Цели и задачи:
Речевые:
1. Закрепить знания детей о твёрдости и мягкости
согласных звуков.
2. Дифференцировать согласные звуки перед
гласными: И-Ы.
3. Формировать умение грамматически правильно
обозначать твёрдые и мягкие согласные на письме
при помощи букв: И, Ы.
4. Развивать фонематическое восприятие.
Неречевые:
1. Развивать зрительно-моторные координации,
мелкую моторику кисти и пальцев рук, слуховое
внимание, навыки самоконтроля.
2. Развивать умение взаимодействовать в группе,
принимать общее решение, быть добрыми и
отзывчивыми.
Оборудование:
- фигуры мамонтёнка, слона;
- набор карточек-“льдинок” с заданиями и для поощрения за правильный ответ;
- грамзапись песни “Мамонтёнка”;
- 2 наборных полотна;
- серия предметных картинок: лиса, белка, сосна, ёлка.
Индивидуально для каждого ребёнка:
- наборы фишек синего, зелёного, красного цвета для составления “звуковых схем”;
- карточки–слоги (в малиновых конвертах),
- набор букв (в красных конвертах),
- набор счётных палочек (в оранжевых конвертах)
Ход занятия
I. Организационный момент.
Звучит 1 куплет песни Мамонтёнка.
Вступительная беседа.
Мамонтёнок попал в беду. Он потерял свою маму. К ней малыш сможет попасть, перебравшись через море “Русского языка” по “льдинкам”.
“Льдинки” эти непростые, это задания, которые нужно выполнить во время занятия. Тогда “льдинки” образуют мост, и по нему Мамонтёнок пройдёт на берег к своей маме.
– Поможем малышу?
II. Основная часть.
1. Сообщение темы и целей занятия:
– Помогая Мамонтёнку, будем учиться читать и писать слова, в которых после твёрдых и мягких согласных стоят буквы…. А вот какие попробуйте догадаться сами.
– Прочтите слова, записанные на доске, выделите гласные буквы, которые встречаются чаще других:
сыр |
мир |
мыло |
тир |
дом |
сад |
мышь |
тигр |
– С какими буквами будем работать?
2. Сравнение звуков И – Ы по акустическим признакам.
Сравнение гласных Ы – И в печатном и рукописном шрифте.
3. Развитие слухового внимания и фонематического анализа.
а) Соотнесение слогов со “звуковыми схемами”.
(На доске два наборных полотна с расположенными над ними схемами слогов: с мягким согласным – фишка зелёного и красного цвета; с твёрдым согласным – фишка синего и красного цвета)
– Первая “льдинка” с заданием – малинового цвета, значит, первое задание мы должны выполнить то, которое находится в малиновых конвертах. Возьмите малиновые конверты, откройте их, достаньте карточки-слоги, прочтите их и поставьте на наборное полотно под соответствующую схему.
(Слоги: ты – ти, ми – мы, ни – ны, ви – вы, ры – ри. (Образец рассуждения: в слоге МИ согласный М – мягкий, ставлю под схему с зелёной фишкой)
– Проверьте выполненную работу, прочтите слоги, стоящие слева. Что у них общего?
– Почему согласные в этих словах произносятся мягко?
(аналогично со слогами с твёрдыми согласными)
– Чем различаются слоги, стоящие слева и справа?
– Какие гласные подсказывают, что согласные твёрдые, а не мягкие?
– Прочтите слоги очень внимательно. В каких слогах спрятались слова? (мы, ты, вы)
– К кому мы обращаемся при помощи этих слов?
За каждый правильный ответ и за каждое выполненное задание ребёнок получает поощрительную карточку в форме льдинки. По количеству заработанных льдинок выставляются оценки в конце занятия.
– Первое задание выполнено правильно. Начинаем строить мост с малиновой льдинки.
б) Игра “Буквы рассыпались”.
Из красного конверта, лежащего на столе, достаньте буквы и попробуйте составить из них слова (уши, мыши, лыжи)
– Верно ли, что буква и может стоять после твёрдого согласного?
– После каких твёрдых согласных всегда пишется буква и?
– Прочтите слова, которые вы составили и выделите слоги с буквой и. (Мамонтёнок продвигается по мостику)
в) Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук. Выкладывание слогов жи – ши из счётных палочек
– Выложите выделенные слоги из счётных палочек, которые находятся в оранжевых конвертах.
