Сегодня с сожалением наблюдаешь падение
интереса к богатейшему наследию русской
классической литературы, пугает низкая языковая
культура, скудность и безграмотность речи. Язык -
лексическое богатство, которого едва ли возможно
оценить засоряется сленгом, словами-паразитами,
зачастую ненужными заимствованными словами.
Как уберечь от этого детей? Взрастить в них
чувство прекрасного? Передать и развить в них дар
слова, приобщить к традициям национальной
культуры, научить сопереживать, размышлять,
видеть красоту окружающего мира. Раскрыть
творческие возможности каждого ученика. Как
научить любить язык Пушкина и Чехова, Бунина и
Паустовского?
Ребенок пришел учиться в первый класс, он умеет
говорить, но достаточен ли его словарный запас,
чтобы общаться на новом для него уровне, хватит
ли его для выражения своих мыслей, чувств.
Конечно, нет. И передо мной, как учителем
ставится первая задача – работа над словарным
запасом ребенка.
Развивая устную речь, поощряя и поддерживая
желание детей высказывать свои мысли, делиться
впечатлениями, я постепенно готовлю их изложению
своих мыслей на письме. Начинаем с записи 2-3
предложений связанных общей темой. К 4 классу мы
уже пишем небольшие сочинения описания,
рассуждения, основанные на личных наблюдениях
детей в природе и окружающем мире.
Тема: Учимся писать сочинение «Осенние зарисовки».
Цели:
- Формировать умение составлять художественное описание природы, используя личный опыт наблюдений за окружающим миром.
- Расширить представления о красоте русской природы посредством знакомства с произведениями писателей, композиторов, художников.
- Способствовать развитию чувств и эмоций детей.
Оборудование: репродукция картины
И.Левитана «Осенний день. Сокольники»,
выставка рисунков детей.
ХОД УРОКА
Славная Осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежитОколо леса, как в мягкой постели
Выспаться можно – покой и простор! –
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер…
Н.А. Некрасов
– Сегодня на уроке мы будем писать сочинение.
Мне хотелось бы пригласить вас в необычное
путешествие. В мире давно уже царствует
прекрасная осень, но мы в повседневной жизни
часто не замечаем ее красоты. Я предлагаю
совершить мысленно экскурсию в осенний лес, парк,
пройтись по тропинкам, усыпанным пожелтевшей
листвой. Как все прекрасное осень обладает
определенной долей таинственности и
загадочности, наверное, поэтому она всегда
привлекала к себе большое внимание поэтов и
композиторов, писателей и художников.
Я тоже очень люблю это время года, мне нравятся
тихие осенние вечера, нравится шорох дождя в
парке, запах травы. Я думаю, что у каждого из вас
свое отношение к осени, и сегодня мы вместе
попробуем выразить свои мысли на бумаге.
(Настраиваю ребят на то, что во время чтения и
обсуждения произведений они должны делать в
черновиках словесные наброски для своей
работы над сочинением)
Беседа с детьми об изменениях в природе, их непосредственных наблюдениях
– А теперь давайте вспомним, что в творчестве многих поэтов и писателей осень занимает особое место, но больше всех это время года всех любил Пушкин. Эта была особенная трепетная любовь.
Работа над стихотворением А.С. Пушкина «Унылая пора!»
– Понравилось вам стихотворение? Какие чувства
оно у вас вызвало?
– Какие строки стихотворения вам понравились
больше всего? Почему?
– Как удалось поэту передать очарование осени,
какими средствами?
– Какие еще стихи Пушкина об осени вы знаете?
– Кто еще из русских поэтов писал об осени?
Ответы ребят.
Чтение стихотворений учащимися наизусть по желанию
– Сегодня мне хотелось бы еще познакомить вас с творчеством замечательного якутского поэта Сергея Васильева-Борогонского.
Осень моя
Лето уходит и
Зелень природы уносит с собой,
Зелень уносит,
А после цветы прибирает;
Небо теряет
Свой девственный цвет голубой,
Лето уходит –
И травы, и листья горят-выгорают.
Осень приходит
И медные краски повсюду кладет,
Горы светлеют,
Но глуше становятся дали,
Ночи темнеют,
И каждое деревце плод
Прячет в спасательной почве…
– Путь у природы от лета до зимы долгий. И, как у каждого пути, есть у него свои этапы – периоды. Принято считать, что у осени таких периодов четыре: ранняя осень, золотая осень, глубокая и предзимье. Не менее красивой предстает перед нами осень в прозе.
