Методика преподавания обществознания

Разделы: Общепедагогические технологии


Краткое описание проекта

Данный проект предполагает исследование отдельной главы учебника обществознания под редакцией АИ Кравченко, которая включает в себя в среднем от 5 до 8 аудиторных часов. А так же привлекаются дополнительные ресурсы по данной теме и по желанию учащихся.

При изучении конкретной главы планируется выполнение определенных заданий:

  • построение терминологической модели (кластера);
  • составление теста по материалам изучаемой главы;
  • выполнение и презентация одного на выбор из предложенных учителем проектов;
  • формулировка и озвучивание собственного мнения, позиции, критического оценивания изучаемых материалов данной главы, т.е. умение дискутировать;
  • выполнение зачетной работы.

В результате изучения материала по такой методике каждый учащийся будет иметь, как минимум пять оценок и обязательно приобретет определенные компетенции необходимые для дальнейшей жизни за стенами школы.

Деятельность учащихся предполагает: отбор, систематизацию, определенное оформление с элементами творчества своей работы по материалу, проходящему в рамках главы учебника. Критическое отношение, выработку собственного мнения, решение задач с практическим содержанием. Отдельным этапом проекта становятся диспут, конференция с обязательной защитой выбранного проекта по изучаемой теме.

Цели и задачи проекта

Создание модели урока инновационного характера, отвечающего потребностям всех участников образовательного процесса, которая предполагает:

  1. Образовательную цель – изучить и систематизировать теоретический материал на уровне определенном стандартом образования;
  2. Воспитательную цель – формирование критического и осмысленного отношения к самостоятельной деятельности, личной ответственности обучающихся, т.е. формирование ключевых компетенций, а также воспитание уважительного и терпимого отношения к любой личности;
  3. Развивающую цель – развитие умения мыслить, анализировать, сравнивать.

Задачи:

  1. Создать для учащихся комфортное творческое пространство, неформальную среду общения и возможности самореализации на уроках обществознания;
  2. Обеспечить обучающимся возможность выбора характера деятельности и темы по их интересам и склонностям;
  3. Способствовать формированию творческих групп исходя из их личного желания;
  4. Содействовать проявляющейся активности учащихся в овладении определенной суммой знаний, исходя из потребностей профильной школы.

Алгоритм проведения проекта (этапы, шаги, задания, последовательность их выполнения, список занятий и их содержание)

Предполагает:

  • выбор класса или классов на уровне администрации школы, в которых учитель будет работать по данной методике;
  • проведение совместного родительского собрания (учащиеся, родители, администрация, учитель), где объясняется схема обучения уроков обществознания;
  • совместно с учащимися разрабатываются и затем утверждаются на методическом объединении критерии оценивания определенных видов деятельности учащихся и механизм выставления оценок.

Модель преподавания урока обществознания включает в себя несколько этапов работы, а время проведения их зависит от целей и задач и варьируется от 5 -10 минут до 1 – 2 уроков. Всего на изучение главы уходит от 5 до 12 уроков, в зависимости от количества часов отводимых тематическим планированием и определенным образовательным стандартом по предмету.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

1 этап

Учитель объявляет тему

Учащиеся выдвигают проблемы, обсуждают и составляют ассоциативный ряд.

 

Учитель формулирует темы для исследований и предлагает учащимся для выбора

Учащиеся выбирают предложенные темы или формулируют свою.

 

Учитель проводит организационную работу по объединению учащихся в группы

Учащиеся группируются и определяют свои роли для выполнения исследования

 

Учитель проводит работу по форме представления итогового материала

Учащиеся определяются, как будут представлять результат исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, презентация, сайт, гостиная и т.д.

2 этап

Учитель проводит вводную лекцию, в зависимости от сложности материала по времени она занимает от 15 до 30 минут

Учащиеся конспектируют, обсуждают и начинают работать в классе, а дома продолжают над кластером

 

Под руководством учителя или подготовленного учащегося определяется круг источников информации, задания, вопросы

Учащиеся исследуют литературу, Интернет-ресурсы, подбирают иллюстрации и продумывают оформление

3 этап

Проводит урок решения практических задач, используя различные интересные формы проведения урока, и предлагает познакомиться с тестовой работой по данной теме

Учащиеся учатся решать задачи с практическим содержанием, и составляют свой тест по материалам данной главы или выбранной теме в любой тестовой программе, которой они владеют.

4 этап

Определяется круг вопросов, для дискуссии и продолжается консультирование учащихся по исследовательской деятельности

Учащиеся систематизируют отобранный материал и приступают к его оформлению. Дома готовятся к дискуссионным вопросам

5 этап

Проведение урока-дискуссии

Учащиеся формулируют собственное отношение к изучаемой теме и разрабатывают модели, стратегии и т.д. Учатся вести дискуссию

6 этап

Оформление работы: учитель-консультант

Оформляют саму работу и мультимедийную презентацию к ней, с помощью которой учащиеся будут представлять результаты своего исследования

7 этап

Проведение конференции

Ребята защищают свои работы

 

Подведение итогов.

Рефлексия

8 этап

Зачет.

Приемлема любая форма

На какое количество учебных часов рассчитан проект:

Полностью: 5 – 7 недель.

Из них аудиторных часов: 7 – 12 часов.

Какой результат ожидается “на выходе”:

Таблица с оценками (см. Приложение).

Возможности развития проекта:

По данной схеме можно проводить уроки и по другим устным предметам

Планирование проекта

Методические и учебные материалы, рекомендуемые учителю для подготовки к проведению проектов:

И. Кравченко, Обществознание,
учебники для 8-9, 10-11 классов,
Москва “Русское слово”,
Год издания – начиная с 2000.

Е.А. Певцова, Обществознание, книга для учителя,
Москва “Русское слово”,
Год издания – начиная с 2000.

А.И. Кравченко, Задачник по обществознанию,
10-11 класс,
Москва “Русское слово”,
Год издания – начиная с 2000.

Материалы Интернет-сайтов

Перечень некоторых возможных тем проекта:

  • “Общество и человек”.
  • “Научное познание общества”.
  • “Культура и духовная жизнь”.
  • “Человек и его права”.
  • “Политическая система общества”.

Время и сроки проведения проекта:

В зависимости от количества часов отводимых на изучение данной темы программой и зафиксированных в тематическом планировании.

Принципы оценивания результатов работ:

Учитель может разработать самостоятельно, взяв за основу модель оценивания деятельности учащихся, предложенную А.Е. Певцовой в книге для учителя “Обществознание”, Москва, “Русское слово”, 2000 стр.202-2004

Требуемое оборудование для проведения проекта:

  • Программа создания презентаций типа Power Point.
  • Любая имеющаяся программа для создания сайтов.
  • Глобальная сеть интернет.
  • Обучающие диски “Обществознание”.
  • Необходимая литература конкретно по теме проекта.

Приложение