Организация исследовательской практики дошкольников

Разделы: Школьная психологическая служба


Современный мир очень динамичен. С началом XXI века становится все более очевидным, что умения и навыки исследовательского поиска требуются не только тем, чья жизнь связана с научной работой, они необходимы каждому человеку. Это ведет к пересмотру роли и значения исследовательского поведения человека в современной психологии, а педагогику ориентирует на переоценку роли исследовательских методов обучения в практике массового образования.

Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. В основе их лежит механизм поисковой активности, функционирование которого необходимо, для того чтобы организм сохранял устойчивость в динамичном, непрерывно меняющемся мире.

Таким образом, внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создает условия для исследовательского обучения.

Главная цель исследовательского обучения – формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры (А.И. Савенков). Иными словами, главная цель исследовательского обучения – формирование навыков исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельностьособый вид деятельности, порождаемый в результате функционирования механизма поисковой активности и строящийся на базе ее исследовательского поведения. Но если поисковая активность предполагает только поиск в условиях неопределенной ситуации, то исследовательская деятельность включает в себя  анализ получаемых результатов,  оценку на их основе развития ситуации,  прогнозирование (построение гипотез) дальнейшего ее эволюционирования, а также моделирование своих будущих, предполагаемых действий.

Многие психологи и педагоги отмечают важность исследовательского поведения в плане развития и, прежде всего, саморазвития личности. Известный специалист в области психологии детской одаренности и обучения одаренных детей Н. С. Лейтес отмечает, что особая потребность в умственном поиске, в умственной нагрузке наиболее характерна для одаренных детей, даже тех, чьи необычные способности не сразу видны. В значительной степени благодаря этому обеспечивается более высокий уровень развития познавательных способностей. “Детская любознательность, — как отмечает Н. С. Лейтес, – если её удается сохранить, дает постоянный стимул к развитию способностей”.

И напротив, как отмечают исследователи В. С. Ротенберг и С. М. Бондаренко: “Постоянное отсутствие поисковой активности приводит к тому, что индивид оказывается беспомощным при любом столкновении с трудностями или даже с такими ситуациями, которые в других условиях как трудности не воспринимаются”.

В образовательном плане не менее важно и другое, тесно связанное с этим обстоятельством наблюдение. Нереализованная исследовательская активность ребенка может найти и обычно находит выход в деструктивной деятельности: потребность должна тем или иным способом удовлетворяться.

Таким образом, создание условий для реализации потребности в исследовательской активности в целях развития и саморазвития личности ребенка также является способом профилактики поведенческих девиаций.

Существует множество путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка. Предлагаемая нами программа развития исследовательских способностей ребенка является одним из шагов на пути создания психолого-педагогических технологий исследовательского обучения.

Умения и навыки исследователя, полученные на специальных занятиях, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности, в том числе – учебную, тем самым способствуют успешному вхождению ребенка в школьную жизнь.

Целью организации исследовательской практики дошкольников является создание условий для развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка и его трансформации в процесс саморазвития путем совершенствования исследовательских способностей.

Задачи:

  • Развитие познавательных мотивов дошкольников.
  • Развитие познавательных способностей дошкольников.
  • Обучение дошкольников специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований и проектирования.
  • Формирование и развитие у дошкольников умений и навыков исследовательского поиска и творческого проектирования.
  • Формирование у дошкольников, родителей представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
  • Формирование социальных компетенций: толерантности, способности к сотрудничеству, повышение адаптивных способностей детей.

Главное содержание работы — проведение детьми исследований и выполнение творческих проектов под руководством взрослого. Тренировочные занятия по данной программе носят обучающий характер и предполагают постепенное усвоение детьми методики проведения самостоятельного исследования.

Количество часов, отведенное на работу по данной программе, может варьироваться в зависимости от возможностей педагога и образовательного учреждения.

Учитывая психологические особенности детей дошкольного возраста, можно предположить, что проведение ими самостоятельных исследований, за пределами учебных занятий, может вызвать значительные затруднения. Поэтому на тренировочные занятия целесообразно приглашать родителей, чтобы они познакомились с методикой проведения исследования и в дальнейшем могли оказывать детям необходимую помощь на всех этапах.

Структура учебного исследования ребенка включает следующие основные этапы:

  • выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
  • выдвижение гипотез;
  • поиск и предложение возможных вариантов решения;
  • сбор материала;
  • обобщение полученных данных;
  • подготовка проекта (сообщение, доклад, макет и др.);
  • защита проекта.

