“Я не боюсь еще и еще раз повторить:
забота о здоровье-это важнейший труд
воспитателя. От жизнедеятельности,
бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы.”
В.А. Сухомлинский.
От чего зависит здоровье человека? Многие ученые сошлись во мнении, что 25% здоровья зависит от наследственных факторов, 20%-от состояния экологии окружающей среды, 10%- от деятельности системы здравоохранения и 5%- от самого человека, от образа жизни, который он ведет.
Значительная часть жизни школьника проходит в школе. Для сохранения и укрепления здоровья школьников при организации учебного процесса необходимо соблюдать биологические и социальные принципы здорового образа жизни. Биологический принцип- образ жизни должен быть возрастным, укрепляющим, ритмичным, аскетичным, обеспечен энергетически, социальный - образ жизни должен быть эстетическим, нравственным, волевым, самоограничительным. [1]
На сегодняшний день определяются совершенно новые подходы и к организации учебного процесса, и к созданию воспитывающей среды, и к решению вопросов сохранения и укрепления здоровья школьников. Развитие здоровьесбережения, здоровьетворчества – это ведущие направления деятельности современной школы. По современным представлениям понятие “здоровый образ жизни” включает:
- отказ от вредных привычек;
- оптимальный двигательный режим;
- рациональное питание;
- личная гигиена;
- положительные эмоции.
Ориентация учащихся на здоровый образ жизни основывается на многоэтапной, постоянной, непрерывной воспитательной работе в учебное и внеурочное время. Работа по формированию здорового образа жизни должна начинаться с поступления ребенка в 1 класс. Деятельность нашего педколлектива школы на протяжении ряда лет ориентирована на разработку и внедрение здоровьесберегающих технологий в УВП. Администрацией и учителями разработана комплексно-целевая программа-“Программа здоровья учащихся”. Цель такой программы - создание здоровьеформирующей воспитательно-образовательной среды в школе. Здоровьеформирующая среда – это совокупность условий, организуемых школой при обязательном участии учащихся и их родителей с целью охраны и укрепления здоровья школьников.[4] Однако в настоящее время состояние здоровья детей. Показывает, что проблема здоровьесбережения еще далека от решения.
В такой ситуации чрезвычайно важна разработка простых и эффективных средств и методов оздоровления детей непосредственно в стенах школы. Одной из таких методик является фитотерапия. Эта методика внедрена в нашей школе в рамках реализации “Программы здоровья учащихся”.
Фитотерапия - метод оздоровления с использованием лекарственных трав и препаратов из них, соков фруктов и овощей. Соки – это продукты питания, как бы специально созданные природой для людей, страдающих конкретными болезнями. Они представляют собой природные лекарственные средства и способствуют укреплению здоровья, придают нам бодрость и энергичность, повышают нашу жизнеспособность. В силу естественного происхождения растительных продуктов их сильные лечебные свойства не вызывают побочных эффектов. Современные медицинские исследования подтверждают их уникальную способность лечить и предупреждать большое число болезней.[3] Растительные плоды содержат огромное количество целебных для растущего организма школьника веществ. Природа предлагает нам эти вещества в готовом виде.
Многовековой опыт показывает, что лекарственные травы, соки фруктов и овощей оказывают существенный положительный эффект на профилактику и лечение многих заболеваний и могут успешно использоваться в общеобразовательных учреждениях. Внедрение фитотерапии в школе следует начинать с разъяснительной работы среди педагогов, учащихся и их родителей. Желательно, чтобы непосредственной организацией занимались специалисты, имеющие практический опыт. Если таковых нет, то этот процесс может осуществляться медсестрой или школьным врачом, работниками пищеблока и членами родительского комитета.
Метод фитотерапии является составной частью традиционной медицинской деятельности и регламентируется приказом МЗ РФ №238-2003, методическими рекомендациями “ Применение метода фитотерапии в практическом здравоохранении” МЗ РФ от 1999г. и приказом МЗ РФ № 133-от 04.04.2003г. “Об утверждении инструкции по внедрению оздоровительных технологий в деятельности образовательных учреждений”.
Система оздоровления по данной методике в школе включает:
- прием напитков поливитаминного состава в течение 2-4 недель осенью и весной;
- прием по назначению медперсонала школы общеукрепляющих чаев из лекарственных трав, обязательно осенью;
- фруктовых и овощных соков в течение года.
Для внедрения фитотерапии необходимо в школе организовать кабинет фитотерапии. Например, ежедневное употребление настоя плодов шиповника позволит восполнить детский организм необходимым витамином С. Положительное воздействие фитотерапии отмечается у школьников, страдающих заболеваниями пищеварительного тракта. Педагоги отмечают повышение успеваемости у учащихся по некоторым предметам. Наблюдения сравнивались с классами, где не проводилась работа с использованием фитопрепаоатов.
Одним из важнейших вопросов организации фитотерапии является финансирование. Пока все расходы по реализации данной методики оздоровления берут на себя родители. В школе ведется большая и планомерная работа по просвещению родителей, цель которой переориентировать родителей из сторонних наблюдателей в активных участников здоровьетворчества.[2] Положительный опыт внедрения фитооздоровления накоплен школами Москвы и Татарстана. Хотелось, чтобы эта методика более активно внедрялась в школах нашего города.
Использование данной методики позволяет избежать утомления детского организма в весенний период, уменьшить заболеваемость и повысить эффективность учебы.
Литература:
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы. М.: Вако.2004.296с.
- Коростелев Н.В.Воспитание здорового школьника.М.,1986.
- Сахаров Б.М. Фитотерапия. Лечение соками.-М.:Профит Стайл,2008.-256с.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М.:АРКТИ, 2005.