Краткое описание проекта
Данный проект предполагает исследование отдельной главы учебника обществознания под редакцией АИ Кравченко, которая включает в себя в среднем от 5 до 8 аудиторных часов. А так же привлекаются дополнительные ресурсы по данной теме и по желанию учащихся.
При изучении конкретной главы планируется выполнение определенных заданий:
- построение терминологической модели (кластера);
- составление теста по материалам изучаемой главы;
- выполнение и презентация одного на выбор из предложенных учителем проектов;
- формулировка и озвучивание собственного мнения, позиции, критического оценивания изучаемых материалов данной главы, т.е. умение дискутировать;
- выполнение зачетной работы.
В результате изучения материала по такой методике каждый учащийся будет иметь, как минимум пять оценок и обязательно приобретет определенные компетенции необходимые для дальнейшей жизни за стенами школы.
Деятельность учащихся предполагает: отбор, систематизацию, определенное оформление с элементами творчества своей работы по материалу, проходящему в рамках главы учебника. Критическое отношение, выработку собственного мнения, решение задач с практическим содержанием. Отдельным этапом проекта становятся диспут, конференция с обязательной защитой выбранного проекта по изучаемой теме.
Цели и задачи проекта
Создание модели урока инновационного характера, отвечающего потребностям всех участников образовательного процесса, которая предполагает:
- Образовательную цель – изучить и систематизировать теоретический материал на уровне определенном стандартом образования;
- Воспитательную цель – формирование критического и осмысленного отношения к самостоятельной деятельности, личной ответственности обучающихся, т.е. формирование ключевых компетенций, а также воспитание уважительного и терпимого отношения к любой личности;
- Развивающую цель – развитие умения мыслить, анализировать, сравнивать.
Задачи:
- Создать для учащихся комфортное творческое пространство, неформальную среду общения и возможности самореализации на уроках обществознания;
- Обеспечить обучающимся возможность выбора характера деятельности и темы по их интересам и склонностям;
- Способствовать формированию творческих групп исходя из их личного желания;
- Содействовать проявляющейся активности учащихся в овладении определенной суммой знаний, исходя из потребностей профильной школы.
Алгоритм проведения проекта (этапы, шаги, задания, последовательность их выполнения, список занятий и их содержание)
Предполагает:
- выбор класса или классов на уровне администрации школы, в которых учитель будет работать по данной методике;
- проведение совместного родительского собрания (учащиеся, родители, администрация, учитель), где объясняется схема обучения уроков обществознания;
- совместно с учащимися разрабатываются и затем утверждаются на методическом объединении критерии оценивания определенных видов деятельности учащихся и механизм выставления оценок.
Модель преподавания урока обществознания включает в себя несколько этапов работы, а время проведения их зависит от целей и задач и варьируется от 5 -10 минут до 1 – 2 уроков. Всего на изучение главы уходит от 5 до 12 уроков, в зависимости от количества часов отводимых тематическим планированием и определенным образовательным стандартом по предмету.
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащегося |
1 этап |
Учитель объявляет тему |
Учащиеся выдвигают проблемы, обсуждают и составляют ассоциативный ряд. |
|
Учитель формулирует темы для исследований и предлагает учащимся для выбора |
Учащиеся выбирают предложенные темы или формулируют свою. |
Учитель проводит организационную работу по объединению учащихся в группы |
Учащиеся группируются и определяют свои роли для выполнения исследования |
|
Учитель проводит работу по форме представления итогового материала |
Учащиеся определяются, как будут представлять результат исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, презентация, сайт, гостиная и т.д. |
|
2 этап |
Учитель проводит вводную лекцию, в зависимости от сложности материала по времени она занимает от 15 до 30 минут |
Учащиеся конспектируют, обсуждают и начинают работать в классе, а дома продолжают над кластером |
Под руководством учителя или подготовленного учащегося определяется круг источников информации, задания, вопросы |
Учащиеся исследуют литературу, Интернет-ресурсы, подбирают иллюстрации и продумывают оформление |
|
3 этап |
Проводит урок решения практических задач, используя различные интересные формы проведения урока, и предлагает познакомиться с тестовой работой по данной теме |
Учащиеся учатся решать задачи с практическим содержанием, и составляют свой тест по материалам данной главы или выбранной теме в любой тестовой программе, которой они владеют. |
4 этап |
Определяется круг вопросов, для дискуссии и продолжается консультирование учащихся по исследовательской деятельности |
Учащиеся систематизируют отобранный материал и приступают к его оформлению. Дома готовятся к дискуссионным вопросам |
5 этап |
Проведение урока-дискуссии |
Учащиеся формулируют собственное отношение к изучаемой теме и разрабатывают модели, стратегии и т.д. Учатся вести дискуссию |
6 этап |
Оформление работы: учитель-консультант |
Оформляют саму работу и мультимедийную презентацию к ней, с помощью которой учащиеся будут представлять результаты своего исследования |
7 этап |
Проведение конференции |
Ребята защищают свои работы |
Подведение итогов. |
Рефлексия |
|
8 этап |
Зачет. |
Приемлема любая форма |
На какое количество учебных часов рассчитан проект:
Полностью: 5 – 7 недель.
Из них аудиторных часов: 7 – 12 часов.
Какой результат ожидается “на выходе”:
Таблица с оценками (см. Приложение).
Возможности развития проекта:
По данной схеме можно проводить уроки и по другим устным предметам
Планирование проекта
Методические и учебные материалы, рекомендуемые учителю для подготовки к проведению проектов:
И. Кравченко, Обществознание,
учебники для 8-9, 10-11 классов,
Москва “Русское слово”,
Год издания – начиная с 2000.
Е.А. Певцова, Обществознание, книга для
учителя,
Москва “Русское слово”,
Год издания – начиная с 2000.
А.И. Кравченко, Задачник по обществознанию,
10-11 класс,
Москва “Русское слово”,
Год издания – начиная с 2000.
Материалы Интернет-сайтов
Перечень некоторых возможных тем проекта:
- “Общество и человек”.
- “Научное познание общества”.
- “Культура и духовная жизнь”.
- “Человек и его права”.
- “Политическая система общества”.
Время и сроки проведения проекта:
В зависимости от количества часов отводимых на изучение данной темы программой и зафиксированных в тематическом планировании.
Принципы оценивания результатов работ:
Учитель может разработать самостоятельно, взяв за основу модель оценивания деятельности учащихся, предложенную А.Е. Певцовой в книге для учителя “Обществознание”, Москва, “Русское слово”, 2000 стр.202-2004
Требуемое оборудование для проведения проекта:
- Программа создания презентаций типа Power Point.
- Любая имеющаяся программа для создания сайтов.
- Глобальная сеть интернет.
- Обучающие диски “Обществознание”.
- Необходимая литература конкретно по теме проекта.