Занятие 1. Занятие с родителями.

Цели:

  • формирование у родителей мотивации участия в работе по данной программе;
  • ознакомление родителей с задачами программы и формами работы;
  • ознакомление с методами организации и проведения исследования.

Содержание занятия.

1. Педагог проводит беседу с родителями, в ходе которой знакомит родителей с задачами программы и предполагаемыми результатами работы.

2. Далее ведущий проводит ознакомление с методами организации и проведения детского исследования, оговаривает возможные варианты и объем помощи, оказываемой родителями ребенку. Желательно это сделать на примере законченного детского исследования.

3. Для того, чтобы систематизировать процесс домашних учебных исследований, родителям предлагается примерная классификация направлений детских работ:

1. Живая природа:           

       а) зоология; б) ботаника; в) генетика; г) природопользование.

2. Человек:

       а) происхождение человека; б) развитие человеческого организма; в) медицина; г) психология человека; д) деятельность; е) выдающиеся мыслители.

3. Общество:

       а) цивилизации; б) государства и страны; в) история; г) демография; д) государственные деятели.

4. Культура:

       а) язык; б) религия; в) искусство; г) образование.

5. Земля:

       а) география; б) климат; в) строение Земли.

6. Вселенная:

       а) галактики; б) Солнце; в) звезды; г) планеты.

7. Наука:

       а) математика; б) физика; в) химия; г) астрономия; д) история науки.

8. Техника:

       а) транспорт; б) промышленность; в) техническое конструирование и дизайн; г) строительство.

9. Экономика:

       а) финансы и производство; б) деньги и торговля; в) банки.

4.Педагог знакомит родителей с “Памяткой”, в которой даны рекомендации по оказанию помощи ребенку, выполняющему исследовательскую работу.

Оговариваются сроки выполнения домашнего исследования – 2,5-3 месяца.

Материал:

Памятка взрослому.

  • подходите к проведению работы творчески;
  • не сдерживайте инициативы детей;
  • поощряйте самостоятельность, избегайте прямых инструкций, учите детей действовать независимо;
  • помните о главном “педагогическом” результате – не делайте за ребенка то, что он может сделать (или может научиться делать) самостоятельно;
  • не спешите с вынесением оценочных суждений;
  • оценивая, помните: лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что раскритиковать;
  • обратите внимание на основные составляющие процесса усвоения знаний:

а) учите прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями; б) старайтесь формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования; в) старайтесь обучать ребенка умениям анализировать, синтезировать, классифицировать информацию.  

Занятие 2. “Что такое исследование”.

Цели:

  • формирование у дошкольников мотивации участия в работе по данной программе;
  • создание в группе доброжелательной психологической атмосферы;
  • знакомство с понятиями “наука”, “ученый”, “исследование”;
  • корректировка детских представлений о содержании понятий “наука”, “ученый”, “исследование”.

Содержание занятия.

1. Коллективное обсуждение вопросов:

  • – кто такие ученые-исследователи?
  • – что такое наука?
  • – что такое исследование?
  • – где и как человек проводит исследования?
  • – как люди используют результаты научных исследований?
  • – что такое научное открытие?

Далее ведущий сообщает детям, что на занятиях они будут учиться проводить исследования так, как это делают взрослые ученые

2. Знакомство с основными методами исследования.

Вопросы для обсуждения:

Как вы думаете, с чего начинает исследование ученый?

Что ученые делают, чтобы получить информацию, узнать что-то новое?

В ходе коллективного обсуждения называются основные исследовательские методы:

  • Подумать самостоятельно.
  • Спросить у другого человека.
  • Посмотреть в книгах
  • Посмотреть по телевизору (познакомиться с кино– и телефильмами по теме своего исследования).
  • Получить информацию у компьютера.
  • Понаблюдать.
  • Провести эксперимент.

Каждому методу соответствует определенная карточка с символическим изображением, которая выкладывается перед детьми по мере называния методов [1].

После того, как все методы названы, необходимо упорядочить и привести в определенную последовательность методы исследования. Для этого задаем детям вопрос: “С чего нужно начать исследование? Что делать потом?” В процессе обсуждения важно подвести детей к мысли о том, что сначала надо подумать самостоятельно.

Набор карточек может быть дополнен в зависимости от количества методов, которые предполагается использовать.

