Цель занятия: научить детей составлять аннотацию к произведению.
Задачи:
- развивать устную и письменную речь учащихся;
- развивать познавательные способности каждого ребенка;
- помочь личности познать себя;
- развивать коммуникативные умения и навыки.
Ход урока
1. Оргмомент.2. Сообщение темы урока.
– Какое произведение читали дома? Назовите автора.
(“Синяя птица”. М. Метерлинк)
1) Выставка принесенных учащимися книг. Рассматривание обложки книги.
2) Обмен впечатлениями.
– Какие мысли возникали у вас во время чтения, после прочтения книги?
3) Прослушивание кратких пересказов понравившихся отрывков.
3. Сообщение цели урока.– Сегодня на уроке будем учиться составлять аннотацию к произведению.
– Как вы думаете, что такое аннотация?
Чтение определения из “Толкового словаря”.
Аннотация – краткая характеристика книги, раскрывающая ее содержание, назначение и другие особенности.
– Итак, чтобы составить правильно аннотацию, мы должны разобраться с содержанием книги и определить ее главную мысль.
4. Рассказ учителя об авторе.Морис Метерлинк – бельгийский писатель, писал на французском языке. Почти всю жизнь прожил в Париже. Писал стихи, пьесы, сказки, драмы, статьи.
Пьеса-сказка “Синяя птица” написана в 1905 году. Впервые поставлена во МХАТе в 1908 году. Метерлинк назвал свое произведение феерия.
Феерия –
1) представление с фантастическим сюжетом, красочными костюмами и декорациями;
2) волшебное, сказочное действие.
– Согласны ли вы, что “Синяя птица” – это феерия?
5. Предварительная работа по составлению аннотации.1) Характеристика книги.
– Почему фея Берилюна решила отправить за Синей птицей именно Тильтиля и Митиль?
– Как вы поняли, что это такое – скрытая сущность вещей?
– Назовите героев по описанию:
- Вертлявое красное существо с ужасным нравом. (Огонь)
- Важный румяный толстячок. (Хлеб)
- Белоснежный красавец, который так искриться, словно сделан из снега. (Сахар)
- Робкое существо в пышном платье. (Молоко)
- Унылая дама в струящихся одеждах. (Вода)
– Почему именно этих героев отправила фея в путешествие вместе с детьми?
2) Прием прогнозирования.
– Если бы вы были автором сказки, кого бы вы отправили с детьми? Попробуйте описать этого героя одной фразой.
Индивидуальная работа в тетради по внеклассному чтению.
Заслушивание ответов детей.
3) Определение главной мысли произведения.
– Почему Тильтиль не огорчился, что Синяя птица улетела, а сказал, что он теперь знает, где ее искать?
– Как вы думаете, где же нужно искать Синюю птицу?
– Что представляет собой Синяя птица по замыслу автора?
(Птица счастья)
– Что такое счастье? Где его нужно искать?
Зачитывание ответов детей на вопрос: Что для тебя значит счастье?
(Анкетирование было проведено заранее).
– Каждый из вас описал свое представление о счастье.
– Послушайте, какие интересные ответы вы написали.
Счастье – это:
- когда тебя понимают, уважают;
- есть друзья;
- осуществляется мечта;
- родные с тобой;
- у тебя все получается
- жить в мире и согласии;
- хорошая семья;
- тебя любят, и ты любишь;
- помогают исправить недостатки;
- это вся жизнь!
– Ребята, а как вы думаете, далеко ли надо искать свое счастье?
(В своей семье, со своими родными, друзьями.)
6. Групповая работа.– Составить аннотацию к книге М.Метерлинка “Синяя птица”.
а) Самостоятельная работа детей по группам.
б) Обмен информацией.
в) Обсуждение.
г) Запись в тетради самой удачной аннотации.
Пример аннотации:
В сказке Метерлинка “Синяя птица” говорится о мальчике Тильтиле и его сестренке Митиль, которые вместе с Душами предметов по просьбе феи отправляются на поиски Синей птицы – счастья. Они побывали во многих местах, но Синей птицы так и не нашли. Дети поняли, что счастье всегда рядом, надо только вовремя разглядеть его.
д) – Какие знания и умения нам понадобились, чтобы составить аннотацию к литературному произведению?
(Хорошее знание текста; умение определить главную мысль, которую хотел донести до нас автор; умение формулировать кратко и четко)
7. Подведение итогов.– Как вы думаете, почему Метерлинк выбрал символом счастья – птицу?
- Птица – символ счастья у многих народов.
- На Руси – деревянные птицы в доме, жар – птица.
- Синяя птица стала эмблемой Музыкального театра в Москве.
– Кому из героев сказки принадлежат эти слова:
Если человек благороден и честен, сияние Света и Добра не покидает его до самого конца жизни. (Душе Света)
– Я желаю вам, чтобы у каждого из вас в жизни было как можно больше Света, Добра и Счастья.
8. Рефлексия.– Какое задание вам понравилось выполнять больше всего?