Цели:
Обучающие:
– повторить написание корня,
– безударные гласные в корне слова,
– парные согласные в корне слова,
– упражняться в написании слов с непроизносимыми согласными в корне слова.
Развивающие:
– развивать внимание, мышление, память,
– навыки проектной деятельности,
– умение поставить вопрос, выслушать товарища, оценить правильность ответа.
Воспитывающая:
– воспитывать интерес к предмету,
– доброжелательное отношение друг к другу,
– чувство тактичности.
Оборудование: алгоритм работы, индивидуальные карточки, кроссворд.
Ход урока
1. Орг. момент:
Учитесь с улыбкой,
Шутите, учась!
Любая ошибка
Исчезнет, боясь
Весёлой науки
И радостных глаз.
Учитесъ без скуки-
Как мы! В добрый час!
2. Минутка чистописания:
– Рассмотрите образцы букв.
Бп чк пп д л т в
– Над чем будем работать? (Буквы одинаковой высоты, ширины, наклона).
– Какие буквы записали?
– В какой части слова можно встретить данные буквы?
– Что такое корень? (Схема правило).
– Какие орфограммы корня знаете?
Безударные гласные в корне слова:
В корне часто гласные,
Хитрые, опасные
Слышатся неправильно
Есть такое правило…
Нужно слово изменять-
Удареньем проверять.
Буква, чтоб коварная
Стала в нём ударная.
Вред – проверка для вредить.
Смех – проверили смешить.
Парные согласные в корне:
Если слышишь парный звук
Будь внимателен, мой друг,
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй.
Непроизносимые согласные в корне:
Иногда согласные играют с нами в прятки.
Они не произносятся, но пишутся в тетрадке.
Мы родственное слово должны подобрать
Чтоб “л” и “т” и “д” и “ в”
В них чётко написать.
3. Сообщение темы и цели урока.
– Какие орфограммы будем отрабатывать на уроке?
Работать на уроке будем по следующему алгоритму.
Алгоритм работы:
1. Услышать или увидеть.
2. Часть слова.
3. Проверить.
4. Записать.
5. Отметить орфограмму.
На урок некоторые из учеников приготовили задания, которые мы должны выполнить. Ваши товарищи оценят вас за выполненную работу.
4. Работа по теме.
1). Расшифруй пословицу. (Работа в группах)
т |
а |
е |
с |
о |
и |
в |
е |
б |
с |
е |
л |
а |
е |
ц |
и |
р |
р |
д |
т |
– Объясните смысл пословицы.
– Найдите известные орфограммы.
– Подберите проверочные слова.
– Комментированное письмо
Читаем с левого угла вверх и вниз, снизу вверх.
Работа и сердце веселит.
2). Вставь пропущенную букву. (Индивидуальные карточки)
Гиган…ский |
доблес…ный |
Блес…нуть |
ненавис…ный |
Вкус..ный |
праз…ничный |
Счас…ливый |
ужас…ный. |
– Взаимопроверка. (Схема – таблица)
3). Найти лишнее слово.
Лишнее слово записать в тетрадь. Объяснить.
– Поз..ний, ус..ный, ре ..кий, звёз..ный.
– Мес…ность, лес…ница, вес…ник, грус…ный.
– Ужас…ный, вкус..ный, опас…ный, радос…ный.
4) Составь словосочетание.
Праздник цветы, участие беседа, ненастье погода, честь подвиг, гигант завод, поздно вечер, интерес рассказ, звёзды братья, устно счёт, ярость ветер, опасно дорога.
– Записать два словосочетания которые запомнили, подчеркнуть орфограмму.
5). Игра в прятки.
– Заменить слово, называющее предмет словом-синонимом.
Здешний житель – местный,
Пасмурный день – ненастный,
Печальная картина – грустная,
Правдивый ответ – честный,
Огромный завод – гигантский,
Знаменитый артист – известный,
Весёлый мальчик – радостный.
6). Работа в группах. Выписать слова с непроизносимыми согласными в корне.
Поздно вечером мы возвращались домой. Молния осветила окрестность. Густой тростник на пруду казался большими деревьями.
– Прочитать, объяснить.
7). Скажи одним словом, запиши, подчеркни орфограмму.
– небесное прекрасное светило (солнце);
– антоним слова “ радостно” (грустно);
– приспособление, по которому поднимаются вверх и спускаются вниз (лестница);
– орган живых существ, который перекачивает кровь (сердце);
– бабочка, которая любит капусту (капустница);
– глубокий вечер (поздно).
5. Рефлексия.
– Как проверить непроизносимый согласный в корне слова?
– Как проверить безударный гласный в корне слова?
– Как проверить парный согласный в корне слова?
Разобраться в словах – это значит “ открыть” его, понять его смысл.
С. Островский “ Первородство”.
К словам привыкаешь день ото дня,
А они первородного смысла полны…
Когда я слышу:
– Извините меня! –
Это значит:
– Исключи меня из вины!
А когда я слышу: “ Обереги меня! ”
Это значит:
– Спрячь меня за щитом!
Вслушайся. Вникни. Не позабудь.
У каждого слова свой норов. Своё нутро.
И если ты в эту проникнешь суть.
Слово тебе сотворит добро.