Чтение отрывка об осени И. Соколова-Микитова «Русский лес»
Особенно красив и печален русский лес в ранние
осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы
выделяются яркие пятна раскрашенных кленов,
осин. Медленно кружась в воздухе, падают с берез
пожелтевшие легкие листья. От дерева к дереву
протянуты тонкие серебристые нити липкой
паутины.
Тихо в осеннем лесу. Шелестит под ногами опавшая
сухая листва. Кое-где краснеет шляпка позднего
подосиновика. Тонко просвистит рябчик, прокличут
высоко в небе пролетающие косяком журавли.
Что-то грустное, прощальное слышится и видится в
осеннем лесу. Идешь, бывало, по такому осеннему,
расцвеченному красками лесу, - музыкальным,
поэтическим чувством наполняется душа…
Прозрачен и чист осенью воздух, прозрачна вода в
лесных ручьях: каждый виден на дне камешек. Еще
цветут последние осенние цветы… Но уже
оголились вершины берез. На темном фоне
сплошного елового леса отчетливо видны яркие
краски осин… Хорошо в осеннем лесу. Долго не
хочется из него выходить, прощаться с золотыми
осенними днями.
И. Соколов-Микитов.
– Понравился вам рассказ? Что особенно
запомнилось?
– Как можно назвать чувства, которые переполняют
автора? (Восторг, восхищение, грусть,
безмятежность)
– Какое настроение создает у человека это
приобщение с природой? Картину какой осени
описывает писатель в своем рассказе?
– Какие краски использовал бы автор для описания
поздней осени? Почему?
– Приведите, пожалуйста, примеры.
– Замечали ли вы, как беззащитна, становится
окружающая нас природа поздней осенью? С чем
можно сравнить образ облетевшего леса? (С
человеком, плохо одетым, зябнущим на ветру)
– Помогло вам знакомство с произведениями
А.С.Пушкина, И. Соколов-Микитова, в создании
набросков к сочинению?
Знакомство с репродукцией картины И.Левитана «Осенний день» (Приложение 2).
Исаак Ильич Левитан любил природу до
восторженного поклонения ей, он как никто другой
глубоко чувствовал, понимал ее, умел настроиться
на ее состояние.
Я хочу познакомить с самой любимой своей работой
в творчестве И.Левитана «Осенний день.
Сокольники».
Эта картина была одной из первых, написанной
Левитаном. Сравните: у Пушкина царствует буйство
красок (багрец, золото, пышный царственный убор
осени) у Левитана же преобладают неяркие краски
последних дней осени. Присутствует чувство
смятения, беспокойства. Вглядитесь: торопливо
идет молодая хрупкая женщина, и созвучно ей
зябко трепещутся на ветру молоденькие клены.
Природа на полотне Левитана проста и
непритязательна, краски сдержаны, но это
удивительным образом позволяет ощутить дыхание
осени
Рассматривание и беседа по содержанию картины
Речевая подготовка к сочинению
– Как бы вы описали состояние природы осенью? Что она чувствует?
– Попробуйте посмотреть на окружающий мир глазами художника, поэта, писателя. Давайте попробуем сделать словесные наброски для создания описания осени. На что обязательно надо обратить внимание, чтобы описание был полным, какие характерные признаки указать.
Составление «осеннего словаря» настроения:
- Лес – грустный, печальный, озябший….
- Яркая палитра красок;
- Настроение (грусть, печаль, уныние…)
- Состояние окружающей природы (тишина, покой, покорность; осторожное, тревожное, робкое …)
– Подберем главные опорные слова, которые помогут нам в работе. К существительным сразу будем подбирать имена прилагательные, которые сделают предметы ярче и выразительнее. (Коллективная работа)
солнце бледное, неласковое.
небо низкое, хмурое, серое.
дни короткие, тихие.
воздух холодный, звенящий,
лес темный, тревожный, печальный.
– Готовы ли вы к работе? Изменились ваши
чувства к осени? Что прибавилось, какие новые
ощущения?
– Мне хотелось бы, чтобы во время работы вы
мысленно погрузились в осеннюю природу,
прошлись по тропинкам засыпанным опавшей
листвой, подышали осенним воздухом, послушали
звенящую тишину леса.
– Не забывайте о том, что наш язык богат и
выразителен, старайтесь избегать повторов,
следите за грамотностью при письме, избегайте
ошибок.
Работа над сочинением (Приложение 1)
Использованная литература: приложение журнала «Крестьянка» «Музеи мира».