направлены на выявление зрелости, прочности знаний у каждой «семьи», убеждённости членов в верности своих действий и т.д.
В игре не обязательно участие всего класса, «семьи» могут быть сформированы по желанию в количестве 5 – 7 человек.
Факт пассивности или активности участников игры фиксируется в маршрутном листе
Внимание игротехников!
Ответы для станции «Продовольственная корзина» – для всех «семей» один набор: хлеб, сахар, растительное масло, мясо, рыба, молоко, яйцо, картофель, овощи, фрукты.
Для станции «Банк» должны быть заготовки нескольких названий банков с их процентной ставкой. Бланки договоров. Заранее нужно игротехнику (перед началом игры) определить «мыльные». В нашей игре процентные ставки были подобраны так, что игрокам пришлось задуматься: все ли процентные ставки реальны? (Например, 12%, 9%, 16%, 25%, и естественно, что «мыльные» имели просто не реальные проценты). Если команда на начало игры вкладывала денежные единицы в банк, (могла составить договор не более с 3 банками), то в случае удачи сумма вложений удваивалась, «мыльный» – прогорал.
Для «Образования» – заплатите удвоенную сумму, если «семья» выбрала все три варианта ответа (например, «семье» с низким уровнем дохода не нужно платить деньги, в такой ситуации игротехник отдаёт 600 квочей в знак поощрения).
Для «Биржи» – платится согласно прейскуранту, не зависимо от творчества, качества и т.п. На следующий день после подведения итогов, проводится награждение и творческие работы, паспорта демонстрируются на общешкольной выставке «Тайны домашней экономики».