3. Обобщение информации.

Материал: Набор карточек.

Занятие 3. Как делать записи. Обучение навыкам пиктографического письма.

Цели:

  • развитие гибкости мышления при работе с образной информацией;
  • развитие умения работать с метафорой;
  • формирование умения структурировать материал.

Содержание занятия.

Проведение исследовательской работы предполагает фиксацию как промежуточных, так и конечных результатов исследования. Учитывая то обстоятельство, что дошкольники в основном не владеют навыками письменной речи, необходимо обучить их альтернативным способам фиксации информации. Одним из возможных способов является пиктографическое письмо.

1. Вступительное слово ведущего: чтобы материалы, собранные исследователем, не забылись и не потерялись, исследователь их обычно записывает. Записи можно делать с использованием значков. Такие записи называют пиктограммами. Пиктограммами люди научились пользоваться гораздо раньше, чем изобрели буквы.

2. Ведущий читает сказку Р. Киплинга “Как было написано первое письмо”.

3. Задание для детей: “Напишите письмо в картинках”. Затем детям предлагается поменяться письмами и догадаться, о чем идет речь в полученном письме.

Материал: текст сказки Р.Киплинга “Как было написано первое письмо”.

Занятие 4. Тренировочное исследование.

Цели:

  • развитие познавательной мотивации дошкольников
  • формирование навыков проведения исследования.

Содержание занятия.

1. Выбор темы исследования. Детям предлагаются карточки с различными изображениями – темами будущих исследований. При выборе темы следует соблюдать несколько важных правил:

  • Тема должна быть интересна детям.
  • Предмет исследования должен позволять применить большую часть методов.
  • Лучше начать исследование с изучения реального предмета, взаимодействие с которым возможно в условиях помещения, в котором проводятся занятия.

В качестве примера приведем занятие по теме “Пальма”. Объектом исследования в данном случае являлась пальма, находящаяся в зеленом уголке класса.

2. Необходимо выбрать одного-двух энергичных, активных детей с хорошо развитой речью, которые будут помогать взрослому проводить исследование, фиксировать полученные результаты (выполнять рисунки – пиктограммы) и выступать с итоговым докладом.

3. Необходимо повторить методы исследования, выделенные на первом занятии; карточки с их символическим изображением разместить на видном месте.

4. Сбор информации.

  • Например, в результате использования метода “Подумать самостоятельно”, делаем вывод, что наша пальма – “комнатное растение”, хотя чаще пальмы растут в природных условиях с теплым климатом. Дети, выполняющие роль помощников, делают две пиктографические записи: на первой картинке изображают пальму в цветочном горшке, на второй – несколько пальм на солнечном морском берегу.
  • “Спросить у другого человека”. Детям была предоставлена возможность задать интересующие их вопросы присутствующим родителям. В результате была получена информация о том, что на пальмах растут плоды, которые использует в пищу человек– бананы и кокосы. (Выполняются соответствующие пиктографические записи).
  • “Узнать из книг”. В ходе проведения занятия использовались детские справочники энциклопедии, содержащие большое количество иллюстраций и краткие информативные тексты. Таким образом получена информация о различных видах пальм и их видовых отличиях (размер, форма листьев, интенсивность окраски листьев).
  • “Наблюдение и эксперимент”. В ходе наблюдения и эксперимента было установлено, что ствол и листья пальмы достаточно жесткие, горшок с пальмой расположен в достаточно освещенном месте, а почва в нем сухая, т.е. в домашних условия человек пытается создать для растения привычную среду обитания.

4. Обобщение полученных данных.

На этом этапе необходимо помочь детям обобщить собранную информацию, выделить главные и второстепенные идеи.

5. Доклад.

Дети, выполняющие роль помощника педагога, выступают с сообщениями, в которых излагают полученную информацию (с опорой на пиктографические картинки).

6. В заключении педагог подводит итог занятия, повторят основные этапы исследовательской деятельности и предлагает в качестве домашнего задания родителям вместе совместно с детьми выполнить исследование на любую интересную для них тему.

Материал: бумага для записи.

Литература:

  1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: Учебная литература, 2005.
  2. Савенков А.И. Психологические основы использования исследовательскогометода обучения. М.: Ось – 89, 2005.
  3. Савенков А.И. Путь в неизведанное: Развитие исследовательских способностей школьников. М.: Генезис, 2005.