– Молодцы, ребята. Мамонтёнок перебирается ещё на одну льдинку, скоро он встретится со своей мамой. Но чтобы он не заболел в пути, поможем ему укрепить здоровье.
4. Физминутка. Точечный массаж. (Вращение указательным пальцем в указанных точках по часовой стрелке с лёгким нажимом)
III. Работа над темой (продолжение).Раз грудинку, два грудинку
Разотрём, расправим спинку,
Раз, два, три, четыре, пять
Надо кровь нам разогнать.
Растираем выше, выше
Осторожней и потише
Точку гормональную,
Ямку простывальную (вилочковую железу)
Мышцы шеи раз, два, три
Слева, справа разотри (повторить два раза)
Точку мы найдём над ухом
И улучшим орган слуха
Три, четыре, пять и шесть
Мозгу надо пить и есть.
Кисть руки в последней точке – “табакерочке”
Для активности потираем точку по стрелочке.
Сам себя я полечу, если только захочу.
1. Работа по словоизменению. Образование имён существительных множественного числа:
– Прочтите слова, записанные на доске:
ёж- |
карандаш - |
уж - |
нож - |
пляж - |
мышь- |
– Сколько предметов обозначает каждое слово?
– Измените, слова так, чтобы они стали обозначать не один, а несколько предметов и запишите эти слова в тетрадь.
2. Развитие зрительно-моторных координаций.
Работа по зрительно-двигательным траекториям. Слова-паронимы.
– Благодаря нашей помощи, Мамонтёнок начал продвигаться по мостику, выполним следующее задание.
На доске: и предметные картинки мышки и мишки.
– Прочтите слово с мягким согласным, стоящим вначале. Покажите мишку.
– Что произойдёт со словом, если вместо гласной И мы поставим Ы? Покажите мышку.
Составьте словосочетания, соединив слова при помощи стрелок.
плюшевый |
мышка |
шустрая |
мишка |
– Какими буквами отличается написание этих слов?
– Составьте предложения с данными словосочетаниями.
3. Обогащение словаря (многозначные слова; слова, обозначающие название детёнышей животных). Развитие слухового внимания.
– У вас на карточках написано стихотворение, но чтобы его прочитать, нужно вставить пропущенные буквы: И или Ы. Вставьте буквы и прочтите стихотворение.
Шла л…с…ца вдоль троп…нки
И несла гр…бы в корз…нке:
Пять опят и пять л…с…чек
Для л…сят и для л…сичек.
И. Мазнин.
– О каких лисятах и лисичках идёт речь?
– Как называется детёныш лисы? А если их много? Назови всю “семью” лисы: папа – …, мама – … дети – …. .
– Какая буква “показывает”, что согласный произносится мягко?
– Наш герой уже почти добрался до берега, ему осталось совсем чуть-чуть до встречи с мамой. Выполним последнее задание.
4. Совершенствование грамматического строя речи. Развитие навыка самоконтроля.
Упражнение в согласовании прилагательных и существительных.
– Вместо картинок вставьте и запишите слово так, чтобы получилось предложение (предложение записано на доске).
У (картинка сосны) и (картинка ёлки) колючие иголки.
У (картинка лисы) и (картинка белки) пушистый хвост.
– Мягкие согласные подчеркни зелёным цветом, твёрдые – синим.
– Запишите предложение по памяти в тетрадь.
– Мягкие согласные подчеркни зелёным цветом, твёрдые – синим.
– Проверьте написанное вами предложение по образцу, данному на доске
IV. Итог занятия.
– Мамонтёнок встретился бы со своей мамой, но ему не хватило маленького кусочка льдинки. Льдинок – заданий больше нет.
-Как нам быть, где взять льдинку? Кто поможет Мамонтенку? (кто-то из детей отдает свою поощрительную льдинку)
– Я очень рада, что ваша доброта и отзывчивость помогли состояться этой встрече.
-Давайте вспомним, какую работу нам пришлось выполнить, чтобы Мамонтёнок нашёл свою маму.
– Вспомните, какие слова с буквой И нам сегодня встретились? А с буквой Ы?
– Молодцы, занятие